Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста по развитию памяти
материал по психологии (старшая группа)

Сергиенко Светлана Викторовна

Предлагаемый цикл   направлен  на развитие памяти старших дошкольников, что необходимо в будущем для успешного обучения в школе.

Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у учащихся определенных учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации.  В школьном возрасте идет бурное развитие памяти, что связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти: школьник вынужден запомнить и воспроизводить не то, что интересно, а то, что дает школьная программа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_korrektsionno.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл коррекционно-развивающих занятий

для детей  дошкольного возраста по  развитию памяти

 Пояснительная записка

Предлагаемый цикл   направлен  на развитие памяти старших дошкольников, что необходимо в будущем для успешного обучения в школе.

Основными составляющими оптимального учебного процесса являются формирование у учащихся определенных учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации.  В школьном возрасте идет бурное развитие памяти, что связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие произвольной памяти: школьник вынужден запомнить и воспроизводить не то, что интересно, а то, что дает школьная программа.

Но возможно ли успешное развитие произвольной памяти, если ребенку дошкольного возраста сложно воспроизвести увиденное, пересказать небольшой текст или просто перечислить услышанные слова? Дошкольный возраст - период формирования различных видов памяти, таких как наглядно-образной, зрительной, слуховой, моторной, образной, словесно-логической, эмоциональной, кратковременной, оперативной, долговременной.

Первоначально память носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявления запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они запоминают то, что понимают. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии), но уже в возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память.

Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых — ускорить развитие этих видов памяти у детей. Но для того, чтобы эти навыки запоминания формировались быстро и полно, а информация становилась прочными знаниями, необходимо ее воспринять, осмыслить, связать с уже имеющимися знаниями, сохранить, своевременно и правильно использовать, а если необходимо, то придать ей новый смысл и значение и, возможно, на ее основе создать новые знания.

Цель: развитие произвольной памяти через систему игр и упражнений.

Задачи:

1. Развивать различные виды памяти: сенсорную (зрительную, слуховую, моторную,  образную, словесно-логическую, эмоциональную, кратковременную,  оперативную, долговременную.

2. Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

3.Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей.

Методические рекомендации:

Временные рамки – занятия проводятся в течение 8 недель (16 занятий),        2 раза в неделю продолжительностью 20-25 мину

Форма работы – может быть индивидуальная, так и групповая, численность детей 8-10 чел.

Организация пространства – просторная комната со столами и стульями, и свободным пространством.

Тактика и поведение психолога во время проведения занятий, как директивная, так и не директивная.

Правила организации занятий:

1. Систематичность занятий, поддержка со стороны родителей.

2. Четкие инструкции к упражнениям для детей и взрослых. Неточнаяорганизация работы с тем или иным упражнением может значительно ослабить эффект от занятий с ними.

3. Самоконтроль. Ребенок должен сам находить и исправлять свои ошибки (при индивидуальной работе). После выполнения ребенком задания, не говорите ему, верно или неверно он его выполнил. Пусть сначала проведет самопроверку. Ошибки ребенка – это ступеньки к вершине его победы.

4. Взаимоконтроль. Дети проверяют ошибки  друг у друга (при групповой работе).

Тематический план занятий

№ занятия

Содержание

Описание игр и упражнений

Материалы

Вводное

Создание условий для знакомства с участниками группы, установления между ними положительного эмоционального контакта, снятия барьеров в общении

1.«Давайте познакомимся».         Детям предлагается назвать свое имя и придумать одно прилагательное, характеризующее его, например: «Я, Маша, красивая» По цепочке дети называют свое имя, одно прилагательное и вспоминают как зовут остальных участников группы.

2. «Я положил в мешок».

 Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

1. Занятие

1. Развитие логической памяти

2. Развитие слуховой памяти

3. Создание ассоциативных связей

1. Игра «Запомни слова». Предлагается запомнить слова к картинкам: - картинки: корова, курица, книга, веник, игла, рыба, яблоко, ландыш, пирог;                                                 - слова: молоко, цыпленок, читать, уборка, шить, река, сад, душистый, вкусный.

