Сеинар на тему " Совершенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на новые ФГТ"
план-конспект по теме

Вашему вниманию предлагается семинар, который был проведен 28 октября с педагогами района и города. Семинар проводили старший воспитатель Дашкова Е.Л. и заведующий Ковалева Н.И. Педагогов района познакомили с новыми ФГТ, поделились первым опытом перехода на ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_na_temu.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар

Слайд 1

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассмотрим и обсудим очень важный для нашей системы ДО нормативный документ ФГТ к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Совершенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на новые федеральные государственные требования»

ФГТ – устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, имеющими государственную аккредитацию.

 До принятия ФГТ у нас были только временные ( примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ от 22 августа 1996 года.

Слайд 2

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, заключаются в следующем:

  1. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей:

1.Физическое развитие

« физическая культура» развитие основных движений детей;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- воспитание физических и личностных качеств.

« Здоровье» сохранение и укрепление здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.

2.Социальное –личностное развитие

« Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

- формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

« Социализация» личностное развитие воспитанников;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;

- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие физических,  личностных и интеллектуальных качеств.

« Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;

- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

3.Познавательно – речевое развитие

« Познание» развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;

- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира;

- расширение кругозора детей;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- формирование целостной картины мира;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

 « Коммуникация» развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

« Чтение художественной литературы» 

формирование целостной картины мира;

-  развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

4.Художественно –эстетическое развитие

« Художественное творчество» развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.

« Музыка» - развитие  музыкально-ритмической деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие физических,  личностных и  интеллектуальных качеств.

Слайд 3

Образовательные задачи решаются в процессе

Слайд 4

  1. Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
  2. Решать поставленные задачи и цели предлагается:

- максимально приблизиться к разумному « минимуму» т.е не за счет « раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса  на комплексно – тематическом принципе с учетом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей  ( смещен акцент с занятий).

______________________________________________________

Отказ от учебной модели в детском саду т.е от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволили педагогам, обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Таким образом, на смену временным ( примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ пришли ФГТ определяющим структуру общеобразовательной программы дошкольного образования ( далее Программа) и условия ее реализации.

 Внедрение к структуре основной обще образовательной программы ДО послужили толчком к серьезной перестройке в содержании и формам работы нашего ДОУ с детьми, родителями и педагогами

Процесс перехода довольно сложный и вызывает массу вопросов.

В современном ДО существуют несколько комплексных программ на основании  которых осуществляется воспитательно – образовательный процесс в детском саду. На данный момент данные программы не соответствуют ФГТ, которые направлены, на перестроение всего процесса.

Слайд 5

- Это и отмена учебной деятельности;

- это и обновление планирования ( комплексно – тематический вид);

- это интеграция образовательных областей;

- совершенствование мониторинга.

Слайд 6

Если раньше мы стремились к количеству ЗУН, то современные требования направлены на качественный уровень,

на развитие интегрированных качеств дошкольника.

Сам подход к организации воспитательного – процесса должен быть пересмотрен.

На данном этапе авторы комплексных программ приступили к переработке собственных программ в соответствии с ФГТ.

Слайд 7

Такие программы как:

« Успех» Н. Фединой,

« от рождения до школы» Н.Е. Веракса, М,А. Васильевой,

« Детство» Т.И. Бабаевой,

« Истоки» А.Г. Арушанова

Уже представили свои примерные  основные общеобразовательные программы. Но они должны также пройти апробацию и получить гриф Министерства образования и науки РФ к 2013 году.

Слайд 8

 Наше ДОУ работает по обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.  

Мы делаем первые шаги к реализации ФГТ.

Слайд 9

Прежде чем начать работу в условиях ФГТ, мы создали творческие группы по разным направления работы в детском саду. Каждая группа разрабатывает план мероприятий по направления в работе по ФГТ.

В начале учебного года провели педсовет с использование ИКТ – где освещали работу ДОУ и реализацию поставленных задач.

Слайд 10

Был проведен семинар « Методические рекомендации по организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ».

Консультации как для молодых специалистов так и для опытных педагогов ДОУ с  использованием ИКТ  « Система планирования в рамках реализации ФГТ».

Опираясь на интеграцию образовательных областей воспитателям необходимо будет разрабатывать  комплексно  тематическое планирование занятий.

Слайд  11

Какие формы занятий должны будут использовать и применять в работе с детьми

Формы проведения занятий в ДОУ

Виды занятий

Содержание заданий

1

Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

2

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

3

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района

4

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5

Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

6

Интегрированное занятие

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7

Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

10

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11

Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15

Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

16

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

Слайд 12

На первом этапе необходимо определить темы. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.

Это может быть планирование:

- по государственным праздникам ( День знаний, день города, Новый год, 23 февраля);

- сезонным изменениям;

- лексическим темам;

- направление группы ( народное творчество, художественное творчество).

Слайд 13

2 этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.

Например: проведение организованной образовательной области двумя  и одним педагогам ( воспитатель + физ. инструктор, воспитатель + музыкальный руководитель).

