Разработки сценариев к проекту "Шахматы"
материал (подготовительная группа) по теме

Калинина Ольга Анатольевна

Сценарий проведения презентации проекта и детских научных чтений к проекту "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_scenariev_k_proektu_shahmaty.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка».white.jpg

 

        Конспект сценария

к детским научным чтениям

на тему:

« Шахматы».

Воспитатель: Калинина О.А.

г. Удомля

Уважаемые гости! Уважаемые знатоки! Дорогие дети!

Сегодня мы собрались поговорить о шахматах. Наши знатоки вместе со своими мамами и папами искали информацию о шахматах в энциклопедиях и интернете и подготовили доклады. Из которых мы сегодня узнаем, о правилах игры в шахматы и о шахматных фигурах.

Разрешите вам представить научный совет.

Представление научного совета:

  1. Прокудина Тамара Александровна – заведующая МДОУ д/с «Улыбка».
  2. Мурашова Надежда Васильевна – старший воспитатель.
  3. Бойкова Наталья Сергеевна – мама Алины Бойковой.

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

  Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.

А теперь мы послушаем доклады наших знатоков.

Дети проводят презентацию своих проектов:

Я приглашаю сюда Савельева Семёна с докладом на тему: «Шахматы. Конь и ладья» (выступление ребёнка).

Молодец, Семён! Присутствующие могут задать свои вопросы Семёну по теме его доклада.

  1. Вопросы детей: Вика спросила: «Как ходит конь?».

Ответ Семёна: «Русской буквой «г».

  1. От научного совета;
  2. От гостей.

Я приглашаю сюда Бойкову Алину с докладом на тему: «Слон и пешка» (выступление ребёнка).

Умница Алина! Очень содержательным был твой рассказ. Пожалуйста, присутствующие можете задавать свои вопросы Алине по теме доклада.

  1. Вопросы детей: Миша спросил: «Сколько пешек на шахматной доске?»

Ответ Алины: «8 чёрных и 8 белых пешек».

  1. От научного совета;
  2. От гостей.

Я приглашаю сюда Манукяна Геворга с докладом на тему: «Король и ферзь» (выступление ребёнка).

Молодец Геворг! Твой рассказ был очень интересным. Пожалуйста, присутствующие можете задавать свои вопросы Геворгу по теме доклада.

  1. Вопросы детей;
  2. От научного совета;
  3. От гостей.

Я хочу познакомить вас с познавательной литературой, которую мы использовали в подборе информации для докладов.

А сейчас я хочу предоставить слово научному совету и попросить Тамару Александровну вручить нашим знатокам грамоты и подарки.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка».white.jpg

Сценарий
презентации проекта
« Шахматы».

Воспитатель: Калинина О.А.

г. Удомля

Справа расположена выставка детских работ «Шахматное королевство», слева, на мольбертах - книга «В гостях у короля», выставка научных работ по теме проекта, озвученных на научных чтениях, фотоальбом о шахматных турнирах и знаменитых шахматистах.

Дети и взрослые сидят лицом к стене.

Вед.: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы подвести итог нашего проекта « Шахматы». За время работы мы многому научились и много узнали. По итогам работы наши знатоки подготовили и провели для нас научные чтения. Работы были интересными и познавательными, и знатоки по праву носят это почётное звание. Подготовиться к научным чтениям им помогли  родители. Их сообщения были интересными, благодаря ним все дети стали знатоками шахмат.

Предлагаю ответить на вопросы:

- Назовите, пожалуйста, какие есть шахматные фигуры?

- Назовите самую главную фигуру в шахматах?

Давайте пригласим на сцену наших знатоков. Сделаем фотографию на память. Дружные аплодисменты будущим учёным. Сегодня для наших знатоков и их родителей  юные артисты прочитают стихи о шахматах.

Вед.: Дорогие друзья!  В нашем проекте участвовали юные художники  нашей группы. Они рисовали иллюстрации к сказке В.Г.Гришина  « В гостях у короля». Ксюша Соловьёва назвала свой рисунок «Путешествие на воздушных шарах». Ксюша нарисовала главного героя, летящего на шарах, и его провожают зверята. Она изобразила многоплановую композицию и использовала яркие цвета.

Лиза Капранчикова изобразила самую сильную фигуру в шахматном королевстве – ферзя. При рисовании шахматной доски Лиза использовала разные тушёвки и штриховки, поэтому фигуры и шахматная доска получились как настоящие. А ферзя Лиза выделила с помощью цветных карандашей.

