Конспект тренингового занятия с применением нейропсихологических упражнений
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Тренинг с использованием нейропсихологических игр для детей поготовительного возраста "Письмо снежного человека"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
Тренинг с использованием нейропсихологических
игр с детьми подготовительной к школе группы
в возрасте 6 – 7 лет
"Письмо снежного человека"
Разработчик: педагог-психолог Николаиди В.О |
Губкин 2025 г
Аннотация
В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Дети имеют проблемы не только в речевом развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нейропсихологических методик. нарушения, оправдано применение
Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации. А чтобы все развивалось гармонично, нужно научиться работать обеими руками. Использование в работе с детьми специально подобранных нейроигр, заданий и упражнений позволяет активизировать психические процессы, расширить границы межполушарного взаимодействия и тем самым улучшить развитие когнитивных функций.
Психологический тренинг – это форма групповой психологической работы и одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм проведения обучающих занятий. Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.
Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы.
- Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях.
- Принцип взаимном уважения участников и полное доверие друг другу.
- Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
- Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена
- Принцип открытости
- Принцип активности.
- Принцип глубокой рефлексии участников.
Цель – целостное развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых учебных знаний, стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Задачи:
Обучающие:
- научиться рационально организовывать свою деятельность.
Развивающие:
- совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
- развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);
- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);
- стабилизация межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий).
Психологические:
- формирование адекватной самооценки;
- формирование навыков поведения в обществе;
- развитие саморегуляции, умения адекватно выражать эмоциональные состояния.
Ход НОД
Организационный момент
Ритуал приветствия.
Психолог: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поиграем в интересные игры, но сначала давайте поприветствуем друг друга. (Дети стоят в кругу).
- Мне хочется поделиться с вами хорошим настроением. Для этого поверните руки ладонями вверх, а "мяч радости" покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение (проводится упражнение).
- Сегодня у нас необычное занятие, вас ждет много интересных и увлекательных заданий, поэтому, нам необходимо сделать гимнастику, но не обычную, она называется «Нейробика – зарядка для ума». Она включает в себя дыхательные и глазодвигательные упражнения.
1.Дыхательное упражнение «Воздушный шарик».
Цель: формирование произвольной саморегуляции.
Психолог: Очень важно научиться дышать по-особенному - животом. Это поможет вам успокоиться, лучше думать, стать уверенными, здоровыми и веселыми. И.П. – лежа на спине или стоя. По команде взрослого дети делают глубокий вдох через нос, надувая живот, как шарик, затем - выдох через широко открытый рот, втягивая живот.
2.Глазодвигательное упражнение.
Цель: расширение полей зрительного восприятия.
Психолог: Теперь нам нужно потренировать глазки, чтоб наш взгляд был зорким, как у орла. И.П. – лежа на спине или сидя, голова фиксирована (лежит неподвижно). Психолог раздает детям яркие игрушки. Они плавно водят ей слева – направо и в обратном направлении, вверх – вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сводиться к переносице). Необходимо на 3 4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. При этом рот ребенка открыт, язык поворачивается в другую от глаз сторону (глаза за предметом вправо – язык влево, глаза вверх – язык вниз, глаза к кончику носа – язык высовывается и т.д.) Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Основная часть
Психолог: Ребята, сегодня я получила необычное письмо от снежного человека, он просит вас выполнить интересные задания. Мы пойдем по его следам и узнаем, какие пожелания он нам оставил. Чтобы идти по следам, нам надо хорошо потренировать наше тело.
1.Растяжки.
Цель: оптимизация общего тонуса тела, повышение энергетического потенциала.
Дети лежат на животе, ноги прямые, правая рука согнута в локте, голова лежит на ней и повернута в сторону правого локтя, левая рука вытянута вдоль тела. По команде психолога дошкольники поднимают голову вместе с локтем и левую ногу. Затем это упражнение выполняется левой рукой, согнутой в локте, и правой ногой. Психолог: Хорошо. Чтобы не сбиться со следа, нужно в точности выполнять движения снежного человека. 2.Ползание.
Цель: развитие двигательной сферы, формирование координации.
Дети ползут на четвереньках, руки параллельно друг другу. Глаза поворачиваются в противоположную сторону от «шагающей» руки (шаг делает правая рука – глаза смотрят влево, шаг делает левая рука – глаза смотрят вправо). Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).
Психолог: Молодцы, ребята. Теперь вы стали сильными и ловкими. Это поможет нам справиться со следующим испытанием.
3.Игра «Наскальное послание».
