Картотека игр Карла Фопеля, известного немецкого психолога
материал по теме

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_karla_fopelya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Катаем мяч

Описание. Когда дети собираются в круг, у них развивается чувство общности и принадлежности к группе. Если к тому же они вместе проговаривают стихи, то это чувство усиливается. Такая простая символическая деятельность, как перекатывание, передача и прием мяча, помогает детям устанавливать контакт друг с другом.

Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выу чим стихотворение про нашу группу:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы — большая лента.

Можем мы большими быть (подняли руки вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить. Стихи читайте каждый раз, как собираете группу в круг.)

2.        Магнит

Описание. Эта игра также подчеркивает принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания дру гих детей.

Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притя гивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебни цей)?

Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?..

Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом.

Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигать ся или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент — магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей, он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь». Тог да все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!»

Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.

3.        Шарик-подарок

Описание. Это очень простая и поэтическая игра. На символическом уровне она позволяет детям почувствовать, как важно что-то получать в подарок и дарить са мим.

Материалы: веселая, но не быстрая музыка, например, «Менуэт» Луиджи Бокке-рини; воздушный шар.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол в круг потеснее. Сегодня у меня с собой красивый и яркий воздушный шарик. Представьте, что шарик — это чудесный пода рок, который вы дарите лучшему другу. Если вы даете шарик тому, кто рядом с вами, он вас благодарит за то, что вы ему дарите что-то очень красивое. Подумайте, как вы хотите передать подарок. Может, вы приветливо посмотрите, улыбнетесь, отдадите подарок медленно или быстро, что-то при этом скажете? Прислушайтесь к музыке, которая будет для вас играть.

И ребенок, который получает подарок, сам решит, как он будет его принимать: с улыбкой, с довольным лицом, скажет «спасибо»...

А может быть, некоторые дети захотят передать подарок с закрытыми глазами.

4.        Горячая картошка

Описание. Эта игра позволяет почувствовать и понять, что иногда в жизни неуда ча неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофели на очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжига ется». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.)

Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Поза ботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.)

5.        Торт на день рождения

Описание. Эта игра особенно своевременна, когда у кого-то из детей день рожде ния. Тогда вся группа участвует в «приготовлении» торта, и он становится по-настоя щему неповторимым.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.

Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг — это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?..

(Пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, напри мер, мукой, молоком, сахаром, изюмом.)

Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продук ты были хорошо перемешаны.

Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и прого ворите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уни кальному торту на день рождения.)

1.        Моя туфелька

Описание. Это игра-разогрев, предваряющая основную активность. Она объеди няет группу и усиливает чувство сплоченности.

Сядьте вместе с детьми в круг, чтобы показать им необходимые движения. Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция. Сядьте в круг на пол. Снимите с одной ноги туфельку и возьмите ее в руку. Лучше держать ее в правой руке. (Станьте сзади ребенка и покажите ему его правую руку.)

Начинаем проговаривать слова:

Это ты, это я,

 Это туфелька моя

С нами песенку поет,

От меня к тебе идет.

Пока проговариваем слова, мягко касаемся туфелькой пола сначала с правой от себя стороны, затем — с левой. При словах «от меня к тебе» передаем туфельку соседу слева.

И так далее, пока в руке не окажется собственная туфелька. Тогда все поднимают каждый свою туфельку повыше и вместе говорят: «Это туфелька моя!»

2.        В складках и гладко

Описание. Задача игры — дать детям отчетливые тактильные ощущения. Дети должны сконцентрироваться и продумать, как надо поступить.

Материалы: мягкое покрывало для каждого ребенка. Если группа разновоз растная, то дети постарше могут использовать одно покрывало на нескольких ребят.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям. Возьмите покрывало и положите его на пол. Снимите обувь и поставьте ее рядом в сторонку. Расправьте покрывало, чтобы оно стало ровным. Походите по нему так, чтобы оно оставалось ровным. Хорошо у вас получается! А теперь сделайте ногами много-много складок на покрывале. Сделайте его таким ма леньким, насколько получится.

