Рекомендации педагогам и родителям по учету доминантной сенсорной модальности ребенка
материал

Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит воспитателю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний. Таким образом, можно значительно повысить эффективность деятельности по подготовки к школьному обучению, как педагога, так и самого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам и родителям по учету доминантной сенсорной модальности ребенка

Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит воспитателю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний. Таким образом, можно значительно повысить эффективность деятельности по подготовки к школьному обучению, как педагога, так и самого ребенка.

Дети-аудиалы

Хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания воспитателя. Получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Как следствие аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи, обучению грамоте. Аудиалы используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно, если на предыдущем занятии пришлось «держать рот на замке».

Направление взгляда - по средней линии. Особенности внимания - легко отвлекаются на звуки. Особенности запоминания – легко запоминают то, что слышат.

Стратегия сопровождения: При обучении аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Дети-визуалы

Перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки-пазлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией: математике, распознавании слов, обучение письму.

        Направление взгляда - при общении взгляд направлен в основном вверх. Особенности внимания – устойчивое, визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания – помнят то, что видели, запоминают картинами.

 

Стратегия сопровождения - поскольку визуалы, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. Для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами.


        

Дети-кинестетики

        Переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти кинестетиков – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стоп и пр. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Кинестетики наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа.

        Направление взгляда – вниз. Особенности внимания - кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания - помнят общее впечатление. Запоминают, двигаясь.

        Стратегия сопровождения: для работы с детьми - кинестетами на первое место выводится двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения по кабинету, тактильная деятельность. При выполнении работы на занятиях рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать им возможность моторной разрядки (сходить за книгой, оборудованием, писать на доске; дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. В работе с данной категорией детей применимы задания по типу «модель-конструктор», что предполагает сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство. Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, предоставьте ему, по возможности, играть активную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам и родителям "КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ".

"КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ" Что стоит за «плохим» поведением? Как и за что хвалить ребенка?Когда и как помогать ребенку?Как поддерживать у ребенка положительную самооценку? Как ...

Рекомендации педагогам и родителям "КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ".

"КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ" Что стоит за «плохим» поведением?Как и за что хвалить ребенка?Когда и как помогать ребенку?Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?Как общать...

Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком

 Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного по...