"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                      

«Куклотерапия», как эффективный метод работы с детьми по формированию психологического здоровья.

Пояснительная записка.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
           Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.
          В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
 

Функции, которые выполняет куклотерапия:
•   коммуникативную  - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
•   релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
•   воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
•   развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
•   обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Развивающие занятия по куклотерапии.

Цель занятий: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для развития его личности.
Развивающе - воспитательные задачи:
1.   Развитие познавательной сферы ребенка.
2.   Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.   Формирование коммуникативных навыков.
4.   Обогащение представления об окружающем мире.
5.   Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
6.   Активизация и развитие речи.
7.   Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Структура занятия:
1.   Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
2.   Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
3.   Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается  тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
4.   Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
5.   Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Занятия могут проводиться в различных формах:

индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут) в течение 21 дня.

Цикл занятий по созданию традиционных кукол.

Занятие 1. «Отдарок  - на - подарок».

Занятие 2. «Птичка».

Заянтие 3. «Пеленашка».

Занятие 4. «Ангел».

Занятие 5. «Кувадка вятская».

Занятие 6. «Бабочка».

Занятие 7. «Зайчик на пальчик».

Занятие 8. «Утешница».

Занятие 9. «Веснянка».

Занятие 10. «Столбушка». (Предварительная заготовка).

 

Занятие 1. «Отдарок на подарок».

Цель: развитие психологического здоровья детей.

Задачи:

  1. Обучить детей изготавливать традиционную народную куклу.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Развитие мышления, памяти, воображения, речи.
  4. Воспитание чувства благодарности к родителям.
  5. Воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
  6. Развитие чувства сплоченности, доверия.
  7. Повышение самооценки.
  8. Снятие тревожности.

Время занятия: 25 мин.

Возраст: 6-7 лет.

Оборудование: Слайдовая презентация. Проектор, компьютер.

Х/б ткань – размер 20*15 см (на каждого ребенка), тесьма или толстые нитки.

CDс записью колыбельной музыки. Кукла, сундучок, подносы с материалами для занятия.

Литература.

  1. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.
  2. Железнова Екатерина «Топ-топ, хлоп-хлоп».  Игры для детско-родительских групп от 1 до 5. Аудиодиск.
  3. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 2006.
  4. Фоппель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста.М., 2005.
  5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. Дошкольники. - М.: Генезис, 2004. —175 с.
  6. Чистякова М.И. Психодиагностика. М.,1990.

 

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Цель: Установление дружелюбного настроения, снятие напряжения в группе детей.

  1. Гостья – кукла Глаша.

Посмотрите, к нам сегодня пришла гостья. Это куколка. Ее зовут Глаша, но она спит и, чтобы разбудить ее, нам надо вспомнить сказки, где главные герои игрушки. Чтобы вам легче было вспоминать, давайте парами соберем разрезные картинки и назовем сказки, которые на них изображены.

  1. Пазлы. Сказки об игрушках.

Цель: Развитие мышления, взаимопомощи.

(Параллельно к называемым сказкам - слайды).

  1. Разминка. «Соседи».

Цель: Развитие потребности в позитивных, поощрительных тактильных контактах, сплочение, развитие дружелюбности.

  1. Сказка о том, как куклы попадают к людям.
  2. Разминка. «Вот носик».

Цель: развитие координации движений, установление эмоционального контакта между детьми.

  1. Изготовление куклы Отдарок на подарок.

Цель: Знакомство с исторической куклой. Воспитание чувства благодарности, любви. Развитие мелкой моторики.

  1. Обсуждение – рефлексия.

Цель: Развитие речи, умения формулировать эмоции и чувства словами.

  1. Прощание.

«Хоровод».

Цель: Сплочение коллектива, формирование чувства безопасности, гармонии.