(Подойдите к одному из покрывал, наклонитесь к нему.) Ты, одеяльце, в таком беспорядке. Такое скомканное, ты никого не сможешь укутать и согреть.

Давайте расправим наши покрывала. Ладошками расправьте покрывало, сделайте его снова ровным. (Помогайте детям.)

А теперь опять много-много складок, но в этот раз складки делаем коленками. Покрывала становятся все меньше, меньше...

И снова делаем их гладкими, ровными...

А теперь делаем много-много складок локтями... Покрывала меньше, меньше… Хорошо у вас получается!

Теперь садитесь на покрывала. А можете вы своими попками сделать много-много складок на покрывале?.. А теперь опять расправляем покрывала...

А теперь ножками зайдем под край покрывала так, чтобы оно осталось ровным. Покрывало очень радо, что оно осталось таким ровным и гладким.

А теперь на покрывале — от работы отдыхаем!

3. Рыбацкая сеть

Описание. Задача игры — вызвать тактильные ощущения пальцев ног. Дети про буют хватать пальцами ног полотенце и в то же время медленно идти. Если это удается, ребята переживают чувство большого успеха.

Когда малыши идут спиной вперед, следите за тем, чтобы они не сталкивались друг с другом.

Материалы: для каждого ребенка тонкое полотенце среднего размера. Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция. На пол перед собой ровно положите полотенце. Снимите обувь и носочки, отложите их в сторонку. Станьте на угол полотенца и ухватите его пальцами ног. Скатайте его под пальцами. Подумайте, какой ногой вы хотите это сделать.

Представьте, что полотенце — это рыбацкая сеть, кото рую надо медленно вытащить из небольшого пруда. Вы хо тите поймать золотую рыбку, которая плавает в этом пруду. Медленно идите назад и тащите за собой сеть. Смотрите вокруг, чтобы ни с кем не столкнуться.

Я буду ходить между вами, и вы можете шепнуть мне на ушко, удалось ли вам поймать золотую рыбку.

4. Летучая рыбка

Описание. Эта игра соотносит тактильные ощущения с ощущениями левой и правой сторон тела. Чтобы выпол нить двигательные задания, дети должны «увязать» движе ния обеих ног и рук. Одновременно дается нагрузка на мышцы.

Материалы: каждому ребенку потребуется
губка.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол и снимите обувь. Зажмите губку между стопами. Когда я скажу: «Внимание, приготовились, начали...», подбросьте губку повыше и попытайтесь поймать
ее руками. Представьте, что губка — это маленькая рыбка, она хочет нырнуть в воду, а вы хотите ее поймать.

Внимание, приготовились, начали...

А теперь снова положите губку между стопами, и пусть она опять подпрыгнет, а вы поймаете ее руками.

Пробуем еще несколько раз...

5. Ловкие ножки

Описание. В этой игре дети могут научиться ходить внимательно и осторожно, чтобы не задевать что-нибудь ногами или создавать «сквозняк». Лучше, если дети при этом будут босиком.

Материалы: каждому ребенку потребуются две прямоугольных цветных губки.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Возьмите себе по две губки и сядьте на пол.

Поставьте одну губку вертикально перед собой на пол, на меньшую сторону. Будь те осторожнее, чтобы губка не падала.

А теперь вторую губку медленно поставьте на первую, так чтобы вместе они были похожи на маленький небоскреб.

Посмотрите: губки находятся в равновесии и не падают.

А можете вы подуть и сдуть верхнюю губку?..

А ну-ка подуйте на нижнюю губку...

А кто мне скажет, почему губки опрокинулись, что их уронило?..

(Расскажите детям о том, что воздух (ветер) обладает силой, способной передви гать вещи. Со старшими детьми вы можете найти и другие примеры проявления силы ветра.)

А когда мы двигаемся, прежде всего когда мы быстро двигаемся, мы двигаем и воздух.

Посмотрите на свою руку. Согните ее и быстро проведите несколько раз из сторо ны в сторону перед лицом. Почувствовали, как подул ветерок?

