Роль семьи в жизни дошкольника
статья по психологии

Назарова Валентина Валериевна

 Семья – это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш – это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы – это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка которым он будет подражать, учиться у них

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в жизни дошкольника.

Когда ребёнок появляется на свет, перед ним открывается много целей, задач, «дверей» и возможностей. В наш техногенный век детей хотят образовывать чуть ли не с пелёнок. Отдавать в различные секции, кружки, школы и подготовки. И это правильно, потому что человек развивается, растёт. Именно в дошкольном возрасте ребёнку всё интересно и важно. Он всему верит. Но здесь необходима мера, чтобы не перегрузить ребёнка, важно помнить, что ведущая деятельность у детей – игровая. Через игру он познаёт мир и жизнь. С кем ребёнок начинают играть раньше всех? Интересный вопрос. Но ответ очевиден, конечно, с мамой, папой, со своими близкими – своей семьёй. Семья для детей это весь мир.

Ценность семьи постепенно возрастает, осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируется модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. В русском языке слово семья произошло от славянского слова Seima, имеющего индоевропейское происхождение. В основе слова «семья» лежит тот же корень «зем», что и в слове «Земля», и указывает на территориальною общность проживания членов семьи. История слова «семья» восходит к тем временам, когда появляется право владеть определенным участком земли только членам одной группы. Эта территория являлась основой для натурального хозяйства, обеспечивающего пропитание и нужды членов этой группы. Так появилось слово «семья». Семья – один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Так же семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей. Как историческая категория, сегодня, семья изменилась.

Современная семья уже лишилась многих функций цементирующих ее в прошлом, например производственную, охранительную. На сегодняшний день, для людей, образующих семью важными остаются обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, в воспитании детей. Для детей как членов семьи она остается средой, в которой происходит их первичная социальная ориентация.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский). Дошкольный возраст – период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3-4 г.), средний (4-5 л.) и старший (5-7 л.). Именно дошкольный возраст – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. По исследованию педагогов можно дать предварительное описание современного дошкольника. Это человек преимущественно играющий, приобщенный к сверстникам через игру. Ему свойственна тяга к необычному преломлению впечатлений обыденной жизни в формах сюжета игры, содержаний разговоров друг с другом. Ребенок открыт для восприятия жизни других возрастных сообществ – школьников и взрослых, и у него есть вполне определенные установки по отношению к ним. Он активно накапливает опыт взаимодействия с миром, фундамент для следующего возрастного периода. «Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний» (В.А. Сухомлинский). Дошкольное воспитание детей – это своеобразный фундамент, с которого начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, его можно условно разделить на два основных направления. Первое – подготовка к школе, второе – развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни. Родителям необходимо подготовить ребенка к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям и навыкам общения, а главное – любви и заботе.

 Семья – это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш – это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы – это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка которым он будет подражать, учиться у них. Поэтому семья играет главную роль в воспитании ребенка на всех этапах его жизни. Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействия родителей и детей, который должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт еще очень мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Это важно учитывать при организации жизни взрослых детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. У властных родителей вырастают дети неуверенные в себе, инфантильные, а порой и агрессивные. Грубость, неуважение, раздражительность также перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя на ребенке вымещать свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что взрослые должны перекладывать свои проблемы на плечи ребенка. К сожалению, современные отношения родителей и детей характеризуются эмоциональной бедностью и дефицитом общения, отсутствием обмена ценностями, дефицитом тактильных ощущений. Конечно, это связанно с ритмом современной жизни, с проблемами материального обеспечения и заботой о материальном благополучии, дефицитом времени у родителей. А ребенок нуждается в заботе, ласке, семейном тепле. Поэтому необходимо в каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать ребенка, создавать условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка. Какие же это особенности и условия? Это – особо эмоциональный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям.

Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, радость, ласка, семейное тепло и удовольствия исходят от родных папы и мамы, бабушки и дедушки. Практика показала, что чем больше родители познают ребенка, организуют дома его занятия, труд и главное – игры, тем спокойнее атмосфера в семье. Дети должны сами уметь играть, но научить их этому должны родители, а тем более важно, продолжая весь дошкольный период жизни ребенка, проводить совместные игры. Во время игры родители могут научить малыша смотреть на себя глазами других людей, стремиться к справедливости, к доверию друг другу, закладывают основы к трудолюбию, желание заботиться не только о себе, но и о других. И самое главное – игра имеет особое значение для эмоционального развития детей. А родителям совместная игра с ребенком дает мощный психотерапевтический эффект, возможность быть ближе и понятнее ребенку, развивает творческие и коммуникативные способности. Экзюпери А. сказал: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком. Руссо Ж. сказал: «Величайшая ошибка, которую можно только сделать в деле воспитания – чересчур торопиться. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью». Нужно помнить, что «Ребенок учится тому, что видит у себя дома». Эту истину знают все, но часто о ней забывают. Родители должны уважать в своем ребенке личность и стараться принимать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. Для всех родителей можно, в виде помощи, дать рекомендации по воспитанию, чтобы из ребенка вырос Человек.

Нужно: ‒ принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменной вашей любви к нему;

‒ стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;

‒ внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя;

‒ понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;

‒ не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нем личность, а не объект воспитания;

‒ чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка;

‒ помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. Нельзя: ‒ рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;

‒ использовать ребенка как средство для достижения, пусть самых благородных, но своих целей;

‒ ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил;

 ‒ относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить;

‒ перекладывать ответственность за воспитание на бабушек, дедушек и воспитателей.

Изучив исторический взгляд на семью, мы узнали, что семья является продуктом исторического развития. Раскрыв роль семьи в воспитании дошкольника, мы поняли, что она очень велика. Семья для ребенка – это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. И будучи ее членом, ребенок состоит в определенных отношениях с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому, можно утверждать, что без участия родителей в полной мере невозможно решить задачи воспитания полноценной личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....

Консультация для родителей: Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель.

Консультация для родителей: Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель. «Мама, почитай пожалуйста…»  Выполнить просьбу малыша  ...

"Роль семьи в жизни дошкольника"

Роль семьи в становлении личности дошкольника...

Роль семьи в жизни дошкольников

Роль семьи в жизни ребёнка...