консультации для воспитателей
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 МАЛЕНЬКОЕ СЧАСТЬЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 

 

Сегодня нам нередко приходится задаваться вопросом: почему дети старшем дошкольном возрасте не играют или играют плохо?

Оказалось, что одной из причин является то, что воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, даже зная подчас  особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным  и эффективным. Игровой интерес пронизывает  все структурные  компоненты сюжетно – ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил. Учет игровых интересов позволяет создать  для ребенка

ситуацию эмоционального комфорта в игре, привлекающие герои и интересное содержание естественным образом движут им, раскрывая его творческие потенции, разносторонние способности, активизируя накопленный ребенком жизненный опыт для увлекательной игры.

Содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно и сегодня дети любят играть в « Дочки – матери », «Шофера», «Магазин», но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей – Человека – Паука, Бэтмена, Геракла, Шрека, кукол Синди, Барби и Кена. Они сопровождают действия традиционных персонажей: мамы, папы, водителя, продавца песнями популярных современных исполнителей – Глюкозы, групп « Фабрика», «Корни» и др.

Сегодня дети переносят многие телевизионные передачи и сюжеты популярных сериалов в свои игры, так, совершенно самостоятельно, они могут начать играть в «Фабрику звезд», «Поле чудес», рекламу. Из реальной жизни в игру попали «Макдоналдс», «Супермаркет», «Салон красоты».

Как бы педагоги не протестовали против подобных игр и не относились настороженно к новым игровым персонажам – это интересно ребенку, а значит, необходимо это учесть и умело воспользоваться этим интересом в решении профессиональных задач. Дети во все времена, независимо от мнения взрослых, играли в то, что им интересно!

Следует признать, что сегодня в теории и практике дошкольной педагогики существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности детской субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры старшего дошкольника прежде всего входят его игровые интересы и предпочтения.

 Эти интересы необходимо изучать и этом помогает диагностика.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

« ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРЫ».

                    

Планирование педагогических мероприятий, направленных на формирование поэтапно усложняющейся самостоятельной игры детей с сюжетно – образными игрушками,  является необходимым условием полноценной организации педагогического процесса.

Анализ практики показал, однако, что постепенное обогащение игры детей зачастую никак не предусматривает в планах воспитательной работы и зависит в основном от педагогической интуиции и мастерства воспитателей.

Поиск путей, обеспечивающих планомерное обогащение игры каждого ребенка и группы в целом , показал, что планировать надо систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры детей, так как это ограничивает их действия, тормозит развитие самостоятельности и инициативы.

Планирование педагогических воздействий должно помогать воспитателю, с одной стороны, направляет детей на отображение в игре новых явлений  окружающей действительности, с другой стороны, усложнять многие способы и средства воспроизведения этой деятельности. Именно окружающая жизнь детей, их знания, полученные из разных источников, определяют конкретное содержание игровых задач, тему сюжета. А от  умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры  имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра – для них труд, игра – для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.  Игра, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…изучает растения, животных».

Наблюдения показывают: там, где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.

А.С. Макаренко говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а  может и свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой игры.

Однако анализ воспитательной работы показывает, что есть еще немало детских садов, где уровень игровой деятельности детей не всегда соответствует их возрастным возможностям. Не воспитатели заботятся о создании необходимых условий для игровой деятельности. Ассортимент игрушек и игрового материала часто бывает, беден, отбор игрушек определяется без учета возраста детей.

Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять

задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Педагог ни в коем случае не должен быть равнодушным к игровой деятельности детей.

 



Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ.

1. Название игры.

2. Программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).

3.  Цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).

4. Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)

5. Сюжет игры (младший и средний возраст), содержание игры (старший дошкольный возраст).

6. Правила игры (знание правил игры, начинаем игру после сигнала).

7. Ход игры ( выбор водящего, считалка, речевка, сигнал.

8. Руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей).

9. Варианты игры (усложнения).

10. Анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

11. Схематичное изображение игры.



Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                 ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В 

     ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

2. Развивать у детей  в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.

3. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности ( мимики, жестов, движений и т.п.).

4. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.

5. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера ( слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибуть персонажа.

6. Утверждать позицию ребенка в ситуации семьи и детского сада:

-способствовать возникновению ощущения значимости каждого ребенка в коллективной театрализованной деятельности;

-побуждать родителей отмечать и поддерживать успехи детей и помогать им правильно оценивать полученные результаты. 

