Развитие детей в процессе работы с природным материалом
материал (подготовительная группа) на тему

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детей в процессе работы с природным материалом

                                                                       Из опыта работы

                                          Воспитатель первой квалиикационной категории

                                          Гурдина Н.И.

             Работа с природным материалом заключает в себе большие воз можности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережливо го, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фанта зию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру ... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскур сии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматри вают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида мате риала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугри стой поверхностью. Желуди - овальные, блестящие, желтовато-коричневые.  Рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окру жающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласности глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: " Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

         Большое влияние оказывает труд с природным материалом на ум ственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если , проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить: вначале ребята рассматривают образец, анализи руют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса - задания усложняются, воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или собст венному замыслу.

         Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Возрас тающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

         Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

         Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

          Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготов ления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамыслова тые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

           Труд по изготовлению игрушек из природного материала способ ствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выпол нить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

            В процессе работы с природным материалом создаются положи тельные условия формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудитель ную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготов лении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализи ровать образец и планировать последовательность действий, но и контро лировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересо ванность результатом общего дела. Желательно использовать разнооб разные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирова ние у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.        Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослы ми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

                    В начале учебного года мы провели диагностику, цель которой: выявить у детей уровень знаний природного материала и использование этого материала в работе.

Методика диагностики основана на беседе с детьми по картинкам.

Вопросы :

  1. Найди  картинку, где изображены: лист клена, лист дуба, лист рябины, лист шипов ника, лист боярышника, лист ольхи.
  2. Найди картинку, где изображены семена клена, липы, ясеня.
  3. Найди картинку, где изображены плоды ели, сосны, лиственницы, ольхи.
  4. Назови плоды лиственных деревьев и кустарников (грецкие, лес ные орехи, фисташки, желуди, каштаны, шиповник).
  5. Организовать игру "Чьи семена?". Выявить знание детей семян яблока, арбуза, винограда, дыни, абрикоса, персика.
  6. Какие поделки можно сделать из желудей, шишек, овощей?