Картотека игр для детей с различными отклонениями
картотека по психологии
В картотеке представлена подборка игр для детей с различными нозологиями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений по нозологиям
Игры и упражнения для детей с нарушениями слуха
«БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ КОШКА» (речевые звуки)
Цель: учить слушать и различать громкое и тихое звучание.
Оборудование: игрушечные кошки контрастных размеров (большая и маленькая) или изображение двух разноразмерных кошек на картинках, картонная коробка.
Ход игры: ребенок сидит на ковре перед взрослым. Рядом со взрослым стоит картонная коробка. Он достает из нее большую кошку, демонстрирует ее ребенку, берет его руки и кладет их на кошку. Малыш осматривает и ощупывает кошку. Взрослый говорит громким голосом: «Кошка. МЯУ! МЯУ! МЯУ! Большая кошка». Затем он забирает у ребенка игрушку и помещает ее между ними.
После этого из коробочки извлекает маленькую кошку, демонстрирует ее ребенку, дает в руки. Малыш осматривает и ощупывает игрушку. Взрослый говорит тихим голосом: «Кошка. Мяу! Мяу! Мяу! Маленькая кошка». Затем он снова забирает кошку и помещает ее рядом с большой.
После этого взрослый громким голосом произносит: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». Берет руку ребенка и кладет ее на большую кошку, комментируя: «Большая кошка». Затем, не убирая руки малыша с игрушки, тихим голосом произносит: «Мяу! Мяу! Мяу!». Берет вторую руку и кладет ее на маленькую кошку, произнося при этом «маленькая кошка».
Взрослый поочередно произносит «мяу» с разной громкостью в голосе. После каждого произнесения он делает паузу и рукой ребенка щупает ту кошку, голос которой имитирует. Предъявления должны проводиться не менее 3–4 раз.
Как только ребенок начинает уверенно различать громкий и тихий крик кошки, можно убрать руки ребенка с игрушек. Задача усложняется. Теперь ребенок должен сам показать, какая кошка кричит.
Варианты: можно добавить третью кошку среднего размера.
«ЛЕТИМ ИЛИ ЕДЕМ»
Цель: учить различать речевые звуки «а» и «у»; развивать слуховое внимание.
Оборудование: игрушечные поезд и самолет.
Ход игры: ребенок сидит на ковре напротив взрослого. Между ними на ковре стоит поезд и самолет. Взрослый берет в руки поезд и предлагает ребенку его ощупать. При этом произносит слово: «поезд». Взрослый кладет свою руку на руку ребенка и вместе катают поезд по ковру. Взрослый при этом произносит звук «ууууууу». Ребенок по возможности подражает.
Затем взрослый берет самолет и кладет руку ребенка на него, произносит: «Самолёт». Взрослый поднимает руку ребенка с самолётом наверх и имитирует движение летящего самолета, произнося при этом звук «аааааа», ребенок по возможности подражает. Действия совершаются не менее 3–4 раз.
Затем обе игрушки снова располагаются между взрослым и ребенком. Взрослый говорит: «Слушай внимательно», сопровождая соответствующим жестом. Далее он произносит звуки «ааааа», «ууууу» без строгого чередования, но делая между ними достаточную по времени паузу, чтобы ребенок мог выбрать игрушку. После того как ребенок овладел навыком различения и правильного реагирования на звучание, вводится третья игрушка и т.д.
Варианты: вместо отельных речевых звуков возможно использование звукоподражаний. Для поезда «ту-тууу», для самолета «буууууу».
Другим вариантом этой игры может стать вариант с использованием игрушек-животных. Вместо отдельных звуков ребенок будет учиться различать звукоподражания (му, ав-ав, пи-пи-пи). Как вариант, следующей ступенью усложнения станет различение слов (мяч — пирамида, дом — зайка).
«НАЙДИ ПАРУ» (неречевые звуки)
Цель: учить узнавать источник звука на слух; развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: небольшая ширма, 2 подноса, 2 чашки, 2 чайные ложки, 2 деревянные разделочные доски.
Ход игры: ребенок и взрослый сидят за столом напротив друг друга. Взрослый ставит перед ребенком поднос с набором предметов: чашка, чайная ложка, доска разделочная. Около взрослого стоит второй поднос с аналогичным набором предметов. Взрослый помогает ребенку осмотреть все предметы и озвучивает их название: «ложка», «чашка», «доска».
Затем взрослый берет чайную ложку, при этом говорит: «Слушай внимательно» и стучит ею по разделочной доске. Просит после этого ребенка: «Сделай так!». Вкладывает ему в руку ложку. Взрослый при этом говорит: «Стучи!». Затем стучит рукой ребенка по доске. После этого отпускает руку ребенка, чтобы малыш смог самостоятельно воспроизвести звук.
Возвращаем ложку ребенка на поднос. Снова стучим ложкой по своей доске, сопровождая это словами: «Слушай внимательно». После этого делаем небольшую паузу и просим ребенка: «Стучи!». Действия повторяем до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно брать ложку и стучать по команде по доске.