Перед инсценировкой надо рассказать детям о том, какие бывают зайчики осенью, как они готовятся к зиме. Рассказать и показать как двигаются, какие зайчики трусливые, где живут.

Рассказывая про лису, надо отметить, что лиса рыжая, пушистая и хитрая. Живет в лису, в норке. Любит охотится на зайчиков.

Перед тем как читать стихотворение надо показать детям картинку, где нарисованы  зайчики и лиса. Стихотворение прочитать выразительно, образно. Стихотворение  А.В.Антоновой «Зайки серые сидят» воспитатель читает наизусть.

Рассказать детям об  осеннем лесе и показать картинку осеннего леса, где может происходить данный сюжет. 



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

« ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРЫ».

 

Планирование педагогических мероприятий, направленных на формирование поэтапно усложняющейся самостоятельной игры детей с сюжетно – образными игрушками,  является необходимым условием полноценной организации педагогического процесса.

Анализ практики показал, однако, что постепенное обогащение игры детей зачастую никак не предусматривает в планах воспитательной работы и зависит в основном от педагогической интуиции и мастерства воспитателей.

Поиск путей, обеспечивающих планомерное обогащение игры каждого ребенка и группы в целом , показал, что планировать надо систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры детей, так как это ограничивает их действия, тормозит развитие самостоятельности и инициативы.

Планирование педагогических воздействий должно помогать воспитателю, с одной стороны, направляет детей на отображение в игре новых явлений  окружающей действительности, с другой стороны, усложнять многие способы и средства воспроизведения этой деятельности. Именно окружающая жизнь детей, их знания, полученные из разных источников, определяют конкретное содержание игровых задач, тему сюжета. А от  умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры  имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра – для них труд, игра – для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.  Игра, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…изучает растения, животных».

Наблюдения показывают: там, где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.

А.С. Макаренко говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а  может и свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой игры.

Однако анализ воспитательной работы показывает, что есть еще немало детских садов, где уровень игровой деятельности детей не всегда соответствует их возрастным возможностям. Не воспитатели заботятся о создании необходимых условий для игровой деятельности. Ассортимент игрушек и игрового материала часто бывает, беден, отбор игрушек определяется без учета возраста детей.

Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять

задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Педагог ни в коем случае не должен быть равнодушным к игровой деятельности детей.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДИАГНОСТИКА

                     

Анкета направлена на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

Примерный круг вопросов для воспитателей.

1. Вы  диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников? Как вы это делаете?

2. Как Вы планируете игровую деятельность детей (с учетом детских интересов, без интересов)?

3. Используете ли Вы результаты диагностики для развития сюжетно-ролевой игры?

4. Настаиваете ли Вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой? Как Вы считаете, эти игры всегда интересны детям?

5. Насколько часто Вы предлагаете своим воспитанникам новые игровые сюжеты? Откуда они появляются?

6. Подбираете ли Вы игровые атрибуты для игр, каким образом Вы это делаете?

7. Имеется ли все необходимое в игровой  зоне вашей группы для сюжетно-ролевых игр?

8. Разрешаете ли Вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся Вам?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИАГНОСТИКИ ИГРОВЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

 При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается «морское путешествие», то ребятам нужно задать вопрос: « Что нам понадобиться для нашего путешествия?» Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования.  Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания своих воспитанников, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать предложения всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.

 Во второй половине дня детей постоянно забирают на разнообразные дополнительные занятия, поэтому часто возникают  ситуации, когда в середине игры дошкольники возвращаются в группу и хотят участвовать в ней. Такую ситуацию необходимо учитывать заранее при организации игры и продумывать 2 – 3 дополнительные универсальные роли на этот случай. Если эти роли уже распределены, то следует сымпровизировать, например, предложить ребенку стать сотрудником фотостудии, в обязанности которого будет входить проявка и печать фотографий, сделанных детьми по ходу игры. Таким образом, все дошкольники будут вовлечены в одно общее дело – игру, сюжет  которой, непрерывно обогащается и развивается.

 Результаты диагностики должны быть использованы в планировании и организации сюжетно-ролевой игры даже в том случае, если они  не устраивают по каким-то личным причинам.  Воспитатель – рулевой игры даже тогда, когда он прямо не участвует в ней. Для  того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки нужно разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. И игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты. 

