Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
методическая разработка по теме

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности.В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности  (ТРТЛ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnaya_karta_1.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Урай

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №19 «Радость»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника»

                                   

       Разработчик педагогического опыта:

Воспитатель Кудинова Ольга Николаевна

                                                        Период формирования и функционирования

                                                   педагогического опыта:

4года.

                                                   Адрес педагогического опыта:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Тюменская область,

г. Урай,  микрорайон  3, д. 47

                                                   МБДОУ детский сад №19 «Радость»

г. Урай, 2011

Актуальность педагогического опыта

        Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.     Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в будущем? И строит только догадки; педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.  В российском образовательном процессе есть педагогическая система,  называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач).  Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских  задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Данный педагогический опыт  способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости  от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться. Благодаря использованию нетрадиционных методов и приемов - технологии ТРИЗ и РТВ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника. Актуальность  опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И.: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».

В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Форма представления педагогического опыта – педагогическая технология используется осмысленно. Педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого – педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. (Джимми Уэллс).                              ... Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:                                                                         выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;

        технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера;

        технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова...

В основу работы положена технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера;                       Акценты целей ( по Г.С.Альтшуллеру):

        Обучить творческой деятельности.

        Ознакомить с приемами творческого воображения.

        Научить решать изобретательские задачи...

Особенности содержания.

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием ТРИЗ является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции...

Особенности технологий…по Г.С.Альтшуллеру.

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск....                                                                                 В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений -  развитие творческого потенциала и речи  детей. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Инновационная направленность педагогического опыта

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало нам толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками. Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий. ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.  Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.                 Практическая значимость педагогического опыта: 1.Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ и РТВ, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников. 2.Разработанные приёмы и методы могут быть мультиплицированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у  детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

      Научная новизна педагогического опыта заключается в том, что была предпринята адекватная, системная и довольно инновационная попытка изменить существующую ситуацию к лучшему:

            - Были разработаны творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста, так как барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ – литературе.      - Разработана система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и речи детей, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса.                                  - Разработаны дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения  у детей. Используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.                                              Теоретическая значимость  технологии заключается в разработке путей, методов и средств по развитию речи, творческого воображения и мышления в соответствии возрастным особенностям детей; в разработке системы методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; в разработке тестирования, позволяющего определить уровень развития воображения, творческого мышления.      ТРИЗ как универсальный инструментарий, используется  в различной специально организованной деятельности. Это позволяет формировать нам единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.                                                                   Спроектированная нами технология по формированию творческого потенциала  и речи  у детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:                                                                                                            - реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;                                                          - подготовка педагогов будет носить опережающий характер;                               - предметное содержание процесса реализуется в системе;                                  - необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.                                                            

Методологическая база педагогического опыта

     Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности  (ТРТЛ).   Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребёнка и взрослого. . В основу  нашего опыта легли  разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», опыт работы  педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ, которые  адаптировали технологию  для дошкольников, в доступной форме разработали  подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т.д.  Также  нами использовались разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии». Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее. Разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Гин С.И., Мурашковская И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., Хоменко Н.Н. ТРИЗ, как и другие системы, развивается.  Сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.

 Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи:

Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы (А.А. Гин «Приемы педагогической техники»).

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.     - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей. 

Понятийно – терминологический аппарат

               ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, автор - отечественный изобретатель, писатель – фантаст Г.С. Альтшуллер.                                  РТВ – развитие творческого воображения, курс  РТВ – составная часть ТРИЗ.                                                                             Противоречие – предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, горячий и холодный и т.п.                                                Приемы разрешения противоречий – объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.                                      Наиболее распространенные приёмы разрешения противоречий:                 Во времени – в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (например, сосулька и большая, и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла). В пространстве – одна  часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например, утюг и холодный, и горячий: подошва горячая, а ручка холодная).                В системах – один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие, и некрепкие: одна  спичка ломается, а много спичек трудно сломать).             В отношениях – объект для одного обладает одним признаком, а для другого – противоположным (например, фильм и хороший, и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).                              Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. – летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством – способностью летать.                                Подсистемы – составные части (элементы), из которых состоит система.                                                                                                   Надсистема – система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.                                         Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем    объекта в прошлом, настоящем и будущем.                           Системный оператор можно изобразить в виде схемы:

надсистема

 

будущее

прошлое

система

подсистема

      «Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. Выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объёмная (предметы располагаются в пространстве).                                                                                         Функция – цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен объект?).                                                                           Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:1. Функция и противоречия в данном объекте; 2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?); 3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?; 4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?; 5. Анализ причин в  ситуации: объект есть, а функция не выполняется; 6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).                                                                          Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приёма – Ч. Вайтинг (США). Морфологический анализ – приём фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путём комбинации различных вариантов. Автор приёма – Ф. Цвикки (Швейцария).