Я хочу знать, сумеете ли вы идти так осторожно, что ваши ножки не создадут никакого ветерка. Посмотрите-ка, как я расставляю по всей комнате губки...

(Расставьте губки вертикально, равномерно распределяя их по комнате так, что бы оставалось достаточное пространство между ними. Чтобы усложнить задачу, можно поставить сверху вторую губку, как в начале описания игры.)

А теперь по двое все вместе проходим между губками. Идите медленно и осторож но. Смотрите, чтобы не уронить ни одной губки. А если какая-нибудь все же упадет, то я ее опять поставлю.

(После того как пройдут все дети, оцените: из-за чего губки падали? Что делал каждый ребенок, чтобы губки не опрокидывались? Дети должны понять, что даже легкое касание опрокидывает губки, даже легкое движение их тела вызывает движе ние воздуха.)

А теперь давайте попробуем что-нибудь посложнее. По двое пробегите змейкой между губками так, чтобы их не уронить. Сумеете ли вы так осторожно бежать, чтобы губки не упали?..

(В конце игры снова проведите небольшое обсуждение.)

1. Волшебное перо

Описание. Эта поэтическая игра — прекрасная возможность для детей рассла биться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как к ведущему группы, так что вам легче будет привлечь внимание детей. Одновременно мы тренируем телесное сознание детей — в особен ности их тактильное чувство. Эта игра очаровывает детей и вызывает их интерес. Они охотно прикасаются друг к другу пером. Здесь каждый ребенок получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.

Поначалу ошибку приблизительно на сантиметр вы можете считать все еще хоро шим результатом. Если ребенок оказался от цели слишком далеко, вы можете отме тить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место большим и указа тельным пальцами.

Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете исполь зовать кончики ваших собственных пальцев. Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня есть волшебное перо, которым буду касаться разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновенье будет вселять в вас бодрость и веселье.

Я поочередно буду подходить к каждому ребенку. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно касаюсь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указатель-ным пальцем до того места, которого косну лось перо. После этого он может открыть гла за, а волшебное перо коснется другого ре бенка.(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся наблюдая. Работая с более старшими детьми, через не которое время вы сможете доверить волшеб ное перо одному или нескольким детям.)

5. Путешествующий шарик

Описание. Это замечательная тренировка чувства расстояния при помощи цветного шарика, притягивающего внимание детей. Игра способствует сплоче нию группы.

Материалы: вам будет необходим надутый воздушный шарик средней величины. Кроме того, вам понадобится хорошая инструментальная музыка. Мы можем пореко мендовать «Вариации на тему Моцарта» М.И. Глинки.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик».

Сядьте в круг на пол, так чтобы каждый ребенок сидел вплотную к своим соседям. Как только я включу музыку, передавайте шарик друг другу, пока он не пройдет круг...

Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Передавайте шарик дальше по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее?..

Отодвиньтесь еще немного назад и сделайте круг еще шире. Сейчас вы можете лечь на живот, вытянуть ноги, руки и передавать шарик по кругу. Не бросайте шарик соседям, а протягивайте его. Вы чувствуете, как он заставляет вас тянуться?

(Дайте кругу расшириться так, чтобы дети все еще могли передавать шарик дальше.

Для детей постарше — от 4 до 5 лет — хорошо провести другой вариант этой игры. В этом случае дети начинают игру, сидя спиной к центру круга. Здесь круг должен увеличиваться медленней, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.)

2. Падающее перо

Описание. В этой игре вашим помощни ком будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. У меня маленькое пушис тое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю. Я брошу его один раз, а вы можете считать вслух, что бы мы узнали, сколько времени потребуется перышку, что бы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз... два... три... четыре... пять... Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое пе рышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Давайте медленно парить вниз, на пол, как это перышко, и при этом считать до пяти. На счете три вы, вероятно, уже будете наполовину на полу... Когда вы полностью окажетесь на полу, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно.

Я буду громко считать вслух, пока вы совсем не опуститесь вниз. На старт, внима ние, марш: раз... два... три... четыре... пять...

3. Гамак

Описание. Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться и стать необычайным «подарком» для взрослых участни ков игры. Дети любят подобные игры.