2. Игра «Собираем букет».

Первый участник собирает 1 цветок в букет. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет 2 цветка и добавляет в букет свой цветок и  т. д.

3. Игра «Пиктограмма». Детям для запоминания предлагается 7-10 словосочетаний: мальчику холодно, девочка плачет, папа сердится, бабушка отдыхает, мама читает, дети гуляют, пора спать. Каждое последующее словосочетание проговаривается только после того, как сделан рисунок. После окончания работы взрослый просит воспроизвести детей, словосочетания опираясь на сделанные рисунки.

Карточки с картинками и словами.

Тетради, простые карандаши, карточка со словосочетаниями.

2. Занятие

1. Развитие вербальной памяти

2. Развитие моторно-слуховой памяти.

3. Развитие образной и логической памяти

1. Игра «Каскад слов». Детям предлагается повторить слова в той же последовательности:      

-вода;                                          

-огонь, дым;                                    

  -тетрадь, ручка, карандаш;                                                    -сосна, береза,  клен, тополь;                                                -машина, трактор, автобус, троллейбус,  трамвай;                                          -стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф;                    

-ромашка, одуванчик, василек, лилия, роза, фиалка, ландыш;                                

   -платье, сарафан, футболка, шорты, брюки, куртка, комбинезон, свитер;                                                      -яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви;                                                   -огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, кабачок, баклажан, лук, чеснок, редис.        

2. Игра «Повтори за мной».         Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

3.  Игра «12 картинок».               Детям предлагается на основе 12 картинок (в виде таблицы) составить рассказ. Когда задание выполнено, взрослый убирает картинки и просит детей воспроизвести увиденные образы, но при этом не использовать связный рассказ, а просто перечислить их.

Карточка с набором слов.

Карандаш.

Таблица с картинками.

3. Занятие

1. Развитие ассоциативной и логической памяти

2. Развитие зрительной памяти.

3. Создание ассоциативных связей

1.Игра «Подбери картинку».   Нужно подобрать 7-10 слов, которые  предлагаются для запоминания, а также набор карточек с картинками (20-30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминанию слов: лес, животное, обед, огород, одежда, посуда,  цветок, мебель, машина, книга.  

2. Игра «Запомни порядок».        Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

3. Игра «Пиктограмма».              Детям предлагается для запоминания 7-10  словосочетаний: мальчику холодно, девочка плачет, папа сердится, бабушка отдыхает, мама читает, дети гуляют, пора спать. Каждое словосочетание проговаривается только после того, как сделан рисунок.

Набор карточек с картинками.

Тетради, простые карандаши, карточка со словосочетаниями.

4. Занятие

1. Развитие зрительной и логической памяти

2. Развитие моторно-слуховой памяти.

3. Развитие образов, эмоции и слуховой памяти

1. Игра «12 картинок».                     (см. задание 2)

2. Игра «Повтори за мной»          Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

3. Игра «Представьте себе».
 Предлагается закрыть глаза и представить следующие картины:
 1) красная роза; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в супе; 4) шоколадное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на новой кофте; 7) капли, сверкающие на солнце; 8) страшный крик  в ночи; 9) радуга во время дождя.
  Детям необходимовспомнить и зарисовать название визуальных картинок. Проверить правильность воспроизведенных образов.

Карандаш

Карточка со словосочетаниями

5. Занятие

1. Развитие словесно-логической памяти

2. Развитие моторно-слуховой памяти.

3. Развитие зрительной памяти

1.Игра «Магазин».                             Взрослый предлагает запомнить слова и говорит: «Мы идем в продуктовый магазин. Нам, нужно, купить: чай, сахар, творог, сметану, хлеб, колбасу, яблоки, бананы, огурцы».  

2. Игра «Запомни движения».           Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

3. Игра «Пуговицы». Детям предлагается запомнить расположение пуговиц на карте и по памяти, на своих картах, выложить в том же порядке пуговицы. Постепенно увеличивается число пуговиц и комбинаций.                  

