Главные вкладки

    Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  контактах  с окружающим миром.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy__proekt.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                    « Цель  игровой  терапии – не менять и не  переделывать  ребенка,

                                                                                                                               не учить   его  каким-то  специальным поведенческим  навыкам,

                                                                                                                               а дать  возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации

                                                                                                                               при полном  внимании  и  сопереживании  взрослого»

                                                                                                                                                                                                                         Э. Вдовьева

    ,        

     

    АВТОР:

    ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ    МДОУ  «Д/С  №8 «Аистенок»   ВЛАСОВА  О.В.

    УЧАСТНИКИ:

    ДЕТИ, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ

       

    АННОТАЦИЯ

             

          Психологические исследования  и  практические  наблюдения  показали, что  у многих  современных детей  все    чаще  встречаются своего  рода  проблемы  и  трудности,  среди  которых  нарушения  поведения занимают одно  из  ведущих  мест.  

         Преодоление поведенческих нарушений  у детей  всех  возрастов – сложный  и  долговременный  процесс.  Недостаточная  разработанность  данной  проблемы  приводит  к  тому, что  в  настоящее  время  большинство   педагогов, работающих    в реальных  условиях  д/с  и непосредственно  взаимодействующих  с  детьми, имеющими  нарушения поведения, оказываются    не  подготовленными  ни  теоретически, ни  практически  к решению  данной  проблемы.

         Дети  с нарушением  поведения  - это  та  категория  детей, которая  более  всего  осуждается   и  отвергается  взрослыми.  Непонимание  и незнание  причин  такого  поведения  приводит  к  тому, что   они  вызывают  у  взрослых  открытую неприязнь. Очень  часто негативные характеристики  личности  и способы  ее  поведения  укореняются  и  развиваются  вследствие  неблагоприятных  взаимоотношений  с педагогами, не  обладающими   навыками взаимодействия  с трудными детьми. В  тоже  время именно   взаимодействие со взрослыми,  готовыми понять и принять  ребенка, дает  ему  возможность  почувствовать  внимание  к своему    внутреннему  миру,  в  котором накопилось    слишком  много  негативных эмоций  и  с  которыми  самостоятельно  он не  справится. Поэтому  особый    упор  необходимо  сделать  на  формирование  социально-адаптированного  поведения  в  единстве  коррекции, комплексности, направленности на положительную позицию по  отношению  к  ребенку    по  средствам   игротерапии.  Ведь  игра  для  ребенка  - это  одна  из  форм «самотерапии», благодаря  которой  могут  быть отреагированы  различные  конфликты  и  проблемы.  В  относительно безопасной    игровой  ситуации  ребенок  позволяет  себе  опробовать  различные  способы  поведения.

     

    ПРОБЛЕМНЫЕ    ВОПРОСЫ:

     - КАК  НАУЧИТЬ  РЕБЕНКА  КОНТРОЛИРОВАТЬ  СВОЕ  ПОВЕДЕНИЕ И  ВЫРАЖАТЬ  ЕГО  В  ФОРМАХ, ПРИЕМЛЕМЫХ  В  ОПРЕДЕЛЕННОМ  СООБЩЕСТВЕ?

    - КАК ПОМОЧЬ   РОДИТЕЛЯМ  И ПЕДАГОГАМ БЫСТРО  И  ЭФФЕКТИВНО  ПРЕДОТВРАТИТЬ  НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ  РЕБЕНКА?

     

    ГИПОТЕЗА

    ЕСЛИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО  ФОРМИРОВАТЬ  У  РЕБЕНКА   ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ  АКТИВНОСТЬ,  ВКЛЮЧАЯ  ЕГО  В  РАЗНООБРАЗНЫЕ  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОНКРЕТИЗИРУЯ  ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  РЕБЕНКА  В  СООТВЕТСТВУЮЩИХ  УСЛОВИЯХ  Д/С, СЕМЬИ  И СОБЛЮДАЯ  ЕДИНУЮ  СИСТЕМУ  ТРЕБОВАНИЙ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ  ЭТИХ ПРАВИЛ, ТО РЕБЕНОК  РАЗОВЬЕТ  ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ  ПОВЕДЕНИЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ  КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ, КОТОРОЕ  И ОБЕСПЕЧИТ  ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, САМОДИСЦИПЛИНУ, И ПРИОБРЕТЕТ  ОПЫТ  СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ  В  ОБЩЕСТВЕ.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

    1.  Выработка  положительных  черт  характера (доброта, уверенность, смелость).

    2. Облегчение  общения  со  сверстниками (понимание  чувств  других).

    3. Формирование  чувств  сопереживания, самоуважения, повышение  самооценки  у  детей  неуверенных,  тревожных, агрессивных.

