Кружок "Кудесники"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего.
Образовательная программа дополнительного образования по художественному творчеству разработана для детей 5-7 летнего возраста.
Эстетическое воспитание средствами искусства (художественного творчества) способствует нравственному воспитанию, делает человека душевно чутким к другим людям; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты. И сегодня образование это не только приобретение системы знаний, умений, навыков, но и упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей.
В раннем возрасте все дети талантливы! В каждом ребенке заложены потенциальные способности, которые при развитии и единении с духовной и нравственной культурой могут реализоваться в жизни и профессиональном творчестве. Важно только, открыть этот потенциал способностей. Занятия разными видами художественного творчества в детстве способствуют развитию интеллектуальных способностей, а также развитию внимания, наблюдения, восприятия, воображения, памяти.
Актуальность программы.
Дошкольная пора - старт к развитию личности, во многом определяющая жизненный дальнейший путь человека, начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, становления начальных отношений с ведущими сферами бытия - обществом, природой и с собственным внутренним Я. По представлению современных психологов, это этап духовного становления ребенка. Именно в возрасте 5-7 лет дети легко воспринимают информацию, и их память долго хранит те знания, которые они получили из окружающего их мира. Именно в этом возрасте в детях можно пробудить и развить те качества, которые дадут свои плоды через несколько лет.
программа помогает в формировании таких качеств у ребенка, как: отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к окружающим его людям, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться; помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.
Дополнительное образование расширяет и обогащает программу детского дошкольного учреждения, что благоприятно отражается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Данная программа разработана на основе технологий художественно-творческого развития ребенка, изложенных в пособии «Основы художественногс ремесла» под редакцией И.Черныша, Б.Рейд, Г.Федотова и включающих в себя развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, конструирования и ручного труда.
Реализация задач развития художественного творчества детей осуществляется при следующих условиях:
- Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
- Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, собственного художественного творчества, образного, ассоциативного мышления и воображения.
- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
- Организация совместных выставок с родителями, выставок работ воспитанников, индивидуальных и коллективных работ.
- Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
При разработке программы учитывались следующие принципы общей дидактики:
направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
- принцип взаимосвязи обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
- освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
- принцип интеграции разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей ( изобразительной, художественно-речевой).
Основой интеграции являются: образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах искусства и художественно-творческой деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи тому или иному виду искусства и соответствующей художественной деятельности.
Цель:
Развитие мелкой моторики руки посредством продуктивной деятельности.
Задачи:
- Пробуждение у детей любознательности, интереса к творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста;
- Развитие у детей творческих и художественных способностей, формирование творческой личности;
3.Интеграция художественного слова, музыки и изобразительного искусства;
4.Создание эмоционального настроя, способствующего самореализации детей;
5.Обучение детей нестандартным техникам работы с материалами.
6.Развитие мелкой моторики рук.
Особенность программы
- Программа основана на определенных подходах:
- Личностно - ориентированном - его сущность заключается в ориентации педагога на создание условий для развития личности ребенка : его интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому себе.
- Коммуникативном - образовательный процесс строится в форме общения. В учебном процессе превалируют такие формы как: диалог, беседа, и другие, которые развивают коммуникативные качества ребенка.
- Творческом - творчество рассматривается как уникальный механизм развития личности ребенка. Непременное условие образовательного процесса -создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленное на обогащение собственной деятельности (самовыражения) ребенка.
2Программа основана на принципе сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей, творческого развития ребенка 5-7 возраста.
3Программа предусматривает комплексное усвоение различных видов художественно-эстетической деятельности, при котором происходит взаимодействие органов чувств: у детей развивается фантазия, воображение, интеллект; оптимизируются творческие способности; формируется ассоциативное поле; преодолеваются однобокость и фрагментарность мышление.
Ожидаемые результаты программы
В области социального развития ребенка:
- Совестливость - старательность, ответственность, бережливость, работоспособность; вежливость, общительность, сопереживание
- Умение оценивать поступки и события
- Активность в общении: в течении всего занятия участвовать во всех заданиях, данных педагогом; изъявлять желание отвечать самому и помогать товарищу; охотно вступать в диалог с преподавателем и детьми; легко брать на себя любую роль в играх - диалогах;
- Проявление чувства свободы и раскованности на занятиях;
- Сформированность умений легко входить в контакт с детьми и педагогами;
В области интеллектуального развития ребенка:
- Умение понимать, удерживать в памяти и воспроизводить цели какой- - либо деятельности;
- Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа на следующий;
- Способность на длительный период удерживать внимание в процессе
умственной деятельности; - Творческие способности использовать различные способы создания образов -изобразительным творчеством, пластикой, лепкой из пластилина, теста
- Владение приемами слушать и понимать речь окружающих.
Способы проверки результатов определяются:
- практическими заданиями;
- творческими работами;
- выставками творческих работ;
массовыми мероприятиями
Содержание программы. Распределение учебных часов.
Занятия по художественному творчеству не имеют строгой структуры. Их длительность составляет 25-30 минут, в занятие обязательно включается беседа, т.е. рассказ воспитателя должен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ сопровождается показом предметов, специально подобранных для занятия. Все основные технические приемы и навыки соответствуют программе «Обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой. Особое внимание обращается на использование во время занятий потешек, пословиц, поговорок, отрывков из сказок. В рамках данной программы по дополнительному образованию на занятиях используются нестандартные техники работы с материалом и нетрадиционный материал.
