Досуг в подготовительной группе - Весела была беседа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Досуг посвящён знакомству детей с потешным фольклором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить  жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное.  Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их  личности.  Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа.  Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время  возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели  можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

 Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к  истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями.  Можно проводить посиделки, досуги,  на которых дети  будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д.  Именно здесь  вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных.  Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование  бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

         Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать  детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных  чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они  никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.



Предварительный просмотр:

Досуг в подготовительной группе - Весела была  беседа

Цель: Знакомство с потешным фольклором.

Задачи:

* продолжать знакомить детей с потешным фольклором – русскими     народными небылицами,

* учить самостоятельно придумывать небылицы,

* продолжать знакомить детей с предметами обихода через отгадывание загадок,

* воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, желание узнать всё о русском народе.

Комната в виде русской горницы. В углу стоит печь, в левом углу окно с занавесками, под окном стол,  стоит самовар и хохломская посуда. Суетится Хозяюшка. Раздается стук, в горнииу  входят дети  в русских костюмах под русскую народную мелодию: «Ах, ты береза».

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы,  добры молодцы! Гости желанные, долгожданные.  Добро пожаловать в мою горницу, милости просим, проходите, садитесь. Дети заходят, садятся.

 Ребенок: Как у нашего соседа весела была беседа.

Входит грустный домовёнок  Кузя, обходит круг.

Кузя: Ой, как много здесь ребят! На меня они глядят! Здравствуйте, люди добрые!

Дети: Здравствуй, Кузя-дружок!

Кузя: Есть ли у вас пирожок?

Я проголодался, пока до вас добирался!

Дети: Пирожка нет.

Кузя: У меня к вам есть вопрос:

Кто небылиц знает воз?

Хозяйка предлагает детям рассмешить Кузю небылицами, чтобы ему стало веселей. Дети читают знакомые небылицы.                                                                           1. Лыко мужиком подпоясано.                                                                                                                

2. Катя – Катя – Катюха,

    Оседлала петуха.

    Петух заржал,

    На базар побежал.

3. На горе стоит телега,

    Слёзы капают с дуги!

    Под горой стоит корова,

    Надевает сапоги.                                                                                                                    

Хозяйка предлагает придумать детям небылицы самостоятельно, чтобы ещё сильнее рассмешить Кузю, используя вступление: “ Угадайте, где мы были?» Дети сочиняют: « На полянке снег лепили; на дне моря камни мыли; на радуге плыли» и т. д.

Хозяйка. Ты, Кузя, загадку загадай,

А мы загадку потешкой разгадаем.

Кузя: Не зовут собаку Шавкой

          И не спит она под лавкой,

          А глядит она в окошко

          И мяукает как …кто?

Мальчик: А-та-та, а-та-та, била кошка кота! А-та-та, а-та-та, запирай-ка ворота.

Девочка: А то мыши придут, нас с тобою заберут.

Мальчик: На улице две курицы.  С петухом дерутся.  

Две девицы-красавицы, смотрят и смеются.

Девочки (две): Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!

Мальчик: Ой, ду-ду!  Сидит ворон на дубу.

Грянул ворон во трубу, Зашумели леса и пошли чудеса.

Хозяйка:   Утром он в трубу трубит, к ночи сказки говорит.

Собирайся, детвора, ворона послушать, пряничков покушать.

Дети становятся в круг, считают считалку.

Ребенок: За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.

Дети: Здравствуй, Ванечка-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Ребенок:      Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты! Игра «Ворон» (русская народная мелодия). После игры садятся на места.

Домовёнок Кузя благодарит детей за шутки и предлагает подарить свой сундучок с загадками, только отгадки он  потерял.

1. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,                                                                                          Шипит и кипит, всем пить чай велит. ( Самовар).

2. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,                                                                              По полу скок – скок и сел в уголок. ( Веник).                                                                                          3.На верёвке пальцы, держат одеяльце.( Прищепка).                                                                    4.По сеням так и сяк, а в избушку никак.( Дверь).                                                                              5.Чёрный конь скачет в огонь.( Кочерга).                                                                                                    6. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. ( Ножницы).                                                                                  7. Новая посуда, а вся в дырках. ( Решето).                                                                                                   8. На стене висит, болтается, за него всяк хватается. ( Полотенце).                                                                                               Хозяйка предлагает детям, чтобы Кузя не забыл отгадки, нарисовать их. Дети

рисуют отгадки, дарят Кузе свои работы. Он благодарит их и Хозяйку, уходит.

Хозяйка. Шутки, прибаутки, веселье!

                 У меня есть сладкое угощенье!

Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка, за гостеприимство, за внимание за ласку.

(Поют.)

Так будьте здоровы, живите богато,

 А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяюшка: Спасибо, гости дорогие, на добром слове! До свидания. Заходите еще на огонек, мы вам  будем рады.

Под веселую музыку дети выходят из горницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Весела была беседа»

Конспект НОД по нравственному воспитанию с элементами фольклора...

Конспект развлечения для детей средней группы "Весела была беседа"

Конспект развлечения для детей средней группы "Весела была беседа" ориентирован на реализацию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Физкультурный досуг в подготовительной группе «Веселые эстафеты»

Цель: воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту....

Физкультурный досуг в подготовительной группе «Веселые эстафеты»

Цель:воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту....

Методическая разработка досуга для подготовительной группы "Веселые старты"

Методическая разработка досуга для подготовительной группы "Веселые старты"....

Досуг с детьми старшей группы "Весела была беседа"

Досуг с детьми старшей группы"Весела была беседа"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВЕСЕЛА БЫЛА БЕСЕДА» (НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА)

воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам русской культуры и духовности на основе народного фольклора....