    ФОР

                    

                    

    ЦЕЛЬ:  Формирование и закрепление эффективных

                    навыков  взаимодействия  с ребенком, активного

                    самопознания  и  познания  своего  ребенка.



            

            

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

    Таблица 1.

    Сравнительный  анализ   по  результатам  диагностики  тревожности.

    Диагностический

    этап

    Формирующий

    этап

    Контрольный

    этап

    Сентябрь 10

    Декабрь 10                                                            

    Май  11

    Игра  с  младшими  детьми

    17,7%

    15,5%

    8,8%

    Ребенок  и  мать с  младенцем

    13,3%

    13,3%

    11,1%

    Одевание

    13,3%

    11,1%

    8,8%

    Игра  со  старшими детьми

    11,1%

    11,1%

           8,8%

    Укладывание  спать

    24,4%

    22,2%

    13,3%

    Умывание

    8,8%

    8,8%

    8,8%

    Выговор

    26,6%

    26,6%

    22,2%

    Агрессивность

    24,4%

    22,2%

    20%

    Уборка   игрушек

    24,4%

    20%

    15,5%

    Изоляция

    22,2%

    22,2%

    17,7%

    Ребенок с родителями

    11,1%

    8,8%

    4,4%

    Еда  в  одиночестве

    13,3%

    11,1%

    6,6%

     

     

       Как   видно  из  таблицы 1, практически  по  всем  показателям  уровень  тревожности  значительно  снизился, наибольшая  разница  наблюдается   в  изменениях  показателей,  таких  как   укладывание  спать  в  одиночестве, уборка  игрушек,  игра  с  младшими  детьми.      То есть  в  повседневных действиях   и  общении  с  младшими  детьми  у  детей  не  наблюдается  травмирующего  опыта  общения.

    Таблица 2.

    Сравнительный  анализ  по  результатам  выявления  агрессивности  у детей.

    Диагностический  этап

    Формирующий

    этап

    Контрольный

    этап

    Сентябрь 2010

    Декабрь 2010

    Май 2011

    Физическая  агрессия

    выраженность

    17,7%

    17,7%

    15,5%

    Словесная  агрессия

    17,7%

    17,7%

    15,5%

    Агрессия на  предметный  мир

    15,5%

    13,3%

    6,6%

    Агрессия на  других

    17,7%

    15,5%

    8,8%

    На  себя

    4,4%

    4,4%

    -

    Скрытая  агрессия

    4,4

    4,4%

    2,2%

    Открытая  агрессия

    17,7%

    15,5%

    13,3%

       Как  видно  из  таблицы  2, по  всем  показателям  агрессивность   у детей  значительно  снизилась,  наибольшая  разница  наблюдается   в  показателях: агрессия  на  предметный  мир, агрессия на  других, агрессия на  себя.

    Таблица 3.

    Сравнительный  анализ  по  результатам  выявления  эмоционального  напряжения.

    Констатирующий  этап

    Контрольный

    этап

    Разница

    показателей

    Сентябрь 2010.

    Май 2011 г.

    Эмоциональное напряжение

    19%

    12%

    7

    Эмоциональный

    комфорт

    81%

    88%

    7

    Сводная таблица.

    Сравнительный анализ  показателей по  результатам  работы.

    Симптомы

    Констатирующий  этап

    Формирующий

    этап

    Контрольный

    этап

    Сентябрь

    2010

    Декабрь 2010

    Май  2011

    Тревожность

                 27%

    27%

    18%

    Агрессивность

    17,7%

    15,5%

    11,1%

    Эмоциональное  напряжение.

    19%

    19%

    12%

          Таким  образом, сравнительный  анализ  по  результатам  диагностического  обследования, проведенного  на  констатирующем, формирующем и  контрольном  этапах, показал, что  по  всем  диагностическим  методам  наблюдается  стойкое  снижение  показателей, что позволяет  сделать  вывод  о  том, что  коррекционная  работа с  использованием  игротерапии, занятий  с  элементами  психогимнастики  и  сказкотерапии является  эффективной  в  работе  с  детьми  дошкольного  возраста. Полученные  результаты  позволяют  говорить и о  том, что коррекция  поведения   с  использованием  игровой  терапии  является  эффективной, так  как  игра является  для  них средством  коммуникации и  одной  из  форм «самотерапии», благодаря  которой могут  быть  отреагированы  различные  конфликты  и  проблемы. Беседы  с  педагогами  и родителями  также  свидетельствуют  о  том,  что  после  проведения  коррекционной  работы  в поведении  детей  произошли  явные  изменения  в  положительную  сторону, значительно  улучшились  их  взаимоотношения  с  взрослыми  и  сверстниками. Дети  стали  более  отзывчивыми, научились  анализировать  последствия  собственных  поступков, адекватно  эмоционально  реагировать  на  различные  ситуации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

    Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

    План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....

    Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

    ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило пр...

    Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

    Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...