Карточка с набором слов.

Таблицы         (карты) 3×3, по 3 пуговицы на каждого ребенка.

6. Занятие

1. Развитие образной памяти

2. Развитие зрительной памяти

3. Развитие ассоциативной или логической памяти

1. Игра «Что вам запомнилось». Закройте глаза и вообразите следующие картины: Коробка конфет. Коробка конфет на столе. Коробка конфет на верхней полке.  Ребенок на скамейке. Ребенок с мамой сидят  на скамейке. Плачущий ребенок на скамейке. Птичка, клюющая корм в саду. Птичка, купающаяся в луже. Птичка, спасающаяся от кошки.   Расскажите, что вам запомнилось»

2.  Игра «Запомни порядок».       (см.  задание 3)

3. Игра «Подбери картинку».       Детям предлагается подобрать 7-10 слов, которые предлагаются для запоминания, а также набор карточек с картинками (20-30) Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминанию слов: насекомые, транспорт, сад, лето, фрукт, зверь, вода, инструменты,  грибы, птица.

Карточка со словосочетаниями.                  

Набор картинок, карточка с набором слов.

7. Занятие

1. Развитие зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, тактильной памяти

2. Развитие слуховой памяти

3. Развитие зрительной памяти

1. Ведущий предлагает детям: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова. Услышав (увидев) слово, представьте себе  и расскажите о внешнем виде предмета, его вкусе, запахе, звуках, которые он может издавать. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом». Бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье.

2. Игра «Собираем букет»           (см. занятие 1)

3. Игра «Пуговицы».                   (см. занятие 5)

Карточка с набором слов

8. Занятие

1. Развитие слуховой памяти

2. Развитие зрительно-моторной и эмоциональной памяти.

3. Развитие словесно-логической памяти

1. Игра «Внимательный слушатель» Детям предлагается прослушать рассказ. Затем воспроизвести рассказ устно.

«Плохой сторож» У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.

2. Игра «Запомни эмоции»          Ведущий стоит перед группой детей, у которых на лицах  выражены разные виды эмоций, он запоминает их и отворачивается, в этот момент один ребенок меняет выражение лица, когда ведущий разворачивается к детям, то он должен угадать, кто  изменил выражение лица.

3.  Игра «Запомни пару».                            Детям  медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь: тарелка-суп,  почта-письмо, зима-снег, булка-мука, карандаш-бумага, машина- дорога, мультфильм-телевизор,  буква-книга, сапог-нога, рыба-вода.  

Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

Карточка с текстом рассказа.

Карточка с набором слов связанных по смыслу.

9. Занятие

1. Развитие логической, кратковременной и оперативной памяти

2. Развитие моторно-слуховой памяти

3. Развитие зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, тактильной памяти

4. Развитие долговременной памяти

1. Игра «Запомни 10 слов».         Детям называются 10 слов для запоминания: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.

Детям предлагается составить рассказ из 10 слов: «ночь в лесу, в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон, он почувствовал, что осколок впился в лапу как игла и он ощутил в лапе ожог, как от огня».

Можно мысленно складывать слова в одну картинку (или рассказ). Ночью в лесу стоит дом с окном, в доме стол, на столе – пирог, игла, кот, огонь, разбивает окно, слышится звон».

2. Игра «Запомни свою позу».     Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

3. Ведущий предлагает детям: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом». Шерсть, телега, волосы, роза, платок, слеза, ботинок, птица.      

4. Игра «Запомни 10 слов».         Детям предлагается вспомнить 10 слов, которые предъявляли для  запоминания в начале занятия.

Вспоминаем 10 слов с которых начались занятие.

Карточка с набором слов.

Карточка с набором слов.

Карточка с набором слов.

10. Занятие

1. Развитие зрительной, кратковременной и оперативной памяти

2. Развитие зрительно-моторной и эмоциональной памяти.

3. Развитие слуховой памяти

4. Развитие долговременной памяти

1.Игра «Запомни и нарисуй»     Детям зачитывается с установкой на запоминание 10 слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.                                      Детям предлагается к каждому слову сделать рисунок, который бы помог ему, потом вспомнить эти слова.