Возраст участников: с 3 лет.

Материалы: шерстяное одеяло либо простыня и спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подходят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» («Traumerei») Шумана.

Инструкция детям. В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфорт но отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак.

Я постелю на пол одеяло, и один ребенок может на некоторое время улечься в гамак. Один взрослый становится у его головы, а другой — у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок начинает медленно качаться в гамаке в такт музы ки. Все остальные дети стоят вокруг гамака и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак становится свободен для следующего ребенка.

(Присмотрите за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вмес те со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.)

4. Волшебный воздушный шарик

Описание. Это замечательная возможность для детей потренироваться управлять своим телом. Одновременно ребята расслабляются и концентрируют внимание. Они могут использовать свою фантазию и развивать чувство формы и пропорции.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Давайте вместе поколдуем и превратимся в воздушные ша рики. Каждый должен мне сказать, какого цвета он хочет быть...

Теперь ложитесь на пол. Сейчас вы — не надутые шарики, вы совсем без воздуха. Я хочу, чтобы вы приобрели разные формы. Приступаю немедленно: я вдохну в вас немного воздуха, так что вы сразу станете больше и красивее. Каждый раз, когда я вдуваю в вас воздух, вы можете чуть-чуть приподниматься. (Выдохните воздух с четким звуком.)

Старайтесь поддерживать свою форму до тех пор, пока я не вдохну в вас еще воздуха.

Теперь я задую в вас еще немного воздуха, и вы сможете стать еще чуть больше и медленно приподняться. (Громко выдохните.)

Сохраняйте и эту новую форму, пока я не подышу... Теперь я вас опять немного увеличу. (Снова выдохните.) Выпрямитесь и станьте еще больше. (Снова выдохните.)

Старайтесь сохранить свою форму и не двигайтесь. Кому-нибудь нужен еще воз дух? Я буду обходить вас и наполнять ваши руки дополнительным воздухом до тех пор, пока не увижу красивые, тугие шары. И тебе я даю еще воздуха... и тебе...

(Все дети должны стоять, а вы можете переходить от ребенка к ребенку и «раз давать воздух»...)

Теперь мы можем уменьшить шарики. Слушайте шум воздуха, выдувающегося из шарика. Когда вы услышите шум, станьте чуть меньше. Но только когда услышите шум! Когда шум прекратится, замрите и не двигайтесь.

(Издавайте легкое «сс-с...», чтобы дети поняли, что из них выходит воздух.)

Сс-с... теперь вы стали чуть меньше.

Сс-с... еще немного меньше.

Сс-с... и еще меньше.

Сс-с... и еще меньше.

Теперь ложитесь на пол. В вас больше не осталось воздуха... Я сделаю обход и проверю, вправду ли весь воздух из вас вышел.

(Переходите от ребенка к ребенку, и если вы видите, что у какого-либо ребенка остались напряженными плечи или коленки, обратитесь к нему.) Я помогу тебе вып- стить отсюда воздух, чтобы ты смог лежать на полу более расслабленно и легко. (Нежно прикоснитесь к нужной части его тела, произнося «сс-с...».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картофель: известный и не известный

Занятие по экспериментальной деятельности...

20 цитат известного российского психолога Михаила Лабковского подскажут, как воспитывать детей и как построить с ними хорошие, доверительные отношения.

1. Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы ...

Картотека психологических игр (К.Фопель)

Учим детей сотрудничать, для старших дошкольников...

Известные герои немецких сказок

Знаменитые сказочники Германии:—Якоб и Вильгельм Гримм—Эрнст Теодор Амадей Гофман—Вильгельм Гауф...

15 правил для воспитания психически здорового ребенка от известного детского психолога Людмилы Петрановской

Все мамы и папы хотят, чтобы их дети росли здоровыми. О чем мы прежде всего думаем, когда слышим слово "здоровье"? О здоровье физическом, о хорошем аппетите, о крепких мышцах, о занятиях физ...

Проблема развития связной речи в трудах известных педагогов и психологов

Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития св...

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми...