Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
с. Пировское, 2023 год
2
Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями. В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника. Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………..………………………………….. 4 стр.
1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников. 1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора ………………………………..………………………………… 5-6 стр.
1.2. Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья .……………………….……………6 -7стр.
1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка……………………………………………………………………………………………………………………….7-8 стр.
1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………….………..8 стр.
2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья...……………………………………………….……….8-9 стр.
3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ…………………………………………………..……….................................………………..11 стр.
4. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………... 11 стр.
4
Пояснительная записка
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально– психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам. Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ). Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации. Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.
5
1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников
1.1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей. Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:
- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;
- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;
- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ
направлены на решение следующих задач: - определение уровня возможностей дошкольника; - выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей; - создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем: 1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают: - как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой; - как «неформальные заказчики», «предъявляя»
образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования. Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: - возрастом ребенка; - состоянием его здоровья; - уровнем готовности к освоению образовательной программы; - интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализмом специалистов образовательных учреждений; - возможностями материально-технической базы образовательного учреждения; - возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома; - наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений. ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Задачи мониторинга: - организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой); - оценка эффективности использования ИОМ; - выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата. Этапы мониторинга: - сбор медико-педагогической
информации о ребенке; - психолого-педагогическое обследование; - анализ и оценка полученных данных; - выстраивание ИОМ ребенка; - интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка; - отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата. Технологические аспекты данной проблемы: - сводные информационные таблицы по диагностике; - аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год. Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом: 1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями). 2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы: - предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики); - выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик); - отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание); - продумывание организационных условий и путей достижения коррекционноразвивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.) - планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий); 3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями). 4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы). Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно: - беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; - игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций); - занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); - приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); - релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья
1. Проведение коллегиального заседания ППк ДОУ.
2. Изучение рекомендаций ПМПК.
3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).
4. Создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.) - использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).
5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).
6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)
3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ? Есть разные варианты. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка. Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ППк (при наличии), диагноза (при наличии).
Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ: Образец
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.Ф.И.О. воспитанника________________________________________
2. Дата и место рождения ______________________________________
3. Адрес: _____________________________________________________
4. Сведения о родителях (законных представителях):________________
5. Дата поступления в МДОУ _________________________________
6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид:
от ___г. основной диагноз_______
7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭ №____________ срок назначения___________ продление ______________ ИПРА №_
8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___
9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от ________________20__ года).
На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
1. Общее состояние (причина инвалидности) __________________
2. Физическое развитие _____________________________________
3. Неврология______________________________________________
4. Зрение ___________________________________________
5. Слух __________________________________________________
6.Опорно-двигательный аппарат_________________________________
7.Диагноз психиатра___________________________________________
8.Диагноз логопеда ___________________________________________
9.Данные о текущем лечении____________________________________ 10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов__________________
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Информация о прохождении ПМПК (первичное обследование, повторное обследование каждые 2 года;
Заключение ПМПК №______ протокола Заключение ПМПК № _______ протокола Заключение ПМПК №______ протокола
IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ
1.Воспитатели группы
2. Педагог-психолог
3.Учитель-дефектолог
4.Учитель-логопед
V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Педагог-психолог:
Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.
Учитель-логопед:
Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.
Воспитатели:
Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния. Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.
Специалисты (муз. работник, физ. работник, медработник):
Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную и воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.
11
VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Направления работы (специалист) / Кол-во часов в неделю /Дата и время проведения Используемые программы и технологии /Формы проведения занятий/ Ф.И.О. специалиста.
Психологическая помощь (педагог – психолог)
Дефектологическая и логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед) Педагогическая помощь
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
Другое
4. Список рекомендуемой литературы
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.).- М.: «Просвещение», 2003г. 2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8). 3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» –Караганда – 2009 г.Составитель: Суртубаева Д.А. 4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ./М. А. Кунаш.-Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с. 5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО»- 2015 г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
с. Пировское, 2023 год
2
Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями. В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника. Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………..………………………………….. 4 стр.
1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора ………………………………..………………………………… 5-6 стр.
Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья .……………………….……………6 -7стр.
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка……………………………………………………………………………………………………………………….7-8 стр.
Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………….………..8 стр.
2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья...……………………………………………….……….8-9 стр.
3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ…………………………………………………..……….................................………………..11 стр.
4. Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………... 11 стр.
4
Пояснительная записка
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально– психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам. Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ). Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации. Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.
5
1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников
Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности. Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей. Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:
- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;
- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;
- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ
направлены на решение следующих задач: - определение уровня возможностей дошкольника; - выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей; - создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем: 1) ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа; 2) в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают: - как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой; - как «неформальные заказчики», «предъявляя»
образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
3) на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования. Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: - возрастом ребенка; - состоянием его здоровья; - уровнем готовности к освоению образовательной программы; - интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализмом специалистов образовательных учреждений; - возможностями материально-технической базы образовательного учреждения; - возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома; - наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений. ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Мониторинг в работе с дошкольниками– это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Задачи мониторинга: - организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой); - оценка эффективности использования ИОМ; - выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата. Этапы мониторинга: - сбор медико-педагогической
информации о ребенке; - психолого-педагогическое обследование; - анализ и оценка полученных данных; - выстраивание ИОМ ребенка; - интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка; - отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата. Технологические аспекты данной проблемы: - сводные информационные таблицы по диагностике; - аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год. Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом: 1) Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями). 2) Этап планирования коррекционно-развивающей работы: - предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики); - выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик); - отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание); - продумывание организационных условий и путей достижения коррекционноразвивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.) - планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий); 3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями). 4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы). Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно: - беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; - игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций); - занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); - приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); - релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
2. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья
1. Проведение коллегиального заседания ППк ДОУ.
2. Изучение рекомендаций ПМПК.
3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).
4. Создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.) - использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).
5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).
6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)
3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ? Есть разные варианты. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка. Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ППк (при наличии), диагноза (при наличии).
Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ: Образец
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
#1060;.И.О. воспитанника________________________________________
2. Дата и место рождения ______________________________________
3. Адрес: _____________________________________________________
4. Сведения о родителях (законных представителях):________________
5. Дата поступления в МДОУ _________________________________
6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид:
от ___г. основной диагноз_______
7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭ №____________ срок назначения___________ продление ______________ ИПРА №_
8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___
9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от ________________20__ года).
На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
1. Общее состояние (причина инвалидности) __________________
2. Физическое развитие _____________________________________
3. Неврология______________________________________________
4. Зрение ___________________________________________
5. Слух __________________________________________________
#1054;порно-двигательный аппарат_________________________________
#1044;иагноз психиатра___________________________________________
#1044;иагноз логопеда ___________________________________________
#1044;анные о текущем лечении____________________________________ #1044;испансерное наблюдение врачей специалистов__________________
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Информация о прохождении ПМПК (первичное обследование, повторное обследование каждые 2 года;
Заключение ПМПК №______ протокола Заключение ПМПК № _______ протокола Заключение ПМПК №______ протокола
IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ
#1042;оспитатели группы
2. Педагог-психолог
#1059;читель-дефектолог
#1059;читель-логопед
V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Педагог-психолог:
Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.
Учитель-логопед:
Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.
Воспитатели:
Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния. Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.
Специалисты (муз. работник, физ. работник, медработник):
Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную и воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.
11
VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Направления работы (специалист) / Кол-во часов в неделю /Дата и время проведения Используемые программы и технологии /Формы проведения занятий/ Ф.И.О. специалиста.
Психологическая помощь (педагог – психолог)
Дефектологическая и логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед) Педагогическая помощь
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
Другое
4. Список рекомендуемой литературы
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.).- М.: «Просвещение», 2003г. 2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8). 3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» –Караганда – 2009 г.Составитель: Суртубаева Д.А. 4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ./М. А. Кунаш.-Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с. 5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО»- 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.Основная цель ИОМ-это создание в детском саду условий ,с...

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Консультация для педагогов ДОО...

Методические и дидактические материалы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника как разработанная педагогом, возможно совместно с другими специалистами и родителями, программа образовательной деятельности ребенка, отражающа...

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Методические рекомендациипо разработке и использованиюиндивидуального образовательного маршрута дошкольника...

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия пе...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПДО (ХОРЕОГРАФ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) В ДОУ»
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методов воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не сл...
