Готовность ребёнка к школе
статья по психологии (подготовительная группа)

Иванова Мария Александровна

Выделяют несколько видов готовности к школе:

1) психологическая готовность;

2) физическая готовность;

3) специальная готовность.

Рассмотрим более подробно каждый вид готовности.

1-ый вид готовности - это психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для осовения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовнеость включает в себя:

1) интеллектуальная готовность:

- ориентировка ребёнка в окружающем мире;

- запас знаний, усвоенных в системе;

- желание узнавать новое, любознательность;

- смысловое запоминание;

- развитие образных представлений;

- развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;

2) мотивационная готовность:

- любит книги;

- любит решать задачи и кроссворды и др.;

- любознательность;

- задаёт много вопросов;

3) личностно и социально-психологическая готовность:

- принятие позиции школьника;

- потребность в общении;

- умение подчиняться правилам в интересах группы;

- способность действовать совместно с другими детьми;

4) волевая готовность:

- умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;

- умение ориентироватсья на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;

5) эмоционально-волевая готовность:

- способность управлять своими эмоциями и поведением;

- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нём;

- стремление преодолевать трудности;

- стремление и достижение результатов;

6) коммуникативная готовность:

- играть и общаться с другими детьми;

- доброжелательность и отсутствие агрессивности;

- общаться с взрослымию

2-ой вид готовности к школе - это физическая готовность, которая включает в себя:

1) состояние здоровья;

2) физическое развитие;

3) развитие мелких групп мышц;

4) готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам;

5) координация движений в соответствии с возрастной нормой.

Общие знания: "Я" (имя, фамилия, отчество, возраст, пол, место проживания), "Моя семья" (родители - имя, фамилия, отчество, кем работают и т.д.), "Окружающий мир" (цветы, животные и т.д.).

3-ий вид готовности - специальная готовность, которая включает в себя:

1) математические представления: числовая последовательность в пределах 20, сложение и вычитание в пределах 20, понятие "больше - меньше", основные геометрические фигуры, цвета и их оттенки, закреплять с ребёнком состав чисел;

2) речь: умение составлять рассказ по картинке, умение пересказывать содержание известной сказки, умение рассуждать, умение рассказывать связные истории из своей жизни;

3) внимание, память, мышление, воображение: все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определённого уровня развития - стать произвольными, т.е. сознательно управленными; умение думать - учить ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.

4) мелкая моторика: ребёнку важно научить владеть собственными пальчиками - ведь теперь он будет учиться писать, умени правильно держать ручку, умение пользоваться ножницами, умение рисовать и лепить, умение обводить контуры и заштрихованные фигуры.

Кризис 7 лет: ведущая деятельность - учебная.

Главная причина кризиса 7 лет - смена деятельности.

Возможные последствия:

* нежелание учиться;

* снижение успеваемости;

* появление невроза.

Фазы кризиса 7 лет:

1) докритическая фаза: игра в общей структуре деятельности ребёнка постепенно начинает отходить на второй план. Ребёнок пытается дифференцировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности;

2) критическая фаза: объективно и субъективно ребёнок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Ребёнок неудовлетворн своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная, в первую очередь, на родителей;

3) посткритическая фаза: ребёнок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний дискомфорт, исчезает негативная симптоматика.

Акселерация - ускоренное физическое и пловое развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....