Материалы для педагога-психолога
консультация по психологии
Методические рекомендации и консультации по использованию музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.23 КБ | |
| 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование музыки в работе педагога-психолога ДОУ.
В работе педагога-психолога с детьми музыка используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);
2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).
Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.
Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:
- Рецептивной (пассивная);
- активной;
- интегративной.
Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми, имеющими эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния. Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушании –рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира .
В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.
Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.
Наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Я в своей работе педагога-психолога ДОУ часто использую музыку.
Вот некоторые примеры:
Игра «Понимаем свои эмоции»
Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра помогает ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.
Заранее подбираетя несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции: радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский), грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус), злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди), страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).
Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подаю ему пример.
Надо стараться, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними.
По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее («Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ).
Ритмическая игра «Зоопарк».
Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику, снимает эмоциональное напряжение.
В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродить медленно и неспешно, как слон; «плыть» по комнате, словно лебедь; рычать, как лев; прыгать, будто кенгуру.
Сказкотерапия под музыку.
Придумываю или выбираю готовую сказку, которая освещает нужный мне вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подбираю музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям.
Разыгрываю сказку вместе с детьми (ребенком), стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.
Арт-игра «Мы вместе».
Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.
Надо включить музыку Гайдна или Шопена и предложить ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соединить изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объяснить, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы ни были.
Некоторые дети охотно носят этот рисунок с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.
Арт-игра «Смешной страх».
Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.
Включаем «Симфонию 40» Моцарта и предлогаем ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ.
Теперь меняем музыку на «Шутка» Баха и дорисовываем пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь.
При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо разорвать.
Занятия по музыкотерапии можно сочетать с элементами изотерапии. После прослушивания музыки можно рисовать, лепить представляемые образы. Это может быть и тематическое рисование, которое хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами.
Применяю такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов. Использую карточки-пиктограммы, символизирующие разные настроения. Дети рассматривают их, разрезают по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, смешивают, собирают, разыгрывают ситуации, дорисовывают карандашами, красками недостающие детали, рисуют фон, выполняют соответствующие музыкально- пантомимические этюды на распознавание эмоций. Это не только своеобразный тренажер на узнавание эмоций, но и упражнение на способность к взаимодействию. Собирается и определенная диагностическая информация.
При чередовании изобразительной деятельности с музыкальными этюдами и упражнениями происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той и другой деятельности.
Также активно использую музыку для релаксационных пауз.
Музыкальная терапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музтерапии разнообразны, так что каждый психолог может найти подходящие упражнения и игры для занятий. Но в случае детей с особенностями, лучше обращаться к специалисту по музтерапии.
Итак, музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.
Рекомендации по применению музыкотерапии в
повседневной жизни детского сада
- В детском саду музыку необходимо включать в режимные моменты:
1. Во время утреннего приема, для создания дружеских взаимоотношений и положительные эмоций у ребёнка и родителей, рекомендуется включать:
- радостную классическую музыку, такую как: «Весенние голоса» И. Штрауса; «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта; «Утро» Э. Грига;
- добрые детские песни: «Антошка» В. Шаинский, Ю. Энтин; «Улыбка» В. Шаинский;
2. Во время проведения утренней гимнастики и бодрящей зарядки, рекомендуется включать бодрую, ритмичную музыку:
- «Марш» Е. Тиличеевой, «Марш» Е. Юцкевича.
- «Песенка про зарядку» Г. Гладков, Г. Остер. Таким образом, решаются задачи и музыкального и физического воспитания детей.
3. Чтобы быстро и весело собраться на прогулку можно включить такие детские песни как:
- «Облака» В. Шаинский, С. Козлов; «Какой чудесный день» А. Флярковского, Е. Карганов; «Какое небо голубое» А. Рыбников, Б. Окуджава.
4. Чтобы успокоить детей и подготовить их ко сну необходимо включать нежную, успокаивающую, расслабляющую музыку:
- Прелюдия ми-минор Ф. Шопена, Адажио для органа и струнных Т. Альбинони, «Лебедь» Ж. К. Сен-Санса, «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Колыбельная» В. А. Моцарта; «Колыбельная медведицы» А. Флярковского, С. Свириденко;
5. Чтобы детям легче было проснуться после тихого часа, то во время подъёма, рекомендуется включить спокойную, но оптимистично-просветлённую музыку: «Прелюдия 1, оп.28» Ф. Шопена, «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Шестая симфония» 3-я часть П. И. Чайковского.
- Музыка также органично включается в образовательные области:
1. для занятий по изобразительному искусству подойдут Ю. Чичкова, М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке» из т/ф «Шёлковая кисточка»;
2. для занятий по художественному творчеству (лепка, аппликация) подойдёт инструментальная музыка: «Времена года» А. Вивальди, «Времена года» П. И. Чайковского, т.к. исследования педагога-психолога В.И. Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение и способствует развитию фантазии.
