ИКТ в ДОУ
статья по теме

Лушникова Лариса Юрьевна

 

Использование медиапродуктов в коррекционном образовании
дошкольников с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_na_konferenciyu_ikto-2_l.yu_.lushnikova.doc29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование медиапродуктов в коррекционном образовании дошкольников с нарушениями зрения

      В настоящее время основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ведущий в России разработчик медиаобразования А.В.Фёдоров считает, что потенциал использования медиа в образовательном процессе весьма значителен. Медиа превратились в средства комплексного освоения человеком окружающего мира. Л.С.Зазнобина подчёркивает, что медиаобразование – это образование, ориентированное на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, развития критического мышления, умения правильно организовывать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.

     Между тем специалисты отмечают, бесконтрольное использование детьми новых «игрушек»: свободный доступ к TV, видео и компьютерным играм, длительное нахождение ребенка у экрана телевизора и монитора  безусловно оказывает вред здоровью и общему развитию ребенка: нарушения осанки, нервно-эмоциональное напряжение, зрительные нарушения.

     На протяжении 15 лет в нашем дошкольном учреждении функционируют группы для детей с нарушениями зрения.

     В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса в свете перехода в статус Муниципального дошкольного образовательного учреждения – «Центр развития ребёнка – детский сад «Дружба» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников» в детском саду предполагается развитие медиаресурсов для системы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения для получения ими необходимой специальной (коррекционной) помощи.

     Нами разработана перспективная модель организации деятельности ЦРР в плане осуществления коррекционной помощи, главная цель которой направлена на:

- организацию деятельности детского сада и отвечающую современным потребностям общества,

- приобщение детей к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья дошкольников,

- воспитание навыков безопасного использования ПК,

- всестороннее развитие и воспитание личности через эффективную организацию жизнедеятельности детей в ДОУ.

     На данном этапе деятельности поставлены следующие задачи:

  1. Наладить связь с учреждениями НИИ, ведущих научно-методическую работу по  разработке и использованию программно-методического обеспечения для коррекции зрения.
  2. Провести анализ имеющихся в продаже игровых программ, с точки зрения развития зрительного восприятия, пространственной ориентировке и  мышления.
  3. Составить комплекс игровых мероприятий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и требований санитарных гигиенических норм.
  4. Оборудовать рабочие места для коррекционных занятий.

     Определены механизмы реализации  модели:

     В детском саду используется потенциал педагогов и медицинского персонала имеющих многолетний опыт работы психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушением зрения.

    Все лечебно-коррекционные занятия проводятся с момента поступления ребенка в детский сад, что осуществляется благодаря тесному сотрудничеству с врачом-офтальмологом МБУЗ «КЦГБ» О.П.Карпухиной.

    Для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения был приобретен ПК, обеспечен доступ в Интернет, приобретена обучающая программа «Визус», для уточнения диагноза, измерения остроты зрения, подбора оптической коррекции.

     В перспективе стоит приобретение комплекса графических программ - электронных тренажеров «Плеоптика», «Паучок», «Крестики» и др, для развития зрительного восприятия.

     Разработаны критерии организации педагогического процесса с учётом гигиенических требований к нагрузкам и в зависимости от состояния здоровья детей; составляется комплекс игровых занятий

     Расширяются формы сотрудничества с органами местного самоуправления, учреждениями здравоохранения, родителями, общественностью города на принципах гуманности, уважения прав, удовлетворения потребностей.

    Работа по данному направлению ведется в нескольких аспектах:

- использование НИТ в целях повышения квалификации и консультативной методической поддержки по вопросам коррекции зрительных нарушений педагогических кадров работающих с детьми;

- накопление и предоставление заинтересованным субъектам образовательного сообщества информации об особенностях медиакультуры с учетом возрастных, психофизиологическихческих особенностях нашего контингента (детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи).

- осуществление эффективной коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии (зрения).

    Таким образом, участники образовательного процесса активно используют имеющиеся медиаресурсы, которые дают возможность расширить спектр дополнительных образовательных услуг в области коррекционной деятельности с детьми, имеющих нарушения зрения.