ИНСЦЕНИРОВКА ПО СТИХОТВОРЕНИЮ В. АНТОНОВОЙ

«ЗАЙКИ СЕРЫЕ СИДЯТ»

Реквизит. Для детей –шапочки с ушками – для роли зайчат.

                   Для педагога – маска и хвост – для роли лисы. Декорации. Одна или несколько искусственных елок.

Постановка

 Педагог рассказывает: «И вот пришла в лес поздняя осень. С деревьев опали листья и плотным, шуршащим и ароматным ковром легли на землю. Грустит полураздетый лес и сердится в одиночестве. И только елочка совсем не изменилась. Блестят ее темно-зеленые иголочки и ждут зимы.       

                  Можно долго бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни  птицы. Кажется, что все жители его покинули, а кто – спрятался, затаился, приготовился к долгой зиме. Но если бы мы с вами оказались в лесу, то обязательно встретили бы (делает паузу)… зайца. Смотрим, а под продрогшей веткой осеннего куста сидит зайка. Страшновато одному зайчику в осеннем лесу. За голые, без листьев, ветки плохо малышу прятаться.

И вдруг из-за бугорка взметнулся вверх рыжий хвост лисицы и исчез. Зайчишка замер. Через некоторое время из-за деревьев появилась и сама лиса. Она медленно обходила деревья, заглядывала под пеньки и прислушивалась.

А если бы зайчишка был не один, а с другими зайчатами? А если бы они сидели не под продрогшей веткой, а под елочкой, которая своими пушистыми ветками укрывала бы их? Вот тогда все было бы по - другому ».

Педагог выразительно читает стихотворение В. Антоновой:

                                    Зайки серые сидят,

 Ушки серые торчат,

                                    Вот какие ушки –

Ушки на макушке.

      Вдруг бежит лисичка,

Хитрая сестричка,

  Ищет, где же зайки,

Зайки – побегайки.

  По лесной лужайке

  Разбежались зайки.

                                    Вот какие зайки,

                                    Зайки – побегайки.

Интересуется, понравилось оно детям или нет. Получив положительную оценку, предлагает  разыграть его в ролях перед  родителями и повторно выразительно читает его детям.

Затем педагог интересуется, какие роли хотели бы исполнять дети. Одобряет их выбор и уверяет, что они с ними прекрасно справятся, потому что хорошо представляют себе, как зайчики выглядят, какие оно смешные трусишки, но очень быстрые, именно поэтому их называют – « побегайки». (Читает стихотворение.) Кроме того, когда несколько зайчат убегают, но они не бегут друг за другом, а разбегаются в разные стороны.

Затем педагог интересуется, смогут ли дети изобразить это, и предлагает им попробовать сыграть, как разбежались зайки по

лесной лужайке. Но, оказывается, что убегать не от кого, потому что нет лисы, и педагог принимает на себя эту роль. Он читает стихотворение и изображает лису, а дети – зайчат.

Руководство спектаклем

Педагог торжественно объявляет родителям, что сегодня они присутствуют на премьере спектакля, называет его и рассказывает:

«Действие нашего спектакля происходит поздней осенью на лесной полянке. Деревья уже сбросили свои листья, и только пушистая елочка (показывает на искусственную ель) украшает полянку своим темно – зеленым нарядом.

Тихо в осеннем лесу. Не слышно голосов птиц, не видно лесных зверей. И вдруг на лесную полянку выбежали зайчата (дети выбегают на сцену). Они были очень красивыми в своих сереньких пушистых шубках. Зайчата бегали по лесной полянке, а под их лапками шуршали осенние листья, наполняя лес нежным ароматом (дети свободно действуют).

Но  вдруг зайчата остановились и прислушались. Шорох осенних листьев под их лапками стих, и они ясно услышали, что к лесной полянке приближается кто-то.  Не долго думая, зайчата бросились бежать, и спрятались за первой попавшейся елочкой, которая нежно укрыла их своими пушистыми ветками с темно – зелеными иголками».

Далее воспитатель читает стихотворение, исполняет роль лисы, а дети действуют в роли зайчат.

По окончании спектакля педагог называет «заслуженных артистов» группы поименно и торжественно объявляет,  что спектакль прошел при полном аншлаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...