3. перед занятиям по чтению можно включить такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусорского, «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова.
- На занятиях рекомендуется применять релаксационные паузы (несколько минут расслабившись, положа голову на стол или кому как удобнее, послушать классическую музыку).
По мнению известного психолога Б. М. Теплова «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Музыка и здоровье тесно связаны, поэтому наша главная задача не навредить, а воспитать психически здорового и уравновешенного ребёнка.
Приложение.
Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Музыка Моцарта.
Детям она помогает лучше справляться с обучением и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы».
2. Для уменьшения раздражительности.
Бетховен: Лунная соната; Бах: кантата №2; Франк: Симфония ре минор.
3. Для снятия состояния тревоги.
Шопен: мазурки и прелюдии; Штраус: вальсы; Рубинштейн: Мелодия; Дебюсси: соната для скрипки и фортепоано.
4. Тонизирующее средство:
Чайковский: 6 симфония, часть 3; Бетховен: увертюра к опере «Эгмонт»; Шопен: прелюдии; Лист: Венгерская рапсодия; Моцарт: Маленькая ночная серенада.
5. Успокоительное:
Брамс: Колыбельная; Шуберт: Аве Мария; Шопен: ноктюрны; Дебюсси: Свет луны.
6. Против злости и агрессии:
Бах: Итальянский концерт; Гайдн: Симфония; Сибелиус: Финляндия; Скрябин: прелюдии для фортепиано.
7. При переутомлении и нервном истощении:
Григ: Утро; Огинский: полонез.
8. При угнетенном меланхолическом настроении:
Бетховен: « К радости»; Шуберт « Аве Мария».
9. При выраженной раздражимости, гневности:
Вагнер «Хор пилигримов»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
10. При снижении сосредоточенности внимания:
Чайковский: « Времена года»; Дебюсси: «Лунный свет»; Шуман: «Грезы».
11.Расслабляющее воздействие:
Чайковский: «Баркаролла»; Бизе «Пастораль»; Леклер: Соната до мажор (часть3); Сен-Санс: «Лебедь»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
Предварительный просмотр:
Использование музыки в работе педагога-психолога ДОУ.
В работе педагога-психолога с детьми музыка используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);
2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).
Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.
Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:
- Рецептивной (пассивная);
- активной;
- интегративной.
Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми, имеющими эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния. Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушании –рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира .
В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.
Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.
Наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
Я в своей работе педагога-психолога ДОУ часто использую музыку.
Вот некоторые примеры:
Игра «Понимаем свои эмоции»
Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра помогает ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.
Заранее подбираетя несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции: радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский), грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус), злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди), страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).
Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подаю ему пример.
Надо стараться, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними.
По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее («Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ).
Ритмическая игра «Зоопарк».
Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику, снимает эмоциональное напряжение.
В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродить медленно и неспешно, как слон; «плыть» по комнате, словно лебедь; рычать, как лев; прыгать, будто кенгуру.
Сказкотерапия под музыку.
Придумываю или выбираю готовую сказку, которая освещает нужный мне вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подбираю музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям.
Разыгрываю сказку вместе с детьми (ребенком), стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.
Арт-игра «Мы вместе».
Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.
Надо включить музыку Гайдна или Шопена и предложить ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соединить изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объяснить, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы ни были.
Некоторые дети охотно носят этот рисунок с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.
Арт-игра «Смешной страх».
Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.
Включаем «Симфонию 40» Моцарта и предлогаем ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ.
Теперь меняем музыку на «Шутка» Баха и дорисовываем пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь.
При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо разорвать.
Занятия по музыкотерапии можно сочетать с элементами изотерапии. После прослушивания музыки можно рисовать, лепить представляемые образы. Это может быть и тематическое рисование, которое хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами.
Применяю такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов. Использую карточки-пиктограммы, символизирующие разные настроения. Дети рассматривают их, разрезают по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, смешивают, собирают, разыгрывают ситуации, дорисовывают карандашами, красками недостающие детали, рисуют фон, выполняют соответствующие музыкально- пантомимические этюды на распознавание эмоций. Это не только своеобразный тренажер на узнавание эмоций, но и упражнение на способность к взаимодействию. Собирается и определенная диагностическая информация.
При чередовании изобразительной деятельности с музыкальными этюдами и упражнениями происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той и другой деятельности.
Также активно использую музыку для релаксационных пауз.
Музыкальная терапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музтерапии разнообразны, так что каждый психолог может найти подходящие упражнения и игры для занятий. Но в случае детей с особенностями, лучше обращаться к специалисту по музтерапии.
Итак, музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.