Алёна Дмитриева назвала свой рисунок «В шахматном королевстве». Она нарисовала короля, ферзя и коня. Шахматные фигуры Алёна изобразила в цвете и поэтому они выделяются на фоне чёрно-белой шахматной доски.

Вика Терещенко нарисовала графический рисунок «Королевская семья». Она также использовала разные виды тушёвки и штриховки. Хотя Вика использовала только чёрные и серые цвета рисунок получился ярким и незабываемым.

Давайте попросим наших юных художников выйти и сфотографироваться.

Вед.: Юные фотографы посещали вместе с родителями шахматные турниры, делали фоторепортажи о них. В интернете подбирали фотографии знаменитых шахматистов. И у нас получился вот такой фотоальбом.

Давайте попросим наших юных фотографов выйти и сфотографироваться

 Дорогие друзья! Для всех присутствующих наши юные артисты подготовили номер, и я приглашаю всех детей принять в нём участие.

Спасибо всем за внимание!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка».white.jpg

Сценарий
шахматного турнира
детей и родителей.

Воспитатель: Калинина О.А.

г. Удомля

Конспект шахматного турнира.

В группе заранее расставила столы в один ряд. Приготовила шахматные доски, с комплектом шахматных фигур.

Уважаемые гости!

Сегодня в нашей группе состоится шахматный турнир между детьми и родителями (состав команд был выбран заранее в предварительной работе с родителями).

Я приглашаю занять команды свои места за игровыми столами.

Разрешите представить команды:

- за первым игровым столом играет команда семьи Бойковых: Алина и её папа Сергей Витальевич.

- за вторым игровым столом играет команда семьи Манукян: Геворг и его мама Анна Суреновна.

- за третьим игровым столом играет команда семьи Соловьёвых: Ксюша и её мама Нина Юрьевна.

Прослушайте правила турнира.

Игра ведётся до тех пор, пока один из игроков не поставит короля в безвыходное положение и не произнесёт слово «шах». Игра длится 30 минут. Уважаемые игроки расставляем фигуры и начинаем наш турнир.

Во время игры я наблюдаю за турниром и оказываю помощь игрокам-детям по мере необходимости.

В конце турнира подводятся итоги игры.

Уважаемые игроки! Разрешите подвести итоги турнира. В команде семьи одержал победу

В команде семьи Бойковых одержала победу Алина.

В команде семьи Манукян одержал победу Геворг.

В команде семьи Соловьёвых одержала победу Ксюша.

Приглашаю победителей для награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария к празднику в младших группах «Мы мамин праздник отмечаем!»

В сценарии праздника для младшего возраста "Мы мамин праздник отмечаем!"  раскрыты две темы: тема Весны и День 8 Марта.Действующие лица:Весна - воспитатель;Ручеек - ребенок;Солнышко - ребенок;Лис...

Методическая разработка сценария выпуска в школу "Наш первый выпускной"

Сценарий выпуска в школу "Наш первый выпускной" предназначен для детей подготовительной  группы и представляет собой театрализованное игровое представление с участием выпускников и творческой гру...

Методическая разработка сценария к празднику в ясельной группе "Солнышко смеется" (выпуск детей из яслей в детский сад)

Первый выпускной для детей ясельной группы, праздник перехода в детский сад. В сценарии использован доступный для детей материал, на основе народного фольклера....

Методическая разработка сценария осеннего праздника для подготовительной группы «Кот Федот и кошка Матрешка»

Интересный сценический материал с забавными персонажами, веселыми  разнообразными танцами и играми, ярморочными гуляниями....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙ «СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАСЦЕНАРИЙ «СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА»...

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО – РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗДОРОВЬЯ» Методическая разработка сценария

Продолжать конкретизировать и обобщать знания детей в области «Здоровья» и формировать правильное представление о ЗОЖ. Готовить организм ребёнка к физической нагрузке, активизировать...

Разработка сценария учебного занятия, направленного на формирование культуры здоровья учащихся СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ. МИССИЯ: СПАСЕНИЕ ЕДИНОРОЖКИ КРОШКИ»

В данной методической разработке представлен сценарий интерактивного игрового занятия в жанре квест-игры на тему безопасности, здоровьесбережения и здорового образа жизни. Данный сценарий предназначен...