Педагогическая целесообразность педагогического опыта

    В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Возможность создать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение.  В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.    

     ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, мы решили для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе программы, по которой  работаем.

 Таким образом, опираясь на важность и необходимость  развития   творческого  воображения  детей    дошкольного возраста,   мы определили направление  нашей работы.                                                                    Цель проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления (ОТСМ), адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления, воображения и речи детей.                                                        Объект исследования: процесс развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников.                                            

 Данная цель реализуется через следующие задачи:         

 -изучить теоретическую, психолого -  педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей;                                                 - раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей;

-разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей;                                                                              - определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.                                                                   - определить рекомендации педагогам и родителям.                                         

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). Виды деятельности при реализации проекта: игровая, изобразительная, исследовательская, проектная, коммуникативная.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала  дошкольников.                                          

 Методы развития воображения и творческого мышления, которые использовали с детьми:                        

Метод «Мозговой штурм». (автор -  морской офицер Алекс Осборн) .                        

Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления  проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).  

Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляем в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

Ступенчатый Эвроритм. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а во время анализа ситуации, планирование и обсуждение будущих действий. 

Творческие задачи. Активно используем алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач , которые использовала в своей работе.

Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Я разработала несколько игр с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.

Методы развития речи на основе дифференцированного подхода.  Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

 Пособие «Гусеничка»

Цель: формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

 Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца». С детьми составили загадки и оформили в виде книги         «Наши загадки».                

Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры используем схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:

Параллельно работе по составлению загадок проводила обучение детей умению подбирать сравнения. 

Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки.

«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.  Наш проект «Книга сказок в подарок детскому саду» был отмечен дипломом лауреата конкурса на международной педагогической творческой олимпиаде.

Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей, детей и педагогов для решения поставленных задач.  Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами. Наши проекты в средней группе: «Путешествие в прошлое. Динозавры», «День космонавтики», «В мире добра», «Поможем растениям». В старшем возрасте: «Составление сказок морально - этического характера», «Учимся вышивать», «Мой подарок маме», «Мои правила сохранения жизни», «С тренажером подружись – сил, здоровья наберись», «Форма для солдат», «Окаменелости», «Книга сказок в подарок детскому саду», «Вторая жизнь ненужных вещей» - диплом за участие в конкурсе в международной педагогической творческой олимпиаде. Наши дети принимали участие в международных, городских конкурсах и неоднократно были победителями. Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались  наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории,  придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала  проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей. Мною была предпринята попытка разработать серию праздников с участием родителей, созданные на основе использования методов ТРИЗ: КВН «Родители и дети», «Мы – эрудиты», «Каменный праздник», «В стране сказок». В традицию вошло проведение «Дня коллекционера»: «Киндер-сюрприз», «Фантики», «Мои модельки», «Открытки», «Одежда  Барби». На своем персональном сайте выкладываю материал о проведенных мероприятиях с детьми. Все эти мероприятия сближают родителей, воспитателей и детей. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.

Психологическая целесообразность педагогического опыта

           Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители). Предлагаемое нами взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения и речи. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

       Целью деятельности психолого – педагогической службы ДОУ является сохранение психологического здоровья ребенка-дошкольника, максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей, осуществление диагностики коррекционного направления в воспитательной работе совместно со всеми участниками педагогического процесса.

Социальная направленность педагогического опыта

            В процессе совместной деятельности и педагога и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Данный педагогический опыт  помогает ребенку самореализоваться в жизни, адаптироваться к динамичной картине мира, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, быть активным членом общества, аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу.  Данный опыт – это как условие подготовки нового поколения специалистов, способных поднять страну на новый уровень развития. Особую важность передача накопленного опыта представляет на ступени дошкольного образования, которая является базисной, социально необходимой и самоценной ступенью единой образовательной системы. В дошкольных учреждениях должны работать высокопрофессиональные специалисты, владеющие методикой приобщения детей и родителей к новым технологиям. Владение ТРИЗ технологией, а также применение инновационных разработок помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Реализация  данного опыта доступна многим педагогам, желающим участвовать в нем и повышать свою педагогическую квалификацию. Это беспроигрышная возможность  профессиональной самореализации педагога как участника реализации опыта.

