Презентация: "Что такое СДВГ?"
презентация по психологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СДВГ – хроническое непроцессуальное нарушение, начинающееся в раннем возрасте и имеющее среди основных симптомов нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность в сочетании с нормальным интеллектом. («СДВГ: причины и последствия», Е.А. Морозова, к.м.н., доц. кафедры детской неврологии Казанской государственной медицинской академии) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (F90.0) (англ. attention deficit hyperactivity disorder , ADHD) - неврологическо -поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Триада СДВГ : нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Т ри ключевых симптома, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти проявления могут варьироваться по степени выраженности и сочетанию, формируя разные формы расстройства. Для дефицита внимания характерно: игнорирование деталей, отвлекаемость, рассеянность, разбрасывание вещей, оставление дел не доведенными до конца, игнорирование инструкций, игнорирование советов и вообще обращенной к ним речи. Для гиперактивности характерно: избыточная подвижность, неусидчивость, избегание тихих игр и предпочтение шумных, подвижных, игнорирование запретов. Для импульсивности характерно: неспособность дожидаться своей очереди, многословность, болтливость, торопливость, необдуманность поступков
В соответствии с DSM-IV выделяют три возможных подтипа, основываясь на наличии или отсутствии специфических симптомов на протяжении последних 6 месяцев: Комбинированный подтип (при соответствии критериям диагностики невнимательности и гиперактивности/импульсивности). Это наиболее распространенная форма и на ее долю приходится 50‐75% случаев. Преимущественно невнимательный подтип (при соответствии критериям диагностики дефицита внимания и несоответствии критериям гиперактивности/импульсивности). Диагностируется в 20‐30% случаев. Преимущественно гиперактивно-импульсивный подтип (при соответствии критериям диагностики гиперактивности/импульсивности и несоответствии критериям невнимательности). На данную форму приходится около 15% случаев.
Идиопатический (умеренно выраженные проявления невнимательности и гиперактивности/импульсивности без сопутствующих расстройств) 2. Резидуально -органический (выраженные проявления гиперактивности /импульсивности и невнимательности+запаздывание развития эмоционально-волевой сферы, значительные трудности социальной адаптации, нарушение мелкой моторики, задержки речевого развития, дисграфия , дислексия , энурез ) 3. Неврозоподобный (выраженные проявления гиперактивности / импульсивности+тревожные расстройства, тики, фобии, нарушения речи) Клинические варианты СДВГ Наличие коморбидных расстройств может приводить к утяжелению клинических проявлений СДВГ, ухудшению отдалённого прогноза и снижению эффективности основной терапии по поводу СДВГ. ( Коморбидность — сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, синдромов или психических расстройств, связанных между собой единым патогенетическим механизмом или совпадающих по времени).
Эпидемиологические исследования, проведённые в разных странах мира, свидетельствуют, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), относится к числу наиболее распространенных болезней у детей. Эпидемиологические данные – встречается с частотой 4%-12% в популяции. В России частота СДВГ составляет не более 28,1% и не менее 7,6% ( Заваденко , 1999, клиническое исследование). Соотношение М:Ж = 3:1 у детей и 2:1 у подростков. Выраженность расстройства снижается с возрастом, но не пропадает даже у взрослых. Основу диагностики составляют осмотр врача-психиатра, патопсихологический эксперимент, анализ анамнестических сведений, опрос родителей и педагогов ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СДВГ
Клиническая картина - Основные симптомы - Сопутствующие нарушения Оценка - Клиническое собеседование - Наблюдение за поведением - Опросники , анкеты ( DSM-IV , МКБ-10) - Дополнительная информация ( учитель , школьный психолог ) - Осмотр , исследование неврологического статуса ( нейрофизиологическая ЭЭГ) - Психологическое обследование Дифференциальный диагноз : Резидуальная энцефалопатия с церебрастеническим синдромом Гиперкинетические расстройства поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью Психопатоподобное расстройство Эндокринные заболевания Снижение мотивации к обучению Заключение ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Причины, которые могут влиять на развитие СДВГ: (Предполагается, что расстройство вызывается комплексом нейробиологических факторов, приводящих к нарушению созревания структур мозга и последующей дисфункции ЦНС) Генетические. СДВГ относится к числу наследуемых патологий. В поддержку генетической теории говорит большая распространенность синдрома среди детей, чьи отцы страдали СДВГ (в 8 раз чаще), а также среди гомозиготных близнецов. Описаны мутации в генах дофаминовых рецепторов (D1, D2, D4, D5), дофаминовых и серотониновых транспортеров, в гене синаптосомного белка SNAP-25 и др., которые достоверно чаще встречаются у лиц с СДВГ. Биологические. Среди пренатальных факторов наиболее значимы материнский возраст (младше 18 и старше 35 лет), пренатальный стресс, хронические заболевания и вредные привычки матери, гестозы. К числу перинатальных факторов относят гипоксию плода, осложненные роды, недоношенность и переношенность ребенка, травмы ШОП. В период младенчества повреждающее действие могут оказывать нейроинфекции , отравления нейротропными ядами, ЧМТ, прием ЛС. Психосоциальные. Наибольшее значение среди них имеет семейный микроклимат, социально-бытовые условия, детско-родительские отношения. Неблагоприятно на развитии ребенка сказываются скандалы в семье, алкоголизация родителей, гиперопека и педагогическая запущенность, физические методы наказания, распад семьи. Токсические. Некоторые авторы связывают СДВГ с чрезмерным содержанием в организме определенных веществ (салицилатов, ароматизаторов, свинца), дефицитом омега-3 ПНЖК, микроэлементов (железа, магния), витаминов (фолиевой кислоты и др.). Также указывается на связь синдрома с повышенным потреблением быстрых углеводов на фоне белковой недостаточности.
