Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Малышко Анастасия Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад «Светлячок»

 

 

 

 

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Пировское,  2023 год

2

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута -  важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями. В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие   выбор того иного образовательного маршрута, описаны  этапы его построения, приводится перечень  примерных  методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника. Представленные материалы  помогут педагогическим работникам ДОУ  разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………..………………………………….. 4 стр. 

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников. 1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута,  его цели и основные факторы  выбора ………………………………..…………………………………  5-6 стр.

1.2. Мониторинг как  основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья .……………………….……………6 -7стр.

1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка……………………………………………………………………………………………………………………….7-8 стр.

1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………….………..8 стр.

2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья...……………………………………………….……….8-9 стр. 

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута  для детей с ОВЗ…………………………………………………..……….................................………………..11 стр. 

4. Список рекомендуемой  литературы……………………………………………………………... 11 стр.                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Пояснительная записка

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.  Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.  Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально– психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.  Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ). Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.  Материалы  сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ,  описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта  индивидуального  маршрута для ребенка с ОВЗ.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников 

1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели  и основные факторы выбора 

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей. Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и  дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации,  педагогов,  специалистов  образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

- результаты освоения дополнительной  образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Усилия педагогов ДОУ в  рамках реализации ИОМ 

направлены на решение следующих задач: - определение уровня возможностей дошкольника; - выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей; - создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем: 1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают: - как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого  образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой; - как «неформальные заказчики», «предъявляя»

образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

 3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования. Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.  Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: - возрастом ребенка; - состоянием его здоровья; - уровнем готовности к освоению образовательной программы; - интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализмом специалистов образовательных учреждений; - возможностями материально-технической базы образовательного учреждения; - возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома; - наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных  образовательных учреждений. ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. 

1.2. Мониторинг как  основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута  для ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед  педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.  Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.  Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции  нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Задачи мониторинга: - организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой); - оценка эффективности использования ИОМ; - выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата. Этапы мониторинга: - сбор медико-педагогической

информации о ребенке; - психолого-педагогическое обследование; - анализ и оценка полученных данных; - выстраивание ИОМ ребенка; - интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства  развития ребенка; - отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.      Технологические аспекты данной проблемы: - сводные информационные таблицы по диагностике; - аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год. Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.  

1.3. Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута ребенка  

Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом: 1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения,  использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).  2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы: - предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной  или развивающей  работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики); - выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и  методик); - отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает   отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание); - продумывание организационных условий и путей достижения коррекционноразвивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.) - планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы  (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий); 3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями). 4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы). Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы. 

1.4. Технологии, методы и  приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.  ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность  педагогического воздействия на   ребенка.    В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно: - беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; - игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций); - занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); - приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); - релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.). 

2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

1. Проведение коллегиального заседания ППк ДОУ.

2. Изучение рекомендаций ПМПК.

3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).

4. Создание специальных условий для  обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.) - использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).

5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).

6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.) 

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

 Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ?  Есть разные варианты.  В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы  с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов;  это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка. Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня  данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ППк (при наличии), диагноза (при наличии).  

Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ:                                                                                                                                                                                                                                   Образец  

I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 

1.Ф.И.О. воспитанника________________________________________

2. Дата и место рождения ______________________________________

3. Адрес: _____________________________________________________

4. Сведения о родителях (законных представителях):________________ 

5. Дата поступления в МДОУ _________________________________

6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид:

от  ___г. основной диагноз_______

7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭ №____________  срок назначения___________ продление ______________   ИПРА №_

8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___

9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от  ________________20__   года).

На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам  дошкольного возраста  опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ 

1. Общее состояние (причина инвалидности) __________________

2. Физическое развитие _____________________________________

3. Неврология______________________________________________

4. Зрение            ___________________________________________

5. Слух __________________________________________________

6.Опорно-двигательный аппарат_________________________________

7.Диагноз психиатра___________________________________________

8.Диагноз логопеда  ___________________________________________

9.Данные о текущем лечении____________________________________            10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов__________________ 

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Информация о прохождении ПМПК  (первичное обследование, повторное обследование каждые 2 года;

Заключение ПМПК №______  протокола Заключение ПМПК № _______  протокола Заключение ПМПК №______ протокола  

IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ

 1.Воспитатели группы

2. Педагог-психолог   

3.Учитель-дефектолог

4.Учитель-логопед                                                 

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Педагог-психолог:

  Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

Учитель-логопед:

Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

Воспитатели:

 Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния. Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.

Специалисты (муз. работник, физ. работник,   медработник):

Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную и воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.    

11 

VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Направления работы (специалист) / Кол-во часов в неделю /Дата и время проведения Используемые программы и технологии /Формы проведения занятий/ Ф.И.О. специалиста.