2. Игра «Запомни эмоции» (см. занятие 8)

3. Игра «Внимательный слушатель».                                             Детям предлагается прослушать рассказ. Затем один ребенок воспроизводит рассказ устно, а остальные дети оценивают правильность и точность передачи.        «Девочка и птичка»                     Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дороге и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

4. Игра «Запомни 10 слов».          Детям предлагается вспомнить 10 слов, которые предъявляли для  запоминания в начале занятия.

Карточка с набором слов.

Карточка с набором слов.

11. Занятие

1. Развитие зрительной памяти

2. Развитие моторно-слуховой и пространственной памяти

3. Развитие словесно-логической памяти

1.  Игра «Фигуры по порядку».       Детям предлагается карточка с  четырьмя геометрическими фигурами в ряд. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка нарисовать фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

2. Игра «Запомни  позу».                                            Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Ребенок-водящий выполняет правильность выполнения (задать 3-4 позы).      

3. Игра «Запомни пару».           Медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь:                  шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

Набор карточек с геометрическими фигурами (на каждой карточке расположены 4 фигуры в ряд)

Карточка с набором слов связанных по смыслу.

12. Занятие

1. Развитие зрительной памяти

2. Развитие моторно-слуховой памяти

3. Развитие слуховой памяти.

1. Игра «Запомни фигуры по цвету».                                                  Детям предлагается для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками (цифры, буквы, геометрические фигуры). Время запоминания - 15 сек. Далее на пустых бланках детям нужно самостоятельно воспроизвести увиденное.

2. Игра «Зоопарк».                       Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, повторяет то животное, которое назвал ребенок, вспоминает другое животное, называет его, бросает мяч другому ребенку и т.д.

3. Игра «Дятлы».                         «Давай поиграем в двух сказочных дятлов: маленького и большого. Я буду большим дятлом, а ты - маленьким дятлом, который учится сообщать жителям леса о том, какая будет погода. Большой дятел будет сообщать маленькому, как надо стучать клювом, а маленький будет повторять за большим. Вот тебе тоже карандаш, ты будешь стучать им по столу после того, как я закончу стучать. Стучать карандашом надо точно так, как я буду это делать. Давай попробуем». Занятие проводится так, чтобы ребенок видел, как взрослый стучит по столу карандашом.

Набор карточек (каждая карточка окрашена в определенный  цвет и имеет определенный знак)

Мяч

Карандаши

13. Занятие

1. Развитие логической, кратковременной и оперативной памяти

2. Развитие зрительной памяти

3. Развитие моторно-слуховой памяти

4. Развитие долговременной памяти

1. Игра «Запомни 10 слов»          Детям называется 10 слов для запоминания: книга, машина, кукла, самолет, цветы, небо, сосед, арбуз, костюм, ручка.                               Детям предлагается составить рассказ из 10 слов: «мальчик с книгой в руках поехал на машине с куклой до аэродрома, на котором находился самолет, а рядом с самолетом росли цветы, самолет взлетел в небо, увез соседа вместе с арбузом, сосед был одет в костюм, в кармане которого находилась ручка

2. Игра  «Запомни фигуры по цвету».                          (см. занятие 12)                              

3.Игра «Запомни движения».    (см. занятие 5)

4. Игра «Запомни 10 слов».           (см. занятие 9)

Карточка с набором слов.

14. Занятие

1. Развитие образной памяти

2. Развитие – зрительно моторной памяти

3. Развитие словесно-логической памяти

1. Игра «Придумай рассказ».    Детям предлагается составить рассказ по таблице с геометрическими фигурами. Затем, взрослый зачитывает рассказ, а дети на пустом бланке зарисовывают фигуры.

2.  Игра «Разведчики».                  Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные - «отряд». В комнате хаотично расставлены стулья. «Разведчик» ходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем проводит отряд по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом второй «разведчик» показывает новый путь и другой «командир» повторяет его.