По аналогичной схеме мы обучаем ребенка стучать ложкой внутри чашки. После того как два действия были освоены ребенком, взрослый предлагает поочередно стучать ложкой то по чашке, то по разделочной доске.
После того как ребенок научился безошибочно повторять действия взрослого, полностью исключаем зрительное восприятие при извлечении звука (между взрослым и ребенком ставится небольшая ширма). Если у ребенка возникают затруднения, ему дается возможность посмотреть на предметы, с помощью которых взрослым был воспроизведен звук. Затем предметы снова прячутся за ширму. Усложнение игры достигается путем увеличения количества звучащих предметов.
Возможные варианты звучаний: помешивание ложкой в чашке, стук ложкой по деревянной доске, падение ложки (доски) на пол и т.п.
Игры и упражнения для детей с нарушениями зрения
«СОБЕРИ КУБИКИ»
Цель: развитие узнавания и называния основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Оборудование: 4 или более кубиков с разноцветными сторонами (красный, жёлтый, зеленый, синий), планшет перед каждым ребёнком.
Адаптация оборудования: стороны кубиков имеют чистые, насыщенные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Игрушка (машинка любого, одного цвета: красного, жёлтого, зелёного, синего).
Ход игры: ребёнок располагается за столом. Он должен правильно назвать цвет и по образцу сложить узор. Взрослый сидит напротив ребёнка: «Будем играть. Соберём дорожку из кубиков для машинки, такого же цвета, как машинка».
Перед ребёнком на планшет выкладывают 4 кубика, стороны каждого кубика имеют разный цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий). Перед взрослым такие же 4 кубика, как у ребёнка.
Взрослый: «Возьми кубик, посмотри. Положи кубик, как у меня. Какого цвета кубик? Верно, красного. Положи кубик зелёной стороной, как у меня. Хорошо. Делай так. Положи кубик жёлтой стороной. Верно. Возьми кубик. Положи, как я, синей стороной. Молодец. Хорошо. Смотри, я сложила кубики жёлтой стороной. Что это?»
Взрослый показывает узор. «Верно, это квадрат. Какого цвета? Правильно — жёлтого». Взрослый показывает узор (дорожка из кубиков зелёного цвета). «Что это? Верно. Дорожка. Какого цвета дорожка? Молодец. Зелёного. Собери узор, как у меня. Хорошо».
Взрослый показывает узор из синей стороны кубиков. «Смотри. Что это? Верно. Квадрат. Какого цвета квадрат? Правильно. Синего». Взрослый показывает узор из красной стороны кубиков (дорожка из красной стороны кубиков). «Смотри. Что это? Верно. Это дорожка. Какого цвета? Правильно. Красного. Смотри. Машинка у нас какого цвета? Правильно. Красного. Эта дорожка красного цвета для нашей машинки. Прокати машинку по этой дорожке. Молодец. Хорошо играл».
«ЧТО ПОХОЖЕ НА?..»
Цель: развитие зрительного восприятия геометрических форм, обследования предметов, различения и называния формы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), соотношения их с формой плоскостных изображений.
Оборудование: основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник), подготовленные из плотного картона, плоскостные изображения (мяч, тарелка, окно, картина, пирамидка, кусок сыра).
Ход игры: ребёнок сидит за столом, перед ним — наборное полотно с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник) и плоскостными изображениями (мяч, тарелка, окно, картина, пирамидка, кусок сыра). Он должен правильно назвать геометрическую форму и соотнести её с формой изображённого предмета.
Взрослый: «Будем играть. Покажи круг. Верно. Возьми. Обведи пальчиками. Какого цвета? Правильно — жёлтого. Покажи треугольник. Молодец. Возьми. Обведи пальчиками. Покажи квадрат. Хорошо. Возьми. Обведи пальчиками». Взрослый показывает на мяч и спрашивает ребёнка: «Что это? Верно. Это — мяч». Показывает на тарелку. «Что это? Правильно, это тарелка». Показывает на картинку, спрашивает: «Что это? Верно — картинка». Показывает на окно, спрашивает: «Что это? Верно — окно». Показывает на пирамидку, спрашивает: «Что это? Верно. Это пирамидка». Показывает на сыр, спрашивает: «Что это? Верно. Это сыр. Молодец, хорошо. Покажи мяч. На что похож? Молодец — на круг. Что еще похоже на круг? Верно — тарелка. Покажи картинку. На что похожа? Молодец — на квадрат. Что ещё похоже на квадрат? Верно — окно». При этом, если позволяют зрительные возможности ребёнка, взрослый может спросить: «Смотри. Наше окно (показывает рукой) похоже на квадрат? Покажи пирамидку. На что похожа? Молодец — на треугольник. Что ещё похоже на треугольник? Верно — сыр. Молодец, хорошо. Я принесла тебе мяч. На. Возьми в руки. Смотри. Мяч — круглый. Давай поиграем».
«ПОМОЖЕМ МАТРЁШКАМ»
Цели: различать, выделять, называть, сравнивать величину предметов (большой, больше, меньше, маленький). Научить ориентироваться на величину предмета (большой, больше, меньше, маленький), раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания.
Оборудование: матрёшки (5-составные) — две.