Генетическая передача от родителей (повышенный уровень тревожности у матерей детей с СДВГ 2. Психологические механизмы -несоответствия скорости обработки информации требованиям окружающих - состояние хронической неуспешнности - негативное дидактогенное воздейсвтвие ( чрезмерный контроль , категоричное подавление ) МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С СДВГ
Изменение симптомов СДВГ от детства до подросткового возраста Дошкольные годы Годы начальной школы Подростковый возраст Взрослые Невнима -тельность • Короткие игровые эпизоды (< 3 мин) • Бросает занятия, не доводя их до конца • Как будто не слышит, когда к нему обращаются • Короткая деятельность (<10 мин) • Преждевременная смена деятельности, легко отвлекается • Забывчивость, неорганизованность, • Более низкая усидчивость по сравнению со сверстниками (< 30 мин) • Неспособность сконцентрироваться на деталях задачи • Плохое планирование • Невнимательность к деталям • Забытые встречи • Недостаток способности к предвидению, планированию Повышен- ная актив- ность • «Ураган» «Шило в одном месте» • Беспокойный, когда ожидается спокойствие (урок, спектакль) • Суетливый • Субъективное ощущение беспокойства Импуль - сивность • Не реагирует на обращение, замечания • Отсутствует чувство опасности • Не соблюдает своей очереди; перебивает других и выпаливает ответы • Безрассудное несоблюдение правил • Несчастные случаи; навязчивость • Недостаточный самоконтроль • Необдуманный риск Безответственные высказывания • Дорожно-транспортные и другие происшествия • Незрелость и неблагоразумное принятие решений • Нетерпеливость
ЛЕЧЕНИЕ СДВГ Хотя СДВГ не излечивается полностью, его можно корректировать. Цель — помочь ребенку реализовать свой потенциал. В лечении могут сочетаться образовательные, медикаментозные и поведенческие методы. Лечение носит комплексный характер и осуществляется полипрофессиональной бригадой специалистов. Каждый вид лечения подбирается индивидуально. Фармакологическая терапия – патогенетическая Психотерапия – индивидуальная и групповая (врачебная помощь) Коррекция учебного плана Коррекционная работа (психолого-педагогическая помощь) Работа с семьей Использование дополнительных приемов и техник – диетотерапии, БОС-терапии В американской клинической практике, где СДВГ трактуется как самостоятельная нозологическая форма, существует единый стандарт лечения, базирующийся на применении амфетаминов К сожалению единого протокола и стандартов лечения СДВГ в России НЕ СУЩЕСТВУЕТ
ПРОГНОЗ ПРИ СДВГ Прогноз при СДВГ всегда относительно благоприятный. СДВГ никогда не ведет к смерти или инвалидности, если к этому не ведет основное патологическое состояние, спровоцировавшее возникновение синдрома. Критерий прогноза 1. Чем обусловлен синдром? - Неврозы, ранняя церебральная органическая патология – прогноз благоприятный - Расстройства личности, расстройства адаптации – относительно благоприятный - Эндогенная патология, умственная отсталость – неблагоприятный в силу тяжести основного патологического состояния Критерий прогноза 2. Насколько сохранно социальное функционирование, настолько благоприятен и прогноз Критерий прогноза 3. Характер и системность терапии. - Раннее начало комплексной терапии, когда используются хотя бы 2-3 направления, одно из которых – фармакотерапия – прогноз благоприятный - Чем позже начата комплексная терапия, тем хуже прогноз - При несистемной терапии, приеме препаратов от случая к случаю – прогноз неблагоприятный
1. Работу с ребенком стройте индивидуально; 2. Оптимальное место в классе — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду; 3. Во время занятий устраивайте минутку активного отдыха; 4. Хорошо направлять энергию детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.; 5. Подобрать постоянное поручение в классе с учетом интересов и склонностей; 6. Создавайте ребенку «ситуацию успеха», с тарайтесь избегать завышенных или заниженных требований к ученику; 7. Расписание занятий должно быть постоянным, большие задания разбивайте на несколько меньших.; 8. Введите знаковую систему оценивания; один из вариантов поощрения – выдача жетонов, который в течение дня можно обменять на оценку; 9. Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные; 10. Способствуйте предупреждению, снижению и отреагированию агрессии; 11. Обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; 12. Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками; Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! Рекомендации для педагогов
