«Решение педагогических ситуаций. Сплочение педагогического коллектива»
методическая разработка по психологии
Выступление на педагогическом совете
«Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольника»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательного автономное учреждение
«Детский сад №66»
Выступление на педагогическом совете
«Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольника»
по теме «Решение педагогических ситуаций.
Сплочение педагогического коллектива»
Подготовила:
Педагог-психолог
Зверева Е.Г.
Оренбург, 2025 г.
Цель: формирование умений находить оптимальные пути разрешения конфликтов и поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: групповая .
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными ситуациями, и порой они бывают непростыми. Особенно актуальными становится, педагогические конфликтные ситуации между воспитателями и родителями. Эти моменты требуют от нас не только профессионализма, но и особого внимания, понимания и готовности к конструктивному диалогу. Как педагог-психолог, я хочу предложить нам взглянуть на конфликт, как на сигнал. Сигнал о том, что где-то есть невысказанные ожидания, недопонимание или разные точки зрения, которые нуждаются в прояснении. Это возможность для нас расширить наше партнерство с родителями, улучшить взаимопонимание и, в конечном итоге, создать наилучшие условия для развития каждого ребенка. Давайте вместе поищем ключи к доверительному и эффективному сотрудничеству, которое принесет пользу всем участникам образовательного процесса.
Уважаемые коллеги! Предлагаю разделиться на две группы. Каждой группе предлагается по две конфликтные ситуации с родителем (законным представителем). Ваша задача найти оптимальные пути разрешения конфликта.
Итак, приступим к разбору конкретных ситуаций и выработке решений.
«Решение педагогических ситуаций»
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Вариант решения ситуации: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.
(Конфронтация-форма общения, обмен мнениями, без нарушения личных границ другого человека, с целью не доказывать свою правоту, а разрешить конфликт)
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Вариант решения ситуации: Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут, же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все, же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".
Ситуация 3
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.
Вариант решения ситуации: Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Для решения данной проблемы педагогу необходимо участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.
Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог- психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.
Ситуация 4
Ребенок дерется, отнимает игрушки у других детей. Родители утверждают, что дома ребенок неконфликтный и такого поведения у него нет.
Вариант решения ситуации:
Очень частая ситуация, требующая тонкого педагогического подхода.
Конфликт здесь не только в поведении ребенка, но и в расхождении восприятия между воспитателем и родителями.
Восприятие родителей: Отрицание, защита своего ребенка, возможная неосведомленность (ребенок действительно может вести себя иначе дома) или нежелание признавать проблему.
Ключевые моменты для воспитателя:
Поведение ребенка: Агрессия (драки), нарушение личных границ (отнимание игрушек). Это серьезные сигналы, требующие коррекции.
Причины поведения ребенка (возможные):
•Недостаток коммуникативных навыков: Не умеет просить, ждать, договариваться, выражать свои желания словами.
• Импульсивность: Не может контролировать свои порывы.
•Потребность во внимании: Негативное внимание лучше, чем никакого.
•Стремление к лидерству/власти: Хочет быть главным, контролировать ситуацию и игрушки.
• Фрустрация: Не может справиться с эмоциями, когда что-то идет не по его плану.
• Незнание правил: Не понимает, как нужно взаимодействовать.
•Особенности темперамента: Повышенная возбудимость, активность.
• Возрастные особенности: У малышей до 3-4 лет отбирание игрушек может быть нормой развития, связанной с эгоцентризмом и формированием понятия "мое". Однако драки всегда требуют внимания.
Главная цель – не обвинить родителей, а наладить сотрудничество для помощи ребенку.
1. Подготовка к разговору:
• Сбор конкретных фактов: Это самое важное! Записывайте конкретные ситуации – когда, где, что именно произошло, кто был вовлечен, как ребенок себя повел, какие слова говорил, что вы предприняли.
• *Пример: "15 октября в 10:30, во время свободной игры, Петя (имя ребенка) толкнул Сашу, который играл с красной машинкой, и отобрал ее. Петя не отреагировал на мои слова, что нужно просить, а не толкать."*
• Наблюдение : Есть ли определенные предметы, события, состояние ,и которые вызывают такое поведение (конкретная игрушка, время дня, усталость, конкретный ребенок)?
• Выбор времени и места: Разговор должен быть индивидуальным, без спешки, без других детей и родителей. Заранее пригласите родителей на беседу.
Дать понять родителям , что цель беседы – не жаловаться на ребенка , а помочь ребенку научиться общаться более эффективно и чувствовать себя комфортно в детском коллективе. Объяснить последствия такого поведения для ребенка и для группы. Предложить совместные действия (сотрудничество). Помимо работы с родителями, воспитатель должен активно и последовательно работать с ребенком по коррекции поведения ребенка в группе (Рекомендации педагога-психолога)
Игра на сплочение педагогического коллектива:
«Воздушное единство»
Цель игры:
Повышение уровня сплоченности и взаимопомощи в педагогическом коллективе, формирование чувства единства и общей ответственности.
Задачи игры:
1. Мотивировать участников к активному взаимодействию и общению.