Содержание данной программы по художественно-творческому развитию включает:
- работа с бумагой,
- работа с пластилином, -тестопластика,
- работа с бросовым материалом,
- работа с тканью,
работа с природным материалом
Техники работы, используемые в работе студии детского творчества
«Кудесник»
- Рисование по шелку
- Монотипия
- Оригами
- Лепка из теста
- Пластилиновая живопись
- Аппликация из ткани
- Мозаика
- Бумажная пластика
- Поделки из природного материала (береста, соломка)
- Коллаж
Распределение учебных часов
Раздел | ноябрь, декабрь | январь, февраль | Март, апрель, май | всего |
1. Работа с бумагой | 7 | 2 | 7 | 16 |
2. Работа с пластилином | 4 | - | 4 | 8 |
3. Тестопластика | - | 6 | 4 | 10 |
4. Работа с бросовым материалом | 2 | 2 | 3 | 7 |
5. Работа с тканью | 2 | 3 | 1 | 8 |
6. Работа с природным материалом. | 3 | 3 | 3 | 9 |
Форма и тип занятий по программе в основном соответствуют занятию классического типа по общепринятой методике. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются основные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Календарно-тематическое планирование
работы студии детского творчества «Кудесники»
№ п / п | Тема | Кол-во часов | Месяц | ||||||
1 1 | «Лес точно терем расписной» | 1 | |||||||
2 2 | Натюрморт «Арбуз» | 1 | ноябрь | ||||||
3 3 | «Паук плетет паутину» | 1 | |||||||
4 4 | «Подсолнухи у изгороди» | 1 | |||||||
5 5 | «Красные гроздья рябины» | 1 | |||||||
6 6 | Птица (на ветке) | 1 | |||||||
7 7 | Встреча с учащимися школы | 1 | |||||||
8 | «Запасливый еж» | 1 | |||||||
1 1 | Что за звездочки такие? | 1 | декабрь | ||||||
2 2 | Серебряная ветка | 1 | |||||||
3 3 | Жар-птица | 1 | |||||||
4 4 | На лесной опушке | 2 | |||||||
5 5 | Веселый гном | 1 | |||||||
6 6 | Сапожок | 1 | |||||||
7 7 | Снежинка | 2 | |||||||
1 1 | Лесная красавица | 1 | Январь | ||||||
2 2 | Зайчик беленький сидит | 1 | |||||||
3 3 | Морковка | 1 | |||||||
4 4 | Яблоко | 2 | |||||||
5 5 | Яблоко сладкое, наливное | 1 | |||||||
1 1 | Сердечко | 1 | Февраль | ||||||
2 2 | Цветы | 1 | |||||||
3 3 | Корабли на рейде | 1 | |||||||
4 4 | Сувенир «Эксклюзив» | 1 | |||||||
5 5 | Блюдечко | 2 | |||||||
6 6 | Подкова на счастье | 1 | |||||||
1 1 | Мартинички | 1 | март | ||||||
2 | Поздравительная открытка для мам | 1 | |||||||
3 3 | Блюдечко | 1 | |||||||
4 4 | Нарциссы.Кала | 1 | |||||||
5 5 | Кораллы | 1 | |||||||
6 6 | Русалочка | 1 | |||||||
7 7 | Парк юрского периода | 2 | |||||||
1 | Солнышко весеннее | 1 | Апрель | ||||||
2 | Космос | 1 | |||||||
3 | Пасхальные мотивы | 1 | |||||||
4 | Лебедь белая плывет | 2 | |||||||
5 | Весенний луг. Цветы | 1 | |||||||
6 | Весенний луг. Насекомые. | 1 | |||||||
7 | Пластилиновая сказка | 1 | |||||||
1 | Ветка яблони | 2 | Май | ||||||
2 | Выше неба только небо | 1 | |||||||
3 | Петушок | 1 | |||||||
4 | Картинка на выбор | 1 | |||||||
5 | Городок | 1 | |||||||
6 | фантазия на тему | 1 | |||||||
Всего занятий | 53 |
Конкурсы, выставки работ воспитанников студии детского творчества «Кудесник»
Выставки - форма общения взрослых с детьми. Обсуждая полученные впечатления, дети и взрослые делятся своими интересами, умениями.
Отбор детских работ на выставки происходит не совсем традиционным образом. Это бывают не обязательно лучшие работы. Если ребенок своим старанием добился лучших результатов, чем вчера, ему устраивается маленький праздник, всеобщее поздравление, работа размещается на выставке. У ребенка появляется стимул к творчеству.
В процессе рассматривания и обсуждения детских работ появляется много новых идей.
«Моя любимая сказка» - фантазии на тему «Пасхальные мотивы» «Мы живем вБурятии»
«Макет родного поселка» (современный город и город будущего) «Творим будущее»
Выставка «Наши лучики»
работы из бисера,
- картины, рисованные пластилином,
- работы из соленого теста
- работы, рисованные на ткани
- работы, выполненные в технике «изонить»
Выставка «Маленькие друзья природы»
Выставка «Тайны космоса»
Выставка «Цветы и дети»
Фестиваль семейного творчества (выставка творческих поделок, предметов
декоративно-прикладного искусства, выполненные детьми совместно с
родителями)