 Психологическая помощь (педагог – психолог)     

Дефектологическая и   логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед)      Педагогическая помощь     

Инструктор по физической культуре     

Музыкальный руководитель     

 Другое       

4. Список рекомендуемой литературы 

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.).- М.: «Просвещение», 2003г. 2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8). 3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» –Караганда – 2009 г.Составитель: Суртубаева Д.А.  4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ./М. А. Кунаш.-Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с. 5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО»- 2015 г.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Светлячок»

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

с. Пировское, 2023 год

2

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями. В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника. Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………..………………………………….. 4 стр.

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора ………………………………..………………………………… 5-6 стр.

Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья .……………………….……………6 -7стр.

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка……………………………………………………………………………………………………………………….7-8 стр.

Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………….………..8 стр.

2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья...……………………………………………….……….8-9 стр.

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ…………………………………………………..……….................................………………..11 стр.

4. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………... 11 стр.

4

Пояснительная записка

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально– психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам. Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ). Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации. Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.

5

1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников

Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей. Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ

направлены на решение следующих задач: - определение уровня возможностей дошкольника; - выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей; - создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем: 1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают: - как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой; - как «неформальные заказчики», «предъявляя»

образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования. Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: - возрастом ребенка; - состоянием его здоровья; - уровнем готовности к освоению образовательной программы; - интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализмом специалистов образовательных учреждений; - возможностями материально-технической базы образовательного учреждения; - возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома; - наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений. ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Задачи мониторинга: - организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой); - оценка эффективности использования ИОМ; - выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата. Этапы мониторинга: - сбор медико-педагогической

информации о ребенке; - психолого-педагогическое обследование; - анализ и оценка полученных данных; - выстраивание ИОМ ребенка; - интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка; - отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата. Технологические аспекты данной проблемы: - сводные информационные таблицы по диагностике; - аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год. Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом: 1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями). 2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы: - предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики); - выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик); - отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание); - продумывание организационных условий и путей достижения коррекционноразвивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.) - планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий); 3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями). 4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы). Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно: - беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; - игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций); - занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); - приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); - релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья

1. Проведение коллегиального заседания ППк ДОУ.

2. Изучение рекомендаций ПМПК.

3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).

4. Создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.) - использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).

5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).

6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ? Есть разные варианты. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка. Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ППк (при наличии), диагноза (при наличии).

Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ: Образец

I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

#1060;.И.О. воспитанника________________________________________

2. Дата и место рождения ______________________________________

3. Адрес: _____________________________________________________

4. Сведения о родителях (законных представителях):________________

5. Дата поступления в МДОУ _________________________________

6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид:

от ___г. основной диагноз_______

7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭ №____________ срок назначения___________ продление ______________ ИПРА №_

8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___

9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от ________________20__ года).

На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ

1. Общее состояние (причина инвалидности) __________________

2. Физическое развитие _____________________________________

3. Неврология______________________________________________

4. Зрение ___________________________________________

5. Слух __________________________________________________

#1054;порно-двигательный аппарат_________________________________

#1044;иагноз психиатра___________________________________________

#1044;иагноз логопеда ___________________________________________

#1044;анные о текущем лечении____________________________________ #1044;испансерное наблюдение врачей специалистов__________________

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Информация о прохождении ПМПК (первичное обследование, повторное обследование каждые 2 года;

Заключение ПМПК №______ протокола Заключение ПМПК № _______ протокола Заключение ПМПК №______ протокола

IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ

#1042;оспитатели группы

2. Педагог-психолог

#1059;читель-дефектолог

#1059;читель-логопед

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Педагог-психолог:

Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

Учитель-логопед:

Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

Воспитатели:

Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния. Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.

Специалисты (муз. работник, физ. работник, медработник):

Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную и воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.

11

VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Направления работы (специалист) / Кол-во часов в неделю /Дата и время проведения Используемые программы и технологии /Формы проведения занятий/ Ф.И.О. специалиста.

Психологическая помощь (педагог – психолог)

Дефектологическая и логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед) Педагогическая помощь

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Другое

4. Список рекомендуемой литературы

1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.).- М.: «Просвещение», 2003г. 2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8). 3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» –Караганда – 2009 г.Составитель: Суртубаева Д.А. 4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ./М. А. Кунаш.-Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с. 5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО»- 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.Основная цель ИОМ-это создание в детском саду условий ,с...

Методические и дидактические материалы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника как разработанная педагогом, возможно  совместно с другими специалистами и родителями, программа образовательной деятельности ребенка, отражающа...

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Методические рекомендациипо разработке и использованиюиндивидуального образовательного маршрута дошкольника...

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута -  важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия пе...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПДО (ХОРЕОГРАФ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) В ДОУ»

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методов воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не сл...