Консультация для родителей «Развитие самостоятельности. Кризис трёх лет»
консультация по психологии (младшая группа)

Кризис 3-х лет – это период в развитии ребенка, который начинается примерно в возрасте 2-3 лет и продолжается до 4-5 лет. В этот период дети проходят через множество изменений в своем поведении и развитии, которые могут вызывать трудности как у самого ребенка, так и у его родителей. Это один из кризисов симптомы которого наиболее ярко и остро проявляются в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti._krizis_3_let.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельности. Кризис трёх лет»

Кризис 3-х лет – это период в развитии ребенка, который начинается примерно в возрасте 2-3 лет и продолжается до 4-5 лет. В этот период дети проходят через множество изменений в своем поведении и развитии, которые могут вызывать трудности как у самого ребенка, так и у его родителей. Это один из кризисов симптомы которого наиболее ярко и остро проявляются в поведении.

Основные признаки кризиса 3-х лет включают в себя:

  • Упрямство и сопротивление взрослым;
  • Постоянная потребность в самостоятельности;
  • Нестабильность настроения, частые перепады эмоций;
  • Отказ от прежних важных видов деятельности, игрушек и всего, что было важно и ценно;
  • Грубость и передразнивания в отношении родителей или близких взрослых;
  • Спонтанное проявление эмоций, включая крик, слезы и бурную радость;
  • Повышенная активность и энергия;
  • Сложности в контроле своих действий и поведения;

В основе возникновения кризиса лежит противоречие двух равнозначных тенденций в жизнедеятельности ребёнка: стремление принимать участие в жизни взрослых и утверждение самостоятельности. Появляется позиция «я сам», которая требует от родителей пересмотр системы отношений и предоставлении большей автономности. Каждый результат действия является для ребёнка утверждением своего Я. Ребенок стремиться показать, что он уже в состоянии многое делать самостоятельно и не хочет, чтобы его постоянно контролировали. Кроме того, в этот период ребенок начинает ощущать свою уникальность и индивидуальность. Он начинает проявлять интерес к своей внешности и как он выглядит в глазах других. В этот период перестраивается система его жизнедеятельности: переход от домашней жизни к социальной, включая посещение детского сада. Все это вызывает стресс у маленького ребенка, который еще не умеет справляться с множеством новых впечатлений, требований и ожиданий.

Родителям необходимо помочь детям пройти кризис 3-х лет, создавая для них комфортную и безопасную среду, вознаграждая положительное поведение и практикуя терпение и понимание: 

·  Будьте терпеливы. Ребенок может быть нервным, капризным и привередливым. Не пытайтесь заставить его делать то, что он не хочет делать. Дайте ему время и поддержите его;

·  Предоставьте ребенку возможность участвовать в принятии решений. Спросите, что он хочет поесть, что хочет надеть или чем заняться. Позвольте ребенку выражать свои предпочтения;

·  Предоставьте ребенку возможность играть и общаться с другими детьми. Это поможет развиваться и научит общению со сверстниками;

·  Установите жёсткие правила, но будьте гибкими. Ребенок должен знать, что есть определенные правила, которым нужно следовать, но при этом нужно быть гибким, чтобы адаптироваться к его потребностям;

·  Не забудьте про свою любовь и внимание. Кризис 3-х лет – это период, когда ребенок чувствует особую потребность в любви и заботе родителей несмотря на все упрямство и негативные поведенческие проявления. Показывайте свою любовь и поддержку, не забывайте улыбаться и обнимать своего ребенка.

Позволяя ребенку выражать свои предпочтения, он учится соотносить свои желания с социальными требованиями и нормами. Кризис затягивается, если взрослые беспрекословно принимают все хотелки ребёнка и в таком случае формируется вседозволенность, или же наоборот жестко ограничивают самостоятельность ребёнка, высмеивают или наказывают за проявления индивидуальности и намерений что-либо сделать самому. Так, формируется чувство стыда и неуверенности, подавляется мотивация к действию, реализации и пониманию своих желаний. А потом мы удивляемся, почему «ему или ей ничего не интересно, нет желания что-то делать и узнавать, ничем не интересуется и т.п.». Как следствие во взрослом возрасте все заняты поиском: кто мотивации, кто ресурса, кто своего предназначения, кто внутреннего ребёнка, а кто совсем отчаялся пишет списки и отправляет шарики в небо

Кризис 3-х лет – это нормальная и чрезвычайно важная стадия развития ребенка, связанная с формированием личности! Поддержка, терпение и понимание важности этого периода развития и, конечно же, любовь помогут вам и вашему малышу пройти этот период наиболее благоприятно. Важно помнить, что этот период временный и проходящий.

Консультация для педагогов

«Развитие самостоятельности.

Кризис трех лет»

Подготовила:

педагог - психолог

Нищенкова О.В.

г. Энгельс 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»

Уважаемые родители! Познакомьтесь с важнейшими особенностями и противоречиями психического развития трехлетнего ребёнка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это п...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности. Кризис трех лет»

К концу периода раннего детства появляются первые признаки негативизма, которые являются симптомами кризиса 3 лет....

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Развитие самостоятельности. Кризис трёх лет»

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Развитие самостоятельности. Кризис трёх лет»...

Консультация для родителей ."Развитие самостоятельности.Кризис трех лет"

laquo;Развитие самостоятельности. Кризис трех лет» Общение со взрослым имеет большое значение для развития личности детей раннего возраста. Представление о себе, первая с...