3. Игра «Запомни пару».                            Детям  медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь:                

Тарелка - суп, почта - письмо, зима - снег, булка - мука, карандаш -бумага, машина - дорога, мультфильм - телевизор, буквы - книга, сапог - нога, рыба - вода.                                         Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

Таблица с геометрическими фигурами (в таблице 6-8 фигур), пустые бланки, карандаши

Карточка с набором слов связанных  по смыслу.

15. Занятие

1.Развитие зрительной и логической памяти

2. Развитие моторно-слуховой памяти

3. Развитие механической памяти.

1. Игра «Придумай рассказ».        (см. занятие 14)

                                                           

2. Игра «Запомни свое место»         В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место угол, у другого стул, у третьего – окно у двери, у четвертого – центр зала т д. Затем все дети собираются в группу, около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам, водящий проверяет правильное выполнение задания.

3.  Игра «Запомни пару».            Детям медленно зачитывается 10 пар слов для запоминания: книга-окно, ручка-тучка, вилка-дело, сосна-ложка, спина-лампа, корова-стол, ящик-палец, число-крыша, ножик-лето, корзина-свеча. Затем зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

Карточка с набором слов не связанных по смыслу

16. Занятие

1. Развитие словесно-логической памяти                        

2. Развитие зрительно-моторной памяти

3. Развитие механической памяти

1. Игра «Магазин».

Взрослый предлагает запомнить слова и говорит: «Мы идем в молочный магазин. Нам, нужно купить: молоко, кефир, сметану, творог, ряженку, сливки, масло, сыр,  йогурт.»                                                        

2. Игра «Разведчики».                 (см.  занятие 14)                                                                                                                    

3.Игра «Запомни пару».  

 Детям медленно зачитывается 10 пар слов  не связанные по смыслу слова для запоминания: жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

Карточка набором слов.

Карточка с набором слов не связанных по смыслу.

Рекомендации для родителей и воспитателей

  • Терпимо относитесь к ошибкам ребенка. Любой человек, а тем более ребенок в процессе овладения новыми знаниями, навыками, умениями и в процессе совершенствования каких-то своих способностей, свойств, качеств обязательно совершает ошибки. Главное, чтобы допускаемые ошибки не стали причиной исчезновения самого стремления к совершенству. Поэтому исключите всякие упреки, недовольство по отношению к ребенку и подбадривайте его, выразите ему свою уверенность в том, что он справится со стоящей перед ним задачей.
  • Постоянно поддерживайте интерес ребенка к занятиям. От степени интереса ребенка к работе в огромной степени зависит их результативность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  • Помогайте ребенку как можно чаще ощущать чувство успеха. С точки зрения поддержания интереса у ребенка к этим занятиям, к интеллектуальной деятельности вообще, очень важно, чтобы ребенок в процессе этих занятий как можно чаще переживал чувство своего успеха, чувство своей победы. Это также поможет самоутверждению личности ребенка, воспитанию важнейших черт характера – уверенности в себе, в своих силах, чувства собственного достоинства. КАК МОЖНО ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ПРОЯВЛЕННЫЕ УСИЛИЯ. ПОСТОЯННО ВЫРАЖАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ УВЕРЕННОСТЬ В ЕГО УСПЕХЕ.

Литература

1.  Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка – М.: Роспедагенство, 1994.

 2.  Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.   (Психологический практикум)

3.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.

4.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада /Под. Ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"

Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...

Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...

Цикл коррекционно-развивающих занятий для дошкольников "Вундеркинд"

Занятия направлены на работу с вниманием, памятью, воображением, сенсорным восприятием, зрительно-моторной координацией, речью, мышлением. Цикл состоит из 21 занятия....

Цикл коррекционно-развивающих занятий

Разработка и реализация материала....

Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет.

Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет....

Цикл коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников «Мир детских эмоций»

Знакомство  детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния....

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для развития памяти у детей 5-7 лет с ЗПР.

В работе представлены коррекционно-развивающие игры и упражнения направленные на развитие памяти у детей 5-7 лет с ЗПР....