"Почему умный ребёнок не может работать в команде? Когда прошлое мешает доверять"
консультация по психологии (средняя группа)

Антонова Полина Петровна

Представьте себе ребёнка, который наедине со взрослым проявляет живой интерес, сообразительность и вовлечённость. Но стоит ему оказаться в группе сверстников, как он словно подменяется: становится агрессивным или, наоборот, уходит в себя, становится пассивным.

Такая ситуация может всерьёз озадачить и педагогов, и родителей. Почему способный ребёнок не может работать в команде? Часто ответ кроется не в его характере или недостатке воспитания, а в более глубоких вещах - в опыте, который научил его выживать, а не сотрудничать. 

Язык тела, который рассказывает историю. 

Одним из ярких маркеров такого опыта являются так называемые стереотипии - повторяющееся действия, лишённые очевидного смысла. Например, ребёнок может подолгу раскачиваться на стуле, иногда издавая звуки, или раскачивать себя, чтобы уснуть. 

Важно понимать: это не "вредная привычка":

Это - способ саморегуляции и самоуспокоения, который нервная система ребёнка выработала в условиях сенсорного и эмоционального голода. Когда внешний мир не откликался на его потребности, он стал для себя и мамой, и укачивающей колыбелью. Это поведение когда-то помогло ему выжить. 

Почему команда - это угроза? 

Для ребёнка, пережившего опыт дефицита (внимания, заботы), мир делится на "своё" и "чужое", а другие дети видятся не партнёрами, а конкурентами за ограниченные ресурсы. 

Агрессия становится защитной реакцией, попыткой отстоять своё. 
Пассивность - это форма ухода от борьбы, в которой он заранее чувствует себя проигравшим.
Недоверие к миру - их базовая установка. Доверить кому-то часть задачи - значит стать уязвимым, а это в их прошлом опыте было опасно. 

Лучи надежды: как рождается доверие. 

Самое важное в такой ситуации - видеть не только проблемы, но и микроскопические победы.
Например, когда такой ребёнок в группе на секунду отзывается на улыбку, принимает игрушку из рук сверстника в общую игру. 

Эти моменты, когда он бывает приветливым и контактным, - бесценны. Они говорят о том, что в его душе постепенно, шаг за шагом, прорастает доверие. Он начинает проверять на практике новую реальность - ту, где мир может быть безопасным, а люди - не опасными. 

Что важно помнить нам, взрослым? 

Ключевой посыл, который я хочу донести: 

Важно понять, что это не с ребёнком что-то не так. Так сложились его обстоятельства, повлиять на которые он был не в силах. 

Ребёнок не "плохой" и не "недостаточно старается". Его поведение - это следствие. Его мозг и нервная система адаптировались к особым, подчас суровым условиям. 

Задача взрослых - не требовать сиюминутных результатов и не ломать его защиту, а создавать атмосферу безусловнойй безопастности, предсказуемости и терпения. Именно в такой среде, через игру, похвалу и постоянную поддержку, ребёнок может заново учиться самому главному - учиться доверять. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)

На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....

Общение ребёнка со сверстниками. Почему с ребёнком не хотят играть его сверстники.

Малыш  может быть отвергнут  другими детьми по такой причине, как внешность или одежда, как ни банально это звучит. Его могут не принимать в игру из- за того, что он кажется некрасивым, не и...

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

Вопрос - ответ "Почему у ребёнка может появиться заикание?"

Признаки заикания:* ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);* употребление перед отдельны...

«Разнообразные формы работы с родителями и укрепление взаимного доверия между педагогами и семьи в условиях реализации ФОП ДО»

Консультация для педагогов по привлечению родителей к участию в работе детского сада с использованием разнообразных форм работы....