2. Развивать внимательность и наблюдательность.
3. Стимулировать проявление инициативы и взаимопомощи в достижении общей цели.
4. Подчеркнуть важность командной работы для эффективного решения задач.
Правила игры:
1. Подготовка шариков: Каждому педагогу выдается по одному надутому воздушному шарику и маркер.
2. Написание имён: По команде каждый участник четко и разборчиво пишет свое имя (или фамилию, или короткое прозвище, как принято в коллективе) на своем воздушном шарике.
3. Сбор шариков: После того как все написали имена, все шарики собираются в одну большую непрозрачную сумку, коробку или просто скидываются в общую кучу в центре комнаты, тщательно перемешиваются.
4. Поиск своего шарика: По сигналу ведущего участники начинают искать свой воздушный шарик с написанным на нем именем.
5. Завершение: Игра считается завершенной, когда каждый педагог найдет свой шарик.
Выводы по игре и их связь с взаимодействием с родителями детей:
Это была не просто игра, это была диагностика уровня сплоченности и взаимопомощи в нашем педагогическом коллективе. Давайте осмыслим свои действия, сделаем вывод.
1. Вывод (если каждый участник искал только свой шарик, и коллектив не дружный):
Если в процессе игры каждый педагог был сосредоточен исключительно на поиске своего шарика, не обращая внимания на других, не предлагая помощи и не призывая чужие имена, это может свидетельствовать о недостаточной сплоченности коллектива. В такой ситуации каждый «тянет одеяло на себя», работает индивидуально, что затрудняет формирование единой команды.
Связь с взаимодействием с родителями детей:
Несплоченный педагогический коллектив часто транслирует родителям разноречивую информацию и невыработанные единые подходы. Родители могут сталкиваться с тем, что один педагог говорит одно, другой – другое, нет единой линии поведения в вопросах воспитания или обучения. Это подрывает доверие родителей к детскому саду как к целостной системе, создает ощущение разобщенности и может вызывать у них тревогу, так как не видят единого фронта специалистов, работающих на благо их ребенка.
2. Вывод (если участники активно помогали друг другу, призывали чужие имена, и коллектив дружный):
Если педагоги активно помогали друг другу, выкрикивали имена, заметив чужой шарик, или даже передавали его владельцу, это является ярким показателем высокой степени сплоченности, взаимовыручки и позитивного командного духа. Такой коллектив способен быстро и эффективно решать задачи, поскольку каждый готов внести свой вклад и поддержать коллегу.
Связь с взаимодействием с родителями детей:
Сплоченный и дружный педагогический коллектив излучает уверенность и единство, что немедленно передается родителям. Родители получают последовательную и согласованную информацию, видят единую стратегию и подходы в работе с детьми. Это формирует высокое доверие к детскому саду, так как родители ощущают, что их ребенок находится под заботой целой команды профессионалов, работающих сообща. Они чувствуют поддержку и уверенность в том, что любые вопросы и проблемы будут решены коллективно, с учетом общего опыта и знаний, а не усилиями одного человека. Это способствует созданию партнерских отношений между семьей и детским садом.
Приложение 1
Рекомендации педагога-психолога
Ситуация
Ребенок дерется, отнимает игрушки у других детей. Родители утверждают, что дома ребенок неконфликтный и такого поведения у него нет.
Структура беседы с родителем:
Начните с позитива: "Здравствуйте, [Имя родителя]! Я очень ценю [Имя ребенка] за его [положительные качества – любознательность, энергичность, добрую улыбку, умение концентрироваться на чем-то одном]. Он очень яркий ребенок в нашей группе." Это снизит защитную реакцию.
Перейдите к сути (факт + забота): "Я хотела обсудить с вами несколько ситуаций, которые меня беспокоят, так как я вижу, что [Имя ребенка] иногда испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми. Моя цель – помочь ему научиться общаться более эффективно и чувствовать себя комфортно в коллективе."
Представьте факты, а не мнения:
"Я заметила, что иногда [Имя ребенка] пытается получить желаемое, используя физические действия. Например, [приведите 2-3 конкретных, записанных примера].
"Когда он хочет взять игрушку, он может толкнуть другого ребенка или вырвать игрушку из рук, вместо того чтобы попросить или подождать."
Избегайте оценочных суждений: "Ваш ребенок агрессивен", "Он дерется" – лучше: "У [Имя ребенка] наблюдаются трудности в регуляции поведения", "Он проявляет физическое воздействие".
Выразите эмпатию к родителям (но без согласия с их отрицанием): "Я понимаю, что вам, возможно, это непривычно слышать, ведь дома дети часто ведут себя иначе, или вы не замечали такого поведения." (Это позволяет им "сохранить лицо").
Объясните последствия (для ребенка и группы):
Для ребенка: "Если [Имя ребенка] будет продолжать так действовать, другим детям будет трудно с ним дружить. Он может чувствовать себя одиноким, если не научится договариваться. Мы хотим, чтобы он строил хорошие отношения."
Для группы: "Также важно понимать, что мы должны обеспечить безопасность всех детей в группе. И мы учим всех детей мирно взаимодействовать."