Ход игры: ребёнок сидит за столом, перед ним наборное полотно, на котором стоит разобранная матрёшка (5-составная), а рядом вторая собранная (5-составная) матрёшка. Он должен правильно назвать, сравнить и расставить матрёшек в порядке возрастания или убывания по величине «большой, больше, меньше, маленький». Взрослый сидит напротив ребёнка. Перед ним собранная (5-составная) матрёшка.
«Будем играть. Помоги матрёшкам встать по величине». Взрослый разбирает свою матрёшку, берёт в руки самую маленькую матрёшку и спрашивает ребёнка: «Кто это? Верно. Матрёшка. Найди, покажи такую же, маленькую матрёшку. Хорошо. Поставь матрёшку, как у меня». Ставит в своём ряду следующую по величине матрёшку. «Найди больше матрёшку. Поставь как у меня. Молодец». Взрослый ставит в своём ряду следующие три матрёшки по величине. «Найди и поставь матрёшки как у меня: (показывает) больше, ещё больше, большая. Матрёшки стоят по росту. Смотри. Они все улыбаются. Им хорошо. Молодец. Играл хорошо».
Игры и упражнения для детей с нарушениями речи
Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Воспитатель, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Подними нужный символ
Цель: развитие дифференциации звуков на слух.
Оборудование: флажок.
Воспитатель произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребёнок должен поднять флажок, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено воспитателем и ребёнком.
Право-лево
Цель: развитие дифференциации звуков в слогах.
Воспитатель отстукивает (например, левая рука — «за», правая — «жа»), а ребёнок, наблюдая и считая, сколько раз и какой рукой воспитатель отстукивает, повторяет это количество раз слоги «за» и «жа».
Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Игра "Зайка серый умывается"
Цель: развитие двигательной активности.
Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:
"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.
Вот он вымыл ротик, ушки.
Ах, какой же он послушный!
Не забудет он о лапках –
Их протрет чистейшей тряпкой.
И давай потом скакать –
Нужно в гости ведь бежать!"
Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем.
«Быстрый и ловкий»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.
Играют от трех пар, состоящих из взрослого и ребенка.
Инвентарь: 6—8 стульев.
Инструкция. Стулья ставят по кругу, плотно один к другому, сиденьями внутрь, на них садятся участники игры. Половина детей — половина взрослых. Водящий встает в середину круга. Его стул свободный. По сигналу водящий старается сесть на этот стул, но сидящие перемещаются вправо или влево и мешают ему найти свободное место. Игрок, не успевший передвинуться на соседний стул, сменяет водящего, и игра продолжается.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может проводиться несколько раз.
«Сбей кеглю»
Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.
Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.
Игры и упражнения для детей с задержкой психического развития
«Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.
«Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши».
Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
«Узор»
Цель: развитие слухового внимания.
Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.
Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.
Вариант задания: две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.
Игры и упражнения для детей с нарушениями умственного развития
Игра «Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Варианты
1. Простые движения можно заменить на более слоэ/сиые, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
3. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.
4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).
Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.
«Разложи игрушки».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
Флажки
Инструменты: разные флажки.
Как играть: педагог даёт ребёнку два флажка одинакового цвета и формы, уточняет, одинаковые они или нет. Затем даёт одинаковые по форме, но разные по цвету. Затем — одинаковые по цвету, но разные по форме. Затем — совершенно разные.
Игры и упражнения для детей с расстройствами аутистического спектра
Игра «Поводырь».
Цель: развитие эмпатии, ролевого поведения, формирование положительного настроя и доверительного отношения между участниками.
Оборудование: повязка, кегли, конусы, кубики.
Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Погладь кошку».
Цель: развитие контактности, эмпатии.
Оборудование: игрушка-кошка.
Взрослый вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игровое упражнение " Подражание стуку"
Цель: подражание при использовании различных предметов действиям взрослого как условие социального опыта.
Содержание: педагог сидит напротив ребенка, держа в руках два молоточка. Один молоточек дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая предметом на уровне его глаз туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения. Если ребенок игнорирует выполнение задания, используем метод «Рука в руке». Поощряем самостоятельное выполнение задания заранее предусмотренным стимулом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"
В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы. Согласн...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере
В данной презентации представлен ФГОС в логопедической работе, раскрыты основные направления деятельности учителя-логопеда, подробно описана коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного в...

Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной)...

Картотека игр для детей с различными нарушениями
* Игры для детей с сенсорными нарушениями* Игры для детей с интеллектуальными нарушениями* Игры для детей с нарушением речи* Игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата* Игры для детей с...
«Комплексная профилактика различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Родители год от года все больше обеспокоены речевым развитием своих детей, но и статистика говорит о том, что детей с речевыми нарушениями не становится меньше. Но родители уверены, что профилактикой ...

Проект " Песочная терапия как здоровье сберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии"
Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Еще Д. Ушинский говорил: " Самая лучшая игр...
Картотека игр для детей с различными нарушениями
Картотека игр для детей с различными нарушениями Игры для детей с сенсорными нарушениями «Деревянные катушки»Цель: развитие зрительного восприятия, воспри...