Цель: развитие памяти, внимания.
Дети садятся за столы. Для игры понадобятся простой карандаш, цветные карандаши красного, зеленого, желтого и синего цветов, лист - бланк для выполнения задания (приложение 2).
Задача ребенка - нарисовать изображения - шифры на дверях пещер, точно следуя инструкции. Задание к каждой пещере произносится два раза, спокойно и неспешно. После того, как ребенок нарисует шифр, психолог произносит кодовое слово, которое ребенок должен запомнить. Выполнив все верно, ребенок соберет фразу: "Минута час бережет". После выполнения задания психолог объясняет фразу, если она не понятна дошкольнику.
Психолог: Мы нашли тайный шифр - ключ от послания, которое снежный человек оставил высоко в горах. Вам нужно хорошо запомнить и правильно разместить к каждой горе ключи, тогда двери пещер откроются, и вы узнаете мудрость, оставленную для вас снежным человеком. Шифр от каждой пещеры я буду произносить по два раза. Только после этого можно выполнять задание. Ключ для первой пещеры: нарисуйте на двери пещеры четыре звезды и большую круглую луну. Каждая звезда должна быть нарисована в углу двери, а луна - посередине. Верхние звезды раскрась желтым цветом, а нижние - красным.
Психолог: Молодцы! Вам открылось первое слово - "минута" - запомните его. Ключ для второй пещеры: нарисуйте два треугольника и круг. Один треугольник должен располагаться в левом верхнем углу двери, а второй - в нижнем правом. Круг должен быть посередине. Верхний треугольник нужно раскрасить красным цветом, а нижний - зеленым.
Психолог: И с этим ключом вы справились! Получайте в награду второе слово - "час". Ключ для последней, третьей пещеры: нарисуйте 4 ромба и 4 квадрата в одну линию посередине двери. Первый ромб раскрасьте зеленым цветом, а первый квадрат - синим.
Психолог: Умницы! Вы открыли последнюю, самую сложную дверь. За ней прячется слово "бережет". А теперь назовите все три слова. Как вы думаете, почему снежный человек хотел поделиться с вами этим важным знанием? (ответы детей).
Психолог: Ну а теперь, когда мы открыли все двери, можно зайти в каждую пещеру по очереди и посмотреть, что нас там ждет.
4.Игра «Фокус - покус».
Цель: развитие мышления, воображения, памяти.
Для игры понадобятся карандаш и листы-бланки для выполнения задания (приложение 3).
Задача ребенка – придумать и нарисовать на коробках небольшие схематические изображения, которые помогут им вспомнить содержимое коробки. Но нельзя рисовать точные изображения предметов, в рисунке должна отражаться какая–то ассоциация, связанная с ними. Когда все изображения будут готовы, попросить детей вспомнить и назвать, что находится в каждой из коробок.
Психолог: Дети, посмотрите, снежный человек оставил для вас подарки. Но он потерял список предметов, которые он хотел подарить. Сейчас вы превратитесь в фокусников. Я буду называть вам содержимое коробки, а вам нужно поставить специальные метки (схематические рисунки) на каждой коробке так, чтобы только Снежный человек узнал, что в ней лежит. Метка (ваш рисунок) должна помочь вспомнить, что лежит внутри. Нельзя рисовать изображение предмета, нужно придумать какую-то ассоциацию, связанную с ним.
Например, я скажу, что в первой коробке спрятался голубь. Вы можете нарисовать солнышко, т.к. голубь летает по небу и солнышко тоже находиться на небе (психолог уточняет, все ли дети поняли задание).
Итак, начинаем!
Содержимое коробок: 1.Котенок. 2.Воздушные шары. 3.Кукла. 4.Машинка. 5.Яблоко. 6.Цветок. 7.Ленты. 8.Мяч. 9.Щенок. 10.Конфеты.
Молодцы! Ну а теперь напомним нашему Снежному человеку в какой коробке что лежит. Дети по очереди называют содержимое коробок и объясняют, почему придумали именно такую ассоциацию. Психолог: Ребята, давайте поблагодарим Снежного человека за подарки и нарисуем ему на память снежинку.
5.Упражнение: «Рисование двумя руками».
Цель: стимуляция межполушарного взаимодействия, расширение поля зрительного внимания, развитие графомоторных навыков, профилактика дисграфии, управление движением обеих рук. Ребенку предлагается одновременно двумя руками обвести снежинку
Заключительная часть.Подведение итогов.
Цель: рефлексия.
Психолог: Ну что ребята, наше путешествие к снежному человеку закончилось. Какая игра вам больше всего понравилась? Что было сложнее всего? Хотелось бы вам еще раз встретиться со снежным человеком? (ответы детей). А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда!
Список литературы
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное тренинговое занятие с применением куклотерапии "Познаю себя"
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционал...

Конспект занятия с применением кинезиологических упражнений
Подгрупповое занятие для детей 5-6 лет с использованием кинезиологических упражнений....

Проект "Золотая осень с применением нейропсихологических упражнений"
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей. Ее решение предполага...
Конспект занятия с применением нейропсихологических приемов " Автоматизация звука Р"
конспект занятия...
Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с применением нейропсихологических упражнений. «Обитатели леса»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с применением нейропсихологических упражнений.«Обитатели леса»...

Открытое занятие с применением нейропсихологических игр и упражнений
Цель: создание условий для развития эмоциональной сферы и активизации мыслительной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста....
