Рекомендации педагогам на тему: "Готовность детей к школьному обучению"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Попова Олеся Николаевна_22

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogom.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления №17 «Ладушки»

Рекомендации педагога-психолога

для воспитателей подготовительной группы детского сада

«Готовность детей к школьному обучению»

Подготовил:

педагог-психолог

1 кв. категории

Попова О.Н.

г. Новоалтайск

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей подготовительной группы детского сада

Готовность детей к школьному обучению

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Для этого необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья, повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего,

мотивационная готовность, волевая, интеллектуальная.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей, воспитателей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает познавательных интересов.

Для формирования у ребенка «внутренней позиции школьника», учебных мотивов, воспитателю можно использовать следующие формы и методы

работы:

  • беседы о школе;
  • чтение рассказов и разучивание стихов на школьную тематику;
  • рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним;
  • рисование школы;
  • игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и

«плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

В сюжетно-ролевой игре «Школа», ребёнок может побывать в роли

«ученика» и в роли «учителя». В сюжет игры можно ввести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Необходимо пояснить детям, что значит быть школьником, кто такой учитель, какие обязанности появятся в школе, познакомить ребёнка со школьными атрибутами: что такое парта, портфель, для чего в школе нужен звонок, что такое перемена.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение в группе, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует, и он не

готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Интеллектуальная готовность - многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к школе. На самом деле, интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что- то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Приложение.

Игры на развитие внимания, мыслительных операций, мелкой моторики

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Цель: развивать умение анализировать написание цифры и буквы (знаки) и уметь "видеть" нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания. Инструкция: посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача – очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы "а" и цифры "2", которые вам встречаются. Время выполнения задания ограничить в 1-2 минуты.

Например:

8абвгд4жзс2атунол9стуфх7ыюяЗс2ном6абвгд2умликал2мрст2а5и6мн2сэстуо2лсуах7 (и т.д.).

ХЛОПОК В ЛАДОШИ

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

Инструкция: сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш,

воробей, книга, стул, кошка, чашка и т.д. Вы должны меня внимательно слушать и хлопать в ладоши, в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животное (посуду, мебель и т.п.). Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда

услышат слова, на которые нужно обратить внимание.

НАЗОВИ СОСЕДЕЙ

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 10 Поймавший мяч должен назвать "соседей" данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКОВ

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, анализировать причинно-следственные связи между явлениями, умения определять последовательность событий, выделять в них главное.

Оборудование: серии картинок, связанных сюжетом.

Ход: Педагог предлагает детям разложить рисунки в таком порядке, чтобы они рассказали о каком-то событии, затем необходимо составить связный рассказ по картинкам и дать ему название.

ЧЕТВЕРТЫЙ-ЛИШНИЙ

Цель: формирование операций обобщения и классификации.

Ход: Педагог называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть три слова.

Примерные наборы для предъявления: Море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.

НАЗОВИ ПРЕДМЕТ

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет.

Например: упругий, круглый, красный (мяч).

НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛОЧКАМИ

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зрительных образов. Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.

КУЛАК-ЛАДОНЬ

Цель: развитие координации движений. Ход:

а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак (6-8 раз).

б) Правую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, левую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т.д. (6-8 раз).

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: направлено на развитие способности переключать внимание.

Ход: Педагог показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если ведущий опускает руки вниз, это

движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз - садится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов....

"Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению"

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов....

Презентация "Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению"

Задачи: совершенствование работы и повышение знаний, профессиональной компетентности приорганизации работы по подготовке детей к школе дома....

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению...

Игровой тренинг для родителей «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению» в подготовительной к школе группе

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класси был подготовлен к обучению в школе,чтобы его учеба была успешной и продуктивной,прислушайтесь к следующим рекомендациям...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в спец...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...