Слайд 14

Педагоги должны ставить задачи развивающего характера перед собой и детьми и педагогами полностью  должны их расписывать в плане.

Планирование образовательного процесса.

Дни недели.

Дата

Тема недели

Образовательные

области

Совместная дея-ть

взрослого и детей

с учетом интеграции

обр. областей

Индивидуальная

работа

Образовательная

Дея-ть в режиме дня

Орг-ия разв. среды для сам.дея-ти

в игр.дея-ти

Взаим. С родителями

Прогулка

Групповая

Подгр.

Понедельник

 Слайд 15

 Тема

 Развернутое содержание работы

 Период

 Итог

 « Осень»

 Расширить знания детей об осени;

- знакомство с профессиями;

- закреплять знания о правилах поведения в природе;

- чтение худ. Литературы…

 С 10 по 30 октября

 Развлечение

« Осень»,

Выставка детских работ,

Разработка проекта

« Изменение листвы»….

Слайд 16

3 этап – на основании комплексно – тематического планирования в течении года педагоги разрабатывают календарное планирование. Они должны учитывать использование данных тем при проведении игр, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.

Слайд 17

Большое внимание уделяется в нашем детском саду совместной деятельности ребенка, во время  которой он уединяется, занимается любимым делом или игрой.

Слайд 18

В условиях работы по ФГТ необходимо уделять огромное значение прогулке.

Слайд 19

Для оптимальной организации прогулок необходимо учитывать следующие части:

- беседа

- наблюдение

- индивидуальная работа

- трудовые поручения

- спортивные игры и общеразвивающие  упраженения

Слайд 20

В рамках новых требований  прогулка должна соответствовать теме, которая проводиться в образовательной деятельности.

Например:

Тема « Осень»

Беседа: « Перелет птиц».

Наблюдение за птицами, которые прилетают на участок.

П.игра: « Воробышки и автомобили», « Гуси – лебеди».

Индивидуальная работа:

- закрепление лексической темы « птицы»;

- закрепление сета, составление задач;

- выкладывание птиц из семян, веток;

- конструирование гнезда из веток.

Спортивные игры: ( игры с лентами « Изображение птиц», упражнение « Ласточка», прыжки на одной ноге « Цапля»).

Таким образом, прогулка становиться неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Слайд 21

Работа с родителями в условиях ФГТ неотъемлемая часть воспитательно – образовательного процесса. В приемных групп для родителей вывешивается информация, проводятся консультации, беседы.

Слайд 22

В этом году на общем родительском собрании  познакомили родителей  с планом работы, а также подвели итоги конкурса

« Семейный герб», « Как я провел лето».

Заключение

В настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. ФГТ в корне меняет взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание. Дошкольное воспитание должно выйти на новый уровень. Выпускники должны обладать не только багажом знаний, но и уметь их применять , искать новые, развивать полученные.

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно  обозначить как «Реализация образовательных областей»  и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи  области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.

 Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Например: если разобрать принцип интеграции по образовательной области физическое развитие. Физическое развитие осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игровых упражнений и занятий, но и при организации всех видов деятельности через физ. минутки, дидактические игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращается внимание и на решение других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх. При использовании спортивным инвентарём («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
  • участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
  • активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание  действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий, рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и упражнений под музыкальное сопровождение («Музыка»).

        Образовательная программа состоит из:

  • обязательной  части;          
  • части, формируемой участниками образовательного процесса.

Сочетание форм работы с детьми и детской деятельности

Двигательная

  • Подвижные дидактические игры
  • Подвижные игры с правилами
  • Игровые упражнения
  • Соревнования

Игровая

  • Сюжетные игры  
  • Игры с правилами

Продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Реализация проектов

Коммуникативная

  • Беседа
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление отгадывание загадок

Трудовая

  • Совместные действия
  • Дежурство
  • Поручение
  • Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Музыкально-художественная

  • Слушание
  • Исполнение
  • Импровизация
  • Экспериментирование
  • Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Разучивание

Принципы построения образовательной программы

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Планируемые итоговые результаты освоения общеобразовательной программы дошкольного образования

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара " Соверщенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на новые ФГТ"

К конспекту семинара предлагаю вашему вниманию презентацию семинара для педагогов детских садов....

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях современного образования вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным....

План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Тема:  «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...

Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований

Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает су...


 

Комментарии

Сапегина Лилия Анатольевна

Достаточно содержательный материал,но не нашла презентации. Мы работаем по программе "Детство",хорошо освоили перспективно-тематическое планирование, с этим проблем нет, а вот перенос образовательной деятельности в повседневную жизнь сложно!!! Это высший класс для педагога! Об этом нам говорили и авторы программы. Боюсь,что качество образования без специальных занятий будет снижено.
Ануфриева Ирина Викторовна

Очень хороший семинар, жаль нет презентации о которой вы упоминаете...
Ануфриева Ирина Викторовна

Очень хороший семинар, жаль нет презентации о которой вы упоминаете...