Как научить ребенка решать конфликты
статья по психологии

Гаврюшина Елена Владимировна

Материал для родителей, как научить дошкольников решать конфликтные ситуации с примерами игр и упражнений для детей для снятия напряжения в конфликтных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_reshat_konflikty.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка решать конфликты

Все мы время от времени конфликтуем. Это не хорошо и не плохо, это нормально. Везде, где есть люди и их интересы, возможны ситуации, в которых эти интересы не совпадают... Но не всегда конфликт – это крик и драка». Когда взрослые могут и умеют решать конфликтные ситуации этому важно учить и дошкольников. Сегодня речь об этом.

           Конфликт – это любая коммуникация, где желания участников отличаются. А дальше действовать можно по-разному, и участники вправе выбирать варианты: упираться до последнего, спорить до хрипоты, искать компромисс, уговаривать, угрожать или, напротив, сразу уступать. Чем больше разных стратегий в разных ситуациях вы сегодня предложите своему бунтующему трехлетке, тем больше их будет у него во взрослой жизни. Именно на ваших «конфликтах» в этом возрасте он сможет безопасно тренировать навык, который обязательно пригодится ему в будущем.

   С первых лет жизни человек конфликтует с окружающими: дети ссорятся из-за игрушек, соперничают. Они еще не усвоили принципы жизни в социуме, единственный закон для них — их желания.

   Далее человек вступает в более серьезные противостояния с одноклассниками, родителями. Он начинает понимать, что люди принадлежат к разным группам. Все, кого он встречает, относятся к какой-то из них. Он осознает, что является частью своего коллектива (группы детского сада, класса, двора, команды) и что группы тоже соперничают между собой. Навыки управления конфликтами становятся еще более необходимыми. 

              Понятие конфликта воспринимается как негативное, хотя это явление диалектическое и в итоге часто оказывается продуктивным. В чем польза конфликтов?

  • В спорах рождается истина.
  • Конфликты позволяют каждой стороне выразить свои потребности, желания и опасения, что необходимо для поиска взаимоприемлемого решения.
  • Высказав накопившиеся претензии, стороны сбрасывают напряжение.
  • Мы лучше узнаем личность собеседника, его истинные побуждения.
  • Конфликты иногда выявляют общность интересов и сближают людей.
  • Ссоры разрушают старое, отжившее и кладут начало новым отношениям, направлениям, проектам.
  • Соперничество приводит к пересмотру взглядов, стимулирует наш личностный рост и прогресс.

Маленькие дети должны пройти свой путь от стихийных противостояний (перемолвок, драк) до умения погасить и предотвратить всякий конфликт либо обернуть его себе на пользу.

         С детства ребенок должен знать, что столкновения неизбежны, и развивать навыки эффективного управления конфликтами очень важно.

  • Учимся оценивать риски и соотношение сил.

          Учите ребенка находить правильные слова для убеждения противника, чтобы успокоить его и договориться. Вместо слов «Ты виноват…» говорите, скажи ему: «Я тебя неправильно понял…». Это помогает погасить раздражение и агрессию.

  • Учимся не поддаваться гневу. Когда спор дошел до горячей стадии и  ребенку трудно себя сдерживать, необходимо сбросить накал страстей с помощью дыхательных упражнений. Научите ребенка простым приемам. Сделать вдох на несколько счетов и выдох на несколько счетов больше. Осознанное дыхание снижает частоту сердцебиения, гасит злость.
  • Используем простые упражнения и игры. Существует множество специальных упражнений и игр для выхода напряжения. Находим их и обучаем этому своих детей.

           Упражнения и игры бывают разные — для эмоциональной разрядки, снятия напряжения, отдыха и релаксации. У них различные механики и цели, поэтому их можно чередовать, чтобы выбрать то, что лучше всего подойдет вам или ребенку.

           Примеры:

Упражнение «Воздушный шарик»

Процедура проведения

Упражнение стоя. Взрослый говорит: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотри, как я буду его надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положи руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуй ручкой, как он растет. А теперь сделаем выдох и сдуем животик. Отлично! Повторим еще раз. Вдох - выдох, еще один вдох - выдох.»

