Как сформировать сенсорную память малыша.
проект по психологии (младшая группа)

Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений. Так дети учатся получать информацию о среде вокруг них и правильно ее трактовать. Например, ребенок слышит звуки, и постепенно начинает идентифицировать их как музыку, голос или шум. Или ощущает что-то тактильно, и понимает: это мамина рука, а это капли дождя, а вот сейчас я глажу кошку. Аналогично это происходит со вкусами, запахами и визуальными объектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_pamyat_malysha-1.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57»

Тема:

Как сформировать сенсорную память малыша

Воспитатель:

Расторгуева О.Р.

г. Бийск 2025г.

Как сформировать сенсорную память малыша.

Чувственное восприятие раскрашивает нашу жизнь яркими красками – без музыки, вкусов, ароматов и прикосновений она была бы тусклой. Сенсорное развитие детей начинается с раннего возраста, и важная роль в нем отводится родителям.

Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его понимание собственных ощущений. Так дети учатся получать информацию о среде вокруг них и правильно ее трактовать. Например, ребенок слышит звуки, и постепенно начинает идентифицировать их как музыку, голос или шум. Или ощущает что-то тактильно, и понимает: это мамина рука, а это капли дождя, а вот сейчас я глажу кошку. Аналогично это происходит со вкусами, запахами и визуальными объектами.

Особенности сенсорного развития детей. Сенсорное развитие начинается еще до рождения ребенка, во время формирования его нервной системы. Сразу после появления на свет ребенок учится реагировать на различные стимулы и познавать мир органами чувств. Например, он начинает различать цвета и формы, ощущать текстуру и температуру предметов, распознавать звуки и мелодии, ориентироваться в пространстве. Все это важно не только для чувственного опыта малыша, но и для его когнитивных способностей и эмоционального интеллекта. Сенсорное восприятие помогает развивать внимание, память, мышление, влияет на социализацию и коммуникативные навыки. Например, через зрительные и слуховые ощущения дети учатся понимать эмоции других людей и их невербальные сигналы. Чтобы этот процесс протекал эффективно, а сам ребенок не испытывал дискомфорта от чрезмерной нагрузки, рекомендуется развивать сенсорные умения постепенно и нативно – лучше всего в игровой форме. При этом важно задействовать все органы чувств с разных сторон. Например, для слуховой стимуляции пойте ребенку песенки, разговаривайте с ним, включайте ему музыку и иногда мультфильмы, используйте в играх голос. Так он получает и узконаправленный опыт взаимодействия со звуками и знакомится с комплексным чувственным познанием. То же самое касается других каналов сенсорного восприятия: зрения, обоняния, осязания, вкуса и положения тела в пространстве.

Пошаговая инструкция для сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста

От сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте зависит его понимание пространства, в это время закладывается связь между мозгом и зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ребенок учится взаимодействовать с миром.

Исследуйте мир вместе с ребенком. Для самых маленьких ребятишек чувственное развитие – это первый опыт взаимодействия с самыми привычными для нас предметами. Малыш впервые видит коляску, впервые облизывает собственные пальцы, впервые слышит урчание кота, и во всем этом родитель ему помогает. Без мамы или папы ребенок не узнает, как называются предметы, поэтому ваша задача – показывать ему даже самые обычные вещи и рассказывать, что это. Все это – его первый сенсорный опыт, который закладывает основы познания.

Играйте с тактильными материалами. Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Ребенок на ощупь исследует текстуры, формы и размеры объектов и использует эти навыки в дальнейшей жизни. Он узнает на собственном опыте, например, как использовать песок и для чего он нужен. То же самое с камнями, водой, глиной – он понимает, какие они на ощупь и что из себя представляют.

Купите пальчиковые краски. Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов. Со временем ребенок начинает понимать, что значит слово «зеленый», а что – «жидкий». Все это способствует чувственному развитию. Пальчиковые краски интересны дошкольникам в любом возрасте начиная с года. Как показывает практика, даже семилетки охотно играют с тактильными красителями.

Используйте карточки Домана. Есть много карточек для ребят разных возрастов – с изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов. Они называются карточками Домана по имени создателя. Их идея заключается в том, что дети быстро учатся и запоминают информацию, если она представлена в наглядной форме. Карточки содержат яркие изображения предметов с названиями. Детям показывают карточки, а они сначала повторяют за взрослым название предмета, а потом идентифицируют его сами. Так формируется его визуальная память.

Помогайте в развитие слухового восприятия. Упражнения, в которых используются разные звуки, помогают установить контакт со слуховым восприятием у детей. Это может быть голос человека или мяуканье кошки, запись мычания коровы или гогота гусей, включенная музыка или игрушки, которые издают звуки, – на пользу пойдет все, что не пугает ребенка. Знакомя ребенка с каким-либо звуком, объясните, что это: «вот так мычит корова», «это стучат капли дождя». Так малыш учится воспринимать слуховые сигналы и соотносить их с информацией о внешнем мире.

Тренируйте память и внимание ребенка. Возьмите три предмета, попросите малыша отвернуться и уберите один из них. Когда ребенок повернется, его задача – понять, какого предмета не хватает. Со временем увеличивайте количество предметов и их сложность. Сначала это может быть апельсин, линейка и шапка – предметы с совершенно разными формой, цветом, текстурой. Чуть позже можно брать предметы со схожими параметрами, к примеру апельсин, помидор и яблоко. У всех предметов схожая форма, а вот цвет отличается. Так ребенок будет учиться распознавать объекты со схожими признаками

В современном мире, когда ребенок зачастую «отгорожен» от реального мира экраном телевизора, компьютера, планшета или телефона, необходимость сенсорного развития возросла. Сенсорика – это ощущения, которые пропускают через себя органы чувств. Благодаря сенсорике ребенок постигает все богатство окружающего мира – оттенки красок, звуки песен птиц, ароматы цветов и многое другое. Психологи говорят, что чем разнообразнее ощущения, тем лучше развивается ребенок. Внимание, мышление, речь, эмоции, образы и понятия, которыми оперирует человек – все это результат прохождения сенсорного этапа развития. Дефицит же ощущений об окружающем мире формирует в ребенке отставание в развитии.

Для успешного и полноценного развития современного ребенка важно окружить его разнообразными предметами и игрушками, чтобы он мог свободно ими оперировать. Многие родители наверняка замечали, что самые любимые игрушки детей – это то, с чем постоянно взаимодействует взрослый. Поэтому для сенсорного развития ребенка можно покупать специальные наборы развивающих игрушек, а можно подойти к этому вопросу намного экономнее и дать возможность ребенку знакомиться с окружающим миром – в доме, на прогулке, на даче, в парке, не запрещая контактировать с ним, а, наоборот позволить собирать коллекцию разнообразных ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать память малыша

КАК УСПЕШНО РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ МАЛЫША...

Развиваем память малыша

В данном материале предоставлены игры на развитие памями детей раннего возраста...

Как успешно развивать память малыша?

Как успешно развивать память малыша?...

"Как успешно развивать память малыша"

Родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала. ...

Буклет "Развиваем память малыша"

Память – это отражение прошлого опыта. По мере взросления ребенка растет накопленный им багаж зна­ний, и растет уровень умст­венных способностей, а вме­сте с ними развиваются способн...

«Развиваем память малыша»

Мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок с трудом заучивает стих, который дает воспитатель. А понравившийся стих или песенку запоминает легко и быстро, бесконечно повторяя не зависимо от ситуации.От ч...