Предложите совместные действия (сотрудничество):
"Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами действовали сообща, чтобы помочь [Имя ребенка] развить эти важные социальные навыки."
"Что вы обычно делаете, когда [Имя ребенка] дома проявляет подобное поведение (если оно есть) или хочет что-то получить?" (Возможно, родители используют эффективные стратегии).
"В группе мы сейчас активно учим [Имя ребенка] говорить 'Можно мне?' или 'Пожалуйста', ждать своей очереди, использовать слова, когда он расстроен. Мы также помогаем ему выразить свои эмоции иначе, например, сжать кулачки, потопать ногой, но не бить других. Мы хвалим его, когда он успешно договаривается или делится."
"Могли бы вы, пожалуйста, обращать внимание на подобные моменты дома и поддерживать те же правила?"
Предложите конкретные стратегии, которые родители могут попробовать дома (например, ролевые игры "Как попросить игрушку", чтение книжек про дружбу и умение делиться, обучение называнию эмоций).
Договоритесь о дальнейших шагах: "Давайте договоримся, что я буду держать вас в курсе. Вы тоже, пожалуйста, обращайте внимание и делитесь своими наблюдениями. Мы хотим, чтобы [Имя ребенка] чувствовал себя уверенно и счастливо в саду."
Что НЕ следует делать:
Обвинять родителей: "Это вы виноваты, что не воспитываете его!"
Оспаривать их мнение: "Вы ошибаетесь, он очень конфликтный!"
Использовать обобщения: "Он всегда дерется!"
Сравнивать с другими детьми: "Вот Маша никогда не дерется..."
Обсуждать поведение ребенка в его присутствии.
Вовлекать других родителей или детей в качестве "свидетелей".
Как решить этот конфликт (коррекция поведения ребенка в группе):
Помимо работы с родителями, воспитатель должен активно и последовательно работать с ребенком.
1. Немедленное реагирование:
Остановить действие: "Стоп! Бить нельзя!" "Игрушки отнимать нельзя!" (Твердым, но спокойным голосом).
Перенаправить: Отвести ребенка от конфликта, убрать его из ситуации на короткое время ("Уголок спокойствия", "скамейка подумать") – не как наказание, а как возможность остыть и подумать.
2. Обучение альтернативным стратегиям:
Вербализация: Учить ребенка проговаривать свои желания: "Я хочу эту машинку", "Дай, пожалуйста", "Можно мне поиграть с тобой?".
Обучение обмену/ожиданию: "Ты можешь поиграть с красной машинкой, когда Саша закончит, или ты можешь предложить ему другую игрушку взамен."
Выражение эмоций: Учить называть эмоции: "Я вижу, ты злишься, потому что не получил игрушку. Злиться можно, но бить нельзя."
Социальные истории: Использовать простые истории или ролевые игры, чтобы показать, как можно взаимодействовать.
3. Установление четких границ и последствий:
Правила группы: Должны быть четко озвучены и визуализированы (картинки) – "Мы не деремся", "Мы делимся", "Мы используем слова".
Логические последствия: Если ребенок ударил, он не может играть с этим ребенком некоторое время. Если отнял игрушку, игрушка возвращается владельцу. "Если ты бьешь, ты не можешь играть с друзьями, пока не успокоишься и не будешь готов играть мирно."
Последовательность: Важно, чтобы последствия были всегда одинаковыми и предсказуемыми.
4. Положительное подкрепление:
Хвалить: Замечать и активно хвалить ребенка, когда он проявляет желаемое поведение: "Ты так здорово попросил игрушку!", "Спасибо, что поделился с другом!", "Я горжусь тобой, что ты смог договориться!".
Внимание: Уделять внимание ребенку, когда он ведет себя хорошо, чтобы он не искал негативного внимания.
5. Привлечение администрации:
Если, несмотря на все усилия, поведение ребенка не корректируется, а родители остаются в полном отрицании, необходимо подключить старшего воспитателя или заведующего. Возможно, потребуется консультация психолога.
Сохраняйте все записи о поведении и беседах с родителями.
Цель воспитателя – не "сломать" ребенка или доказать свою правоту родителям, а создать условия для его социального развития и обеспечить комфортную и безопасную среду для всех детей в группе. Это возможно только при активном сотрудничестве с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"
Педагогический совет «Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ» в форме проблемно-деятельной игры. Подготовка к педсвету ДРК по проблеме "Оценка эффективност...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности. Если мы хотим вырастить ...

Выступление на педагогическом совете «Сплочение педагогического коллектива ДОУ»
Выступление на педагогическом совете в ДОУ....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...
Реверсивное наставничество "Педагогическое мастерство" в педагогическом коллективе МБДОУ ДС №7 "Жар-птица"
Реверсивное наставничество – это взаимодействие сотрудников образовательной организации как профессионалов разных поколений (в т. ч. педагогов, руководителей...

«Решение педагогических ситуаций. Сплочение педагогического коллектива»
Выступление на педагогическом совете«Создание единой педагогической основы ...
