Проектная деятельность в детском саду
статья по теме

Воронкова Ольга Владимировна

Описание  познавательно-речевого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost2003.doc753.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в детском саду

ПРОЕКТ: «Познакомимся поближе:  «ЗАЯЦ!»»

                 Авторы: творческая группа,  воспитатели  Воронкова О.В, Муругова Е. П,  

                                         учитель-дефектолог Журавлёва  Н.Н.

                                 Вид проекта: познавательно - речевой.

                                 Длительность проекта: 2010-2011 учебный год                                                                                                                                                                                                  

               Участники Проекта: дети 5-го года жизни (с задержкой психического  развития ) и

               педагоги средней группы   №4,  родители,   специалисты  д/с № 2099 . 

              Ресурсное обеспечение проекта:

                Наглядный материал:

  1.  Книги , иллюстрации, картинный материал

Авторские разработки педагогов:

  1. Схемы,
  2.  Куклы
  3.  Панно- трансформер « Заячья семья»  (фото №1)
  4. Картина в техники квиллинг «У пенька» (фото№ 2)
  5. Корзинка с зайчатами к произведению Е.Чарушина  «Про Зайчат»  (фото №3)
  6. Костюм Зайчихи (на взрослого) , костюмы для детей.

Театр: настольный, пальчиковый, би-ба-бо.                                

               Технические средства:  музыкальный центр,  аудиокассеты, СД – диски.

               Методическое сопровождение проекта.

  1. Конспекты организованной деятельности детей, бесед (авторские разработки педагогов)
  2. Консультативный материал для родителей.
  3. Картотека игр (авторские разработки педагогов)
  4. Подборка  художественных  произведений  (сказки , рассказы,

загадки, стихи, музыкальные произведения)

  1. Комплекс упражнений  О.Емельяновой «Зайчики-пальчики»
  2. Энциклопедический материал

                 Основные направления работы с детьми:

                Непосредственно образовательная  деятельность детей.

                Совместная партнёрская  деятельность педагогов и детей.

                Совместная  деятельность родителей  и детей.

                Самостоятельная деятельность детей.

                 Формы работы:

  1. Подвижные игры
  2. Игровые упражнения, игровые  ситуации
  3. Сюжетные игры
  4. Пальчиковые игры
  5. Театрализованные игры
  6.   Мастерская по изготовление  продуктов  детского творчества
  7. Детский дизайн
  8. Выставка , мини-музей, панорама
  9. Чтение, обсуждение
  10. Заучивание, рассказывание
  11. Беседа
  12. Театрализованная деятельность («Дошколята – дошколятам»)  
  13. Самостоятельная художественно- речевая деятельность              
  14.  Вопросы и ответы
  15.  Выставки в книжном уголке
  16. Экскурсии
  17. Конструирование
  18. Составление и отгадывание загадок
  19. Этюды и постановки

               Постановка проблемы: Непонимание художественных произведений и неумение

                их воспроизведения .                                                

               Цель: Раскрытие образа зайца  через художественно-речевую деятельность детей.

                      Задачи:

  1. активизация речевой деятельности
  2. развитие познавательных способностей, творческого воображения , творческого мыш-ления , коммуникативных навыков;
  3. обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  4. развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусств и худо-жественным образам;
  5. стимулирование естественного процесса двигательных       способностей и качеств;
  6. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  7. привлечение детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  8.  обогащать детско-родительские отношений опытом совместной творческой деятель-ности.

                Схема осуществления проекта:

               1 блок (осень ) – образ зайчонка;

               2 блок (зима) – образ зайчихи;

               3 блок (весна) – заячья семья.

              Этапы работы над проектом:

                      1.Целеполагание: формулировка проблемы и цели проекта.

                      2.Разработка проекта:

  1. Составление плана деятельности по достижению цели.
  1. Подбор  художественных произведений  (классические произведения ,  

                                  произведения современных,  молодых авторов)

  1. Создания библиотеки, фотовыставки , мини-музея  игрушки.

                       3. Выполнение проекта – практическая часть. 

                       Реализация проекта началась со  знакомства  детей с произведениями, бесед,

               рассматривания иллюстраций.

                    Так как,  наши дети испытывают  трудности в речевой деятельности ,   раскрыть образ

             зайца в полной мере  им помогли другие виды деятельности.

                       В игровых ситуациях, заданиях-этюдах сначала дети учились передавать образ

               путем изображения его внешних действий   (зайчик прыгает, щиплет травку, прячется,

               свернулся в клубок), затем дети  осваивали способы выражения  внутренних свойств  

               образа – эмоций, особенности характера (грустный, весёлый, обиженный,   испуганный,

               сердитый, добрый, трусливый и др.).