Рекомендации для родителей 1. Единые требования. Это правило действует со всеми детьми, но особенно оно важно для гиперактивных детей. Договоритесь с супругом, бабушками/дедушками об единых требованиях, предъявляемых ребёнку. 2. Режим дня. 3. Чередуйте н агрузки и отдых. Организуйте достаточный уровень физической активности. 4 . Чёткие запреты. Информация об ограничения и запретах должны быть краткой и ёмкой. Не нужны длинные фразы, не стоит говорить, как не нужно делать. Объясняйте, как нужно поступать. 5 . Пошаговая инструкция. Не нужно давать пространный инструкций, состоящих из нескольких шагов. Ребёнок всё равно не запомнит всё целиком. Разбейте задачу на несколько последовательных этапов. 6 . Похвала. Обязательно хвалите за успехи. Поощрение или наказание должны быть исключительно четкими, понятными, конкретными, ребенок должен понимать, за что его хвалят или ругают. П оследствия поведения (поощрение или наказание) должны наступать немедленно. 7. Организация пространства. Организуйте детское пространство, где он будет чувствовать себя комфортно. Гиперактивные дети склонны к «разрушению» и неумению наводить порядок. Уберите всё лишнее, научите раскладывать вещи по своим местам. 8. Доброжелательный микроклимат в семье, понимание и принятие особенностей ребенка.
1. Пробуй новые способы реакции на людей и места, которые выводят тебя из себя. 2. Когда ты расстроен, ты можешь говорить, рисовать, писать, бросать мячик или побыть одному какое-то время. 3. Делай так: остановись, подумай, сделай, а затем подумай еще раз, правильно ли ты поступил. Рекомендации для ребёнка
Список литературы по проблеме СДВГ 1. https://www.sdvg-deti.com/ ФОРУМ (НАШИ НЕВНИМАТЕЛЬНЫЕ И ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ) 2. Г. Монина, Е. Лютова-Робертс, Л. Чутко. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь 3. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми 4. О. Романчук. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей 5. Е. Мурашова. Дети-тюфяки и дети-катастрофы 6. Л. Горячева, Л. Кругляк. Дети — «катастрофы». Как помочь гиперактивному ребенку 7. С.Е. Нодельсон. СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь 8. Э. Хэлловэлл, Д. Рэйти. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать 9. А.В. Цветков. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции 10. Ф. Боман. Мошенничество под названием СДВГ 11. Д. Добсон. Непослушный ребенок 12. Р.Т. Байярд. Ваш беспокойный подросток 13. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. 14. В.Р. Кучма. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. 15. Ю.С. Шевченко. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. 16. А. Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили 17. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях 18. М.И. Буянов. Ребенок из неблагополучной семьи. 19. В. Волина. Как стать хорошим 20. Ю.Б. Гиппенрейтер. Как общаться с ребёнком 21. Г.В. Лаут, П.Ф. Шлоттке. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры 22. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. Диагностика и коррекция внимания 23. А.Л. Сиротюк. Синдром дефицита внимания сгиперактивностью. 24. Н.В. Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Указаны поведенческие реакции ...

Консультация для педагогов «Что такое лесенка трудового процесса»
Это магнитная доска с заранее прикрепленными на нее обозначениями этапов трудового процесса, и набор карточек с изображенными на них условными обозначениями, которыевыстраиваются в определенной послед...

Консультация для педагогов «ЧТО ТАКОЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?»
ФГОС - это федеральный государственный образовательный стандарт...

Консультация для педагогов " Что такое " Мнемотехника"?"
Данная консультация поможет разобраться педагогам в вопросах мнемотехники, приёмах наглядного моделирования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?"...
Консультация для педагогов: "Что такое лэпбук?".
Активная консультация для педагогов...
Консультация для педагогов. Что такое мелкая моторика...
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна...
