Готовность ребёнка к школе
статья по психологии (подготовительная группа)
Выделяют несколько видов готовности к школе:
1) психологическая готовность;
2) физическая готовность;
3) специальная готовность.
Рассмотрим более подробно каждый вид готовности.
1-ый вид готовности - это психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для осовения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовнеость включает в себя:
1) интеллектуальная готовность:
- ориентировка ребёнка в окружающем мире;
- запас знаний, усвоенных в системе;
- желание узнавать новое, любознательность;
- смысловое запоминание;
- развитие образных представлений;
- развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;
2) мотивационная готовность:
- любит книги;
- любит решать задачи и кроссворды и др.;
- любознательность;
- задаёт много вопросов;
3) личностно и социально-психологическая готовность:
- принятие позиции школьника;
- потребность в общении;
- умение подчиняться правилам в интересах группы;
- способность действовать совместно с другими детьми;
4) волевая готовность:
- умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
- умение ориентироватсья на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;
5) эмоционально-волевая готовность:
- способность управлять своими эмоциями и поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нём;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление и достижение результатов;
6) коммуникативная готовность:
- играть и общаться с другими детьми;
- доброжелательность и отсутствие агрессивности;
- общаться с взрослымию
2-ой вид готовности к школе - это физическая готовность, которая включает в себя:
1) состояние здоровья;
2) физическое развитие;
3) развитие мелких групп мышц;
4) готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам;
5) координация движений в соответствии с возрастной нормой.
Общие знания: "Я" (имя, фамилия, отчество, возраст, пол, место проживания), "Моя семья" (родители - имя, фамилия, отчество, кем работают и т.д.), "Окружающий мир" (цветы, животные и т.д.).
3-ий вид готовности - специальная готовность, которая включает в себя:
1) математические представления: числовая последовательность в пределах 20, сложение и вычитание в пределах 20, понятие "больше - меньше", основные геометрические фигуры, цвета и их оттенки, закреплять с ребёнком состав чисел;
2) речь: умение составлять рассказ по картинке, умение пересказывать содержание известной сказки, умение рассуждать, умение рассказывать связные истории из своей жизни;
3) внимание, память, мышление, воображение: все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определённого уровня развития - стать произвольными, т.е. сознательно управленными; умение думать - учить ребёнка устанавливать причинно-следственные связи.
4) мелкая моторика: ребёнку важно научить владеть собственными пальчиками - ведь теперь он будет учиться писать, умени правильно держать ручку, умение пользоваться ножницами, умение рисовать и лепить, умение обводить контуры и заштрихованные фигуры.
Кризис 7 лет: ведущая деятельность - учебная.
Главная причина кризиса 7 лет - смена деятельности.
Возможные последствия:
* нежелание учиться;
* снижение успеваемости;
* появление невроза.
Фазы кризиса 7 лет:
1) докритическая фаза: игра в общей структуре деятельности ребёнка постепенно начинает отходить на второй план. Ребёнок пытается дифференцировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности;
2) критическая фаза: объективно и субъективно ребёнок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Ребёнок неудовлетворн своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная, в первую очередь, на родителей;
3) посткритическая фаза: ребёнок приходит в школу, где постепенно восстанавливается его внутренний дискомфорт, исчезает негативная симптоматика.
Акселерация - ускоренное физическое и пловое развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....
