Консультация для воспитателей "Говорите правильно"
статья по теме

Кустова Елена Григорьевна
Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorite_pravilno.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Чебурашка»

Говорите правильно

Консультация для воспитателей

Воспитатель: Кустова Е.Г.

г. Чайковский, 2007 г.

«Слово ласковое  мастер дивных див».

О речевом этикете написано достаточно много учебных и методических пособий. Практически во всех дошкольных учреждениях проводится работа по этикету. Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем в нашем социуме, и что особенно печально, в педагогическом общении становится все более актуальной проблема утраты хороших манер, снижения уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово.

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Рассмотрим основные ситуации употребления форм речевого этикета в условиях педагогического общения (обращение, знакомство, просьба, похвала, отказ, извинение) и определим их специфику в работе с дошкольниками.

Употребление обращений.

Хочу напомнить, что в русском речевом этикете обращение «Вы» – принято в следующих ситуациях: к незнакомому адресату, при неблизких отношениях старых знакомых, в официальной обстановке общения, к равному и старшему (по возрасту, по социальному положению).

Обращение «ты» принято к хорошо знакомому адресату, в неофициальной обстановке обращения; при дружеском фамильярном, интимном отношении к адресату; к равному и младшему адресату.

Как должны обращаться друг к другу педагог и ребенок?

Основная цель обращений – установление и поддержание контакта между собеседниками. В связи с этим важно с одной стороны, чтобы ребенок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений; с другой – необходимо, чтобы обращение воспитателя к ребенку было корректным, доброжелательным, не причиняющим психологического дискомфорта, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе.

Именно поэтому в дошкольном учреждении наиболее традиционными формами обращения являются уменьшительная форма имени ребенка без фамилии (Маша, Коля) и форма имени отчества педагога (Мария Ивановна). Поэтому грамотный воспитатель исправит дошкольника, обратившегося к сверстнику (Колька, Машка) или по фамилии (Петров и т.д.), а к воспитателю (Маша или т. Маша). Отсюда следующий вывод: обращаясь к педагогу, даже очень близко знакомому, искренне любимому, дошкольник обязан использовать этикетную форму: «имя, отчество + Вы».

Обоснование этим являются:

а) данная форма традиционна для русского этикета;

б) именно тот ребенок, который в дошкольном возрасте не усвоил основных норм употребления обращений, будет испытывать серьезные затруднения в общении, обучаясь в школе.

Особо отмечу, что варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет педагогу отчетливо продемонстрировать негативное отношение к действию, поступкам, словам ребенка и при этом дает возможность избежать открытой грубости, ответной обиды. В этих случаях достаточно обратиться к ребенку используя полную форму его имени: Мария, ты мне мешаешь! Сравните – Маша, ты мне мешаешь! Или: Николай, я хочу с тобой поговорить! Сравните: Коля, давай поговорим! Таким образом, использование различных форм обращения к одному и тому жеребенку, является достаточно эффективным способом педагогического воздействия и позволяет избежать ссоры и речевой агрессии при разрешении конфликта.

Часто возникает необходимость, обратиться к детям с просьбой: помочь накрыть на стол, собрать игрушки и т.д.

Напомним основные формы речевого воздействия:

  1. Обосновать просьбу (Мне это нужно для того, чтобы... Ты меня очень выручишь, если сделаешь... Это необходимо потому, что...).
  2. Подчеркнуть важность, значимость выполняющего просьбу (Только ты можешь мне помочь. Я на тебя очень надеюсь. Что бы я без тебя делала?)  и похвалить (Ты всегда  так  хорошо  мне  помогаешь! Молодец, ты мой   самый  хороший  помощник! Ты  меня очень порадовал!).
  3. Выразить предварительную благодарность за согласие выполнить просьбу (Спасибо за то, что соглашаешься мне помочь. Заранее тебе благодарна!).

Также в практике педагогического общения встречаются и противоположные ситуации, предполагающие необходимость вежливо отказать в ответ на просьбу. По нормам русского речевого этикета нужно объяснить причину отказа (Я не могу этого сделать, потому что... Не могу выполнить твою просьбу по причине...). Здесь желательно использовать отказ этикетных форм: извинения (извини, но я никак не могу); сожаления (к сожалению не могу... Очень жаль, но я не могу); обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях (завтра обязательно тебе помогу... С радостью сделаю это, если ... и т.д.).

Речевой этикет предусматривает так же особые варианты высказываний, позволяющих отказать особенно мягко (Например: спасибо, я сыт; благодарю, но мне пора уходить; можно, я лучше...).

Особую роль в педагогическом общении играют одобрение и похвала. Очень важно чтобы выражения одобрения и поощрения были искренними со стороны педагога, заслуженными со стороны ребенка и разнообразными по форме. Такими формами может быть традиционные «молодец», «умница», но и обращения к прошлым успехам детей (В прошлый раз вы отлично поработали, давайте сегодня будем заниматься еще лучше!).

Выражение согласия, благодарности, поддержки мнения ребенка (Например: мне очень нравится, как ты нарисовал; полностью согласна с тобой; спасибо тебе за интересный вопрос; я довольна тобой, ты поступил правильно и т.д.).

Иногда педагог совершает ошибку при разрешении конфликтных ситуаций. Здесь будет правильным попросить прощения у ребенка, извиниться. Извиниться – признать собственную неправоту, попросить прощения, тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение к себе, восстановить гармонию отношений.

Необходимо также знакомить детей с эвфемизмами (более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных), целенаправленно обучать их использованию.

Существуют причины эвфемистических замен:

  1. Использование описательных оборотов речи (например: человек, который присвоил что-то, вместо – вор);
  2. Слова с приставкой «не» (неправда – вместо ложь);
  3. Косвенное информирование, намеки (ты поступил, как непорядочный человек, вместо – ты подлец);

Но необходимо смягчать слова, а не факты. Говоря обо всем этом, можно сделать следующий вывод: речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и необходимых правил речевого этикета.

Соблюдение этих правил, грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеют большое воспитательное значение, поскольку слова педагога являются эталоном для детей, моделью речевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?Вот вам простой «тест», который поможет сделать правильный вывод....

Консультация для родителей "Правильна ли правильная раскраска"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Консультация для родителей «Правильное дыхание – правильная речь».

Консультация для родителей«Правильное дыхание – правильная речь»....

Консультация для родителей "Правильное дыхание - правильная речь"

В данном материале представлены упражнения для развития речевого дыхания и даны рекомендации, как правильно организовать развитие речевого дыхания....

Консультация для родителей "Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков"

Для того чтобы речь была плавной, мелодичной и красивой, необходимо правильное речевое дыхание. Бывает так, что дети проглатывают слова, торопливо и неразборчиво говорят. Регулярные занятия подкоррект...