                      Дидактическе игры способствовали раскрытию значений « художественных слов»,

               формированию  умений соотносить части тела животного, закреплению существующих

               родственных понятий в животном мире ( мама-зайчиха, папа-заяц, детёныш-зайчонок), а

               так же знаний о среде обитания зайца (где живёт., чем питается, как готовится к зиме).

                    Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее вырази-      

            тельность, формирование творческих способностей. Использование  пальчиковой гим-

             настики  позволило в игровой форме познакомить детей с образом зайца в МФФ.

              А веселые зайчики на каждом пальчике  превратили упражнения в настоящий маленький

             театр.                                                                                                                                                                                                    

                       В подвижных  играх  дети учились передавать настроении героя в определенной

               ситуации.  Вопросы, советы, напоминания  педагогов  приучали детей следить за своим

               игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль,

               используя движения рук, головы, туловища, мимику, художественно-речевое  сопровож-

               дение . Полученные знания и умения  дети успешно использовали в самостоятельной

               деятельности.

                      Такие формы работы  как : экскурсия на выставку «Образы любимых героев через

               квиллинг, мини-музей, фотовыставка, панорамы, способствовали формированию

               у детей умения эмоционально воспринимать увиденное ,  побуждали  детей выражать

               свои впечатления в связанных высказываниях , закрепляли название произведений и их

               героев, вызывали добрые чувства у детей, воспитывали любовь к животным, закрепляли

               представления о них.

                       В процессе продуктивной деятельности ,уточнялись и углублялись зрительные

               представления детей об образе (форма, цвет, пропорции), а так же способы приспособ-

               ления животного к окружающему миру (шубка была серая,  стала белая).

                       В совместной творческой деятельности с родителями закреплялись образы                

               любимых героев, навыки и умения полученные , в организованной деятельности.

                     В конструктивной деятельности дети учились  воспроизводить образ,

             используя различные варианты: фигура из снега (фото №4), постройки из песка.

             которые   с удовольствием обыгрывали,  пробуя себя в роли  режисёров.  

             Используя  полученные знания , разыгрывали фантастические сюжеты с любимым

             героем. В таких играх дети искренне и эмоционально переживают события, а совместные

             переживания  сплачивают детей. У ребят возникает потребность к совместным играм и

             контактам друг с другом.

                       В театрализованной игре дети эмоционально развивались: знакомились с

               чувствами, настроениями героев, осваивали способы их внешнего выражения,  учились

               осознавать причины того или иного настроя, словесному перевоплощению, стремились,

               чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

                        На занятиях с педагогом – психологом с помощью психо-гимнастики,  

               подвижных игр  формировались эмоционально-выразительные движения,  закреплялись

               умения с помощью мимики отражать внутреннее эмоциональное состояние образа.  

                     В организованной деятельности с воспитателем по  физической культуре , в

               подвижных играх и  упражнениях,   отрабатывались  имитационные движения (зайчик  

               сидит ушками шевелит , прыгает, убегает).

                       В организованной деятельности с музыкальным руководителем  дети знакомились

               с изображением животного в музыке, учились  различать средства выразительности,

               изображающие  его повадки,  развивали танцевальное творчество -   выполняли  

               движения с игрушками , учились  придумывать танец любимому сказочному герою .

                      На протяжении всего Проекта мы использовали одну из интереснейших на наш

               взгляд форм работы - «сюрпризный момент», которая обеспечивает  психологическое

               благополучие  и здоровье детей  (корзинка с зайчатами к произведению  Е. Чарушина

               «Про Зайчат»; панно «Заячья семья»; картина из пазлов «Зайчата», картина в технике

               квилинг «У пенька»;   появление сказочного героя на  празднике). 

                      4. Подведение итогов:

                      Продукты   Проекта : 1. Книга «своими руками» «Заячья Семья» (фото №5)          

                      Совместное творчество   способствовала развитию дружеских отношений  к друг  

               другу. Дети  испытывали удовлетворение от полученного результата. Книга стала

               любимой и  с удовольствием использовалась  в самостоятельной  деятельности детей.

               Рассматривая  иллюстрации, дети цитировали произведение.

                      2.Драматизация произведения М. Пожаровой «Заячья семья». (фото № 6)

                       Дети впервые попробовали себя в роли артистов. Используя знания полученные

               в ходе реализации проекта  действовали, подчиняясь определённому образу (зайчиха,

               заяц, зайчата и т.д.)  перевоплощались в него, живя его жизнью. Что  способствовало

               развитию детской фантазии, способности сопереживать происходящему, а так же

               созданию соответствующего эмоционального настроя,  раскрепощению детей,

               повышению уверенности в себе, в своих силах, созданию «ситуации успеха».