Рекомендации по применению музыкотерапии в
повседневной жизни детского сада
- В детском саду музыку необходимо включать в режимные моменты:
1. Во время утреннего приема, для создания дружеских взаимоотношений и положительные эмоций у ребёнка и родителей, рекомендуется включать:
- радостную классическую музыку, такую как: «Весенние голоса» И. Штрауса; «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта; «Утро» Э. Грига;
- добрые детские песни: «Антошка» В. Шаинский, Ю. Энтин; «Улыбка» В. Шаинский;
2. Во время проведения утренней гимнастики и бодрящей зарядки, рекомендуется включать бодрую, ритмичную музыку:
- «Марш» Е. Тиличеевой, «Марш» Е. Юцкевича.
- «Песенка про зарядку» Г. Гладков, Г. Остер. Таким образом, решаются задачи и музыкального и физического воспитания детей.
3. Чтобы быстро и весело собраться на прогулку можно включить такие детские песни как:
- «Облака» В. Шаинский, С. Козлов; «Какой чудесный день» А. Флярковского, Е. Карганов; «Какое небо голубое» А. Рыбников, Б. Окуджава.
4. Чтобы успокоить детей и подготовить их ко сну необходимо включать нежную, успокаивающую, расслабляющую музыку:
- Прелюдия ми-минор Ф. Шопена, Адажио для органа и струнных Т. Альбинони, «Лебедь» Ж. К. Сен-Санса, «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Колыбельная» В. А. Моцарта; «Колыбельная медведицы» А. Флярковского, С. Свириденко;
5. Чтобы детям легче было проснуться после тихого часа, то во время подъёма, рекомендуется включить спокойную, но оптимистично-просветлённую музыку: «Прелюдия 1, оп.28» Ф. Шопена, «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Шестая симфония» 3-я часть П. И. Чайковского.
- Музыка также органично включается в образовательные области:
1. для занятий по изобразительному искусству подойдут Ю. Чичкова, М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке» из т/ф «Шёлковая кисточка»;
2. для занятий по художественному творчеству (лепка, аппликация) подойдёт инструментальная музыка: «Времена года» А. Вивальди, «Времена года» П. И. Чайковского, т.к. исследования педагога-психолога В.И. Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение и способствует развитию фантазии.
3. перед занятиям по чтению можно включить такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусорского, «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова.
- На занятиях рекомендуется применять релаксационные паузы (несколько минут расслабившись, положа голову на стол или кому как удобнее, послушать классическую музыку).
По мнению известного психолога Б. М. Теплова «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Музыка и здоровье тесно связаны, поэтому наша главная задача не навредить, а воспитать психически здорового и уравновешенного ребёнка.
Приложение.
Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Музыка Моцарта.
Детям она помогает лучше справляться с обучением и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы».
2. Для уменьшения раздражительности.
Бетховен: Лунная соната; Бах: кантата №2; Франк: Симфония ре минор.
3. Для снятия состояния тревоги.
Шопен: мазурки и прелюдии; Штраус: вальсы; Рубинштейн: Мелодия; Дебюсси: соната для скрипки и фортепоано.
4. Тонизирующее средство:
Чайковский: 6 симфония, часть 3; Бетховен: увертюра к опере «Эгмонт»; Шопен: прелюдии; Лист: Венгерская рапсодия; Моцарт: Маленькая ночная серенада.
5. Успокоительное:
Брамс: Колыбельная; Шуберт: Аве Мария; Шопен: ноктюрны; Дебюсси: Свет луны.
6. Против злости и агрессии:
Бах: Итальянский концерт; Гайдн: Симфония; Сибелиус: Финляндия; Скрябин: прелюдии для фортепиано.
7. При переутомлении и нервном истощении:
Григ: Утро; Огинский: полонез.
8. При угнетенном меланхолическом настроении:
Бетховен: « К радости»; Шуберт « Аве Мария».
9. При выраженной раздражимости, гневности:
Вагнер «Хор пилигримов»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
10. При снижении сосредоточенности внимания:
Чайковский: « Времена года»; Дебюсси: «Лунный свет»; Шуман: «Грезы».
11.Расслабляющее воздействие:
Чайковский: «Баркаролла»; Бизе «Пастораль»; Леклер: Соната до мажор (часть3); Сен-Санс: «Лебедь»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для педагога-психолога ДОУ
Консультации для родителей...

материалы работы педагога-психолога по адаптации дошкольников к условиям ДОУ
Подборка материалов по сопровождению родителей воспитанников, адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения включает в себя родительские собрания, памятки, консультации для родителей...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...

картотека игр с кинетическим материалом для педагога-психолога
Используйте кинетический песок, чтобы развивать у детей творческую активность, любознательность,сенсорное восприятие, кругозор. При работе с песком у воспитанников формируется усидчивость, навыкипракт...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)...

Методическая разработка «На поиски настроения» ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ (сборник практических материалов) для педагогов-психологов, работающих с детьми дошкольного возраста)
Данное методическое пособие посвящено проблеме обеспечения физического, психоэмоционального и морального комфорта, создания психоэмоционального климата детей дошкольного возраста и предназначено...

Материалы для педагога-психолога
Методические рекомендации и консультации по использованию музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах....