Игра «Обзывалки»

Ход: Ребенок и взрослый передают друг другу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты ... ”.

Например: «А ты — морковка!» В заключении важно сказать что-то приятное, например: “А ты — моя радость! ” У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Упражнение «Подвешенные картины»

         Инструкция: «Мы решили украсить свой дом, развесив по нему большие красивые картины в рамках. Сейчас будем вешать их ровно. Возьми картину и подними ее повыше, чтобы она висела над нами. Еще выше! Немного подними правый угол. А теперь левый, совсем чуть-чуть. Красота. Сейчас я забью гвозди, чтобы повесить ваши картины, и приступим к следующей». В этом упражнении можно спросить у ребенка, что изображено на их картинах.

Упражнение «Поднятие штанги»

          Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру и побываем в роли спортсменов-тяжелоатлетов. Перед нами лежат тяжелые штанги. Подготовим  свои ручки, чтобы поднять штангу (обмакнем их в тальк, потрем, стряхнем). Теперь возьмись за штангу, сделай глубокий вдох и оторви ее от пола. Поднимай ее выше и выше. А теперь нужно задержать штангу над головой, чтобы судьи засчитали наш результат. Стоять очень тяжело, еще немного… Теперь бросаем штангу, дышим и делаем поклон зрителям! Ты настоящий чемпион!» Можно варьировать вес штанги: тяжелую не получится поднять с первого раза или надолго задержать над головой, штангу полегче поднимать несложно, можно даже попробовать одной рукой и т.д.

Стихотворение для упражнения "Штанга"

Раз! В спортсменов обернемся!
Два! Немного разомнемся!
Три! Вот штанга перед нами –
Ох, с тяжелыми блинами!
Свои руки подготовим:
Обмакнем их в тальк, потрем,
А теперь излишки талька –
Раз – и дружно все стряхнем!
Что ж, теперь возьмите штангу,
Сделайте глубокий вдох,
И от пола оторвите!
Тяжела как штанга, ох!..
                                                    Упражнение «Драка»

Упражнение «Драка» направлено на расслабление мышц лица и кистей рук.

Инструкция: «Ты крепко поссорился с ребенком из группы. Драки не миновать. Вдохни полной грудью, крепко-крепко сожми челюсти. Твои пальцы собираются в кулаки, пальцы до боли впиваются в ладони. Затаи дыхание и подумай, может, не стоит драться? Твой друг думает то же самое. Выдохни и расслабься, вы помирились и простили друг друга».

Заключение: в каждой семье своя культура, традиции, свое отношение к жизни и к религии.

Педагоги и психологи обращают внимание, что ребенку  необходимо научиться самому справляться с возникающими конфликтами. Не пережив конфликтные ситуации в детстве, не научившись с ними справляться на этом уровне, дети просто не поймут, как вести себя в той или иной обстановке во взрослой жизни. А позаботиться о ребенке и научить его управлять конфликтом, своим телом и эмоциями важно уже сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решаем конфликты грамотно

Наверно, многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником неприятной ситуации на детской площадке. Для некоторых родителей такая ситуация является поводом для раздувания нас...

МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?

Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....

Как конструктивно решить конфликт

Памятка для родителей и педагогов по книге Гордон Т. "Треннинг эффективного родителя"...

Как помочь ребенку научиться решать конфликты с другими детьми?

Рекомендации для родителей по обучению детей бесконфликтного взаимодействия со сверстниками....

Консультация для родителей «Как научить ребенка решать арифметические задачи»

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к составлению и решению арифметических задач. Зачастую родителям кажется, что ребенок без особого труда справится с этим заданием. Но как научить ребенка...

Консультация для родителей «Как научить ребенка решать арифметические задачи»

В данной консультации даны рекомендации родителям, как можно помочь ребенку дошкольнику  научиться решать арифметические задачи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»Как можно помочь вашему будущему первокласснику научиться решать арифметические задачи. К концу подготовит...