Этапы

проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап

 Формулирование проблемы (цели).

 Введение в игровую (сюжетную) ситуацию.

 Вхождение в проблему.

  Вживание в игровую ситуацию.

  Принятие задачи.

Оказание помощи в сборе и накоплении информации, создании библиотеки.

2 этап

 Помощь в решении задачи.

 Помощь в планировании деятельности

 Организация деятельности.

Объединение детей для решения задачи

 Распределение ролей

 Помощь в решении задачи

3 этап

 Практическая помощь (по необходимости).

 Направление и контроль осуществления проекта.

 Формирование  знаний, умений навыков.

Совместная творческая деятельность с детьми. Фото-сессия.

4 этап

 Подготовка к презентации.

Презентация

 Представление зрителям  продукта деятельности.

 Фото-сессия.

 Оценка продукта деятельности.

                                                    Распределение деятельности по этапам

                                                        Приложение №1

                       

                 Фото №1                                                                                Фото №2

                                 

                   Фото №3                                                                           Фото №4      

                                                                                    

                 Фото №5                                                                  Фото №6

                                                                 Приложение №2

Планирование проектной деятельности

«Познакомимся поближе: « ЗАЯЦ!»»

(реализация принципа интеграции образовательных  областей)

п/п

   Образовательная

        область

                       Формы организации

                       детской деятельности

1

«Чтение  художественной

литературы»

Ознакомление с МФФ по теме : «Заяц»

Чтение рассказа  Е. Чарушина  «Про зайчат»

Загадывание и толкование загадок по теме: «Заяц»

Чтение сказки Т. Воронинаой «Что за зверь ?»

Чтение «Сказки про зайчонка  Храбреца и его друзей. История первая.Прогулка» В.Навернюк

Пересказ «Сказки про зайчонка  Храбреца и его друзей. История первая. Прогулка» В. Навернюк

 Чтение  стихотворения А. Барто  «Дело было в январе»

Разучивание  потешки «Зайка, зайка, попляши! »

Чтение стихотворение Г. Ладонщикова  «У пенька»

Беседа по картине по стихотворению  Г. Ладонщикова  «У пенька»  

Чтение стихотворения  Пожаровой «Заячья  семья»

Ознакомление с МФФ « Приходили зайцы»

Чтение стихотворения  А. Булычевского  «Зайчонок Ушка»

2

«Коммуникация»

Д/и «Один много», «Узнай животное», «Помоги зайчихе найти   зайчат»,   «Составь загадку»,

 «  Отгадай по описанию».

3

       «Труд»

Ручной труд  «Зайчик из салфетки».

4

«Здоровье»

Ситуации успеха,

 Сюрпризные моменты.

5

«Познание»

Д/и «Собери зайчишку»,  «Найди мохнатый шарик», «Покорми зайчонка», «Найди маму-зайчиху» «Длинный – короткий», «Собери картинку»  

«Весёлые семейки!» ,«Собери заячью  семью»,

Экскурсия    «Образы любимых  героев  через квиллинг»

 Рассматривание  фото выставки  «Заяц в природе»

Реализация проекта.

«Зайчище» фигура из снега.

Постройки из песка.

Панорама « Зайки на полянке»

6

«Музыка»

Разучивание колыбельной для зайчонка.

Слушание музыкальных произведений.

Д/и «Послушай  зайчонка»

Движения с игрушками
Танец  для любимого героя.

7

   «Физическая

    культура»

П/и «Заинька», «С кочки на кочку»,«Зайцы  и волк» ,«Зайки на лужайке»,«Лиса и зайки», «Пятнашки – зайки»,«Зайцы»

Речь с движением  «Зайки», «Зайка беленький сидит»

Пальчиковая  гимнастика« Зайцы и морковка», «Зайчики – пальчики», «Зайчишки –хвастунишки»,  «Приходили зайцы»,  « Под берёзою нора», « Просыпались зайцы»

8

«Социализация»

Игра «Зайка», « Мы   весёлые зайчата»

Театрализованные игры

Драматизация  стихотворения М. Пожаровой  «Заячья семья»

9

«Безопасность»

Маршруты выходного дня «Зоопарк»

10

«Художественное

Творчество»

Лепка «Зайки на лужайке»

Рисование «Заинька серенький, стал беленьким.»

Аппликация «Зайка»

Сюжетная лепка по содержанию стихотворения Г. Ладонщикова « У пенька».

«Заячья  семья»  Книга «своими руками»

Рисование «Зайчонок Ушка»

Выставка  «Наш любимый герой» (совместное творчество с родителями )