     Воспроизводимость  педагогического опыта другими педагогами возможна без проблем на любом уровне. Добавочных экономических затрат этот опыт не требует. Достаточно  изучить его технологию,  приспособить к своему мастерству, определить свою линию.

С  изложением отдельных аспектов проблемы и результатами работы  выступала на заседаниях педагогических советов и городских  методических объединениях, заседаниях городских и региональных семинарах, на городской конференции. Педагогический опыт был представлен в  конкурсе на премию главы города Урая и стал победителем в номинации «Семейное воспитание». Принимала участие в международной педагогической творческой олимпиаде и стала лауреатом конкурса в номинации «Наши добрые дела».

Формы распространения опыта: организация и проведение творческих отчетов, педагогических мастерских в дошкольном учреждении, публикации собственного педагогического опыта в СМИ ЭЛ. Делюсь опытом с педагогами и родителями  на персональном сайте.

     Ресурсное обеспечение педагогического опыта   минимально.

      Данный педагогический опыт завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание кадрового педагога, владеющего педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей. Другими словами, требуется высокий профессионал, потому что в данной ситуации важен каждый этап эксперимента, только тогда мы получим желаемый результат. Этот опыт подразумевает наличие хорошего настроения детей, спокойной доброжелательной обстановки в группе и творческого педагога.

Финансовое обеспечение

     Педагогический опыт экономичен, все пособия изготавливаются своими руками.

 Материально – техническое оснащение

Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач проекта в детском саду создана необходимая материально – техническая база.             В дошкольном учреждении функционируют:  физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, методический кабинет, медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор.                                                                                                  Оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны. Результативные параметры  Реализация проекта стимулировала активность всех субъектов образовательного процесса в развитии творческого мышления, воображения и речи, повысила эффективность проделанной работы и помогает получить положительные результаты. Результаты входного контроля на 2008-2009г.г. показали, что дети имеют в основном низкий уровень развития творческого мышления и воображения. В речевом развитии отсутствует высокий уровень, много низкого уровня. Результаты текущего контроля по развитию речи: сентябрь 2010-2011г.г.                        

                     Результаты текущего контроля по развитию творческого мышления и воображения: сентябрь         2010-2011г.г.                                        

На сентябрь 2011 года видна положительная динамика развития творческого мышления и воображения и речи. Увеличился процент высокого уровня детей с 13.5%(2010г.) до 26.5%(2011г.), низкий уровень исчез. По развитию речи: увеличился процент высокого уровня с 14.3% до 21.5%, низкий уровень исчез.

 Результаты текущего контроля родителей и педагогов:

тип ориентации

Количество педагогов

Количество родителей

Знают, что способствуют развитию креативности дошкольников, дело лишь за применением этих знаний на практике

2008г.

2011г.

2008г.

2011г.

      12,5%

62,5%

            15%

60%

Возможно, обладают хорошими знаниями основ большинства аспектов развития креативности детей, однако кое-какие вопросы неплохо было бы освежить в памяти

         50%

25%

           30%

20%

Необходимо приобрести знания и умения

       37,5%

12,5%

          55%

20%

   

Хочется отметить направленность инновационного педагогического опыта на улучшение  существующей образовательной ситуации.     Использование разнообразных форм работы с детьми, с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками  педагогов, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в творческом воспитании и развитии речи детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления, стараются понять чувства ребенка, его точку зрения. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.

     Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы, о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.  За период работы по проекту были использованы лишь некоторые методы развития творческого мышления, воображения и речи. И все они тесно связаны, взаимно обусловлены и взаимно проникают друг в друга. В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.  Данный педагогический опыт направлен на формирование метопредметных результатов: в процессе совместной деятельности и взрослого и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения.

- в силу возрастных и индивидуальных особенностей осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения;

- помогает ребенку самореализоваться в жизни;                                                  - эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;                                - аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;              - делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу.  

     Разработка и внедрение данного педагогического проекта также эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Воспитанники являются участниками и призерами городских  конкурсов:  рисунки на противопожарную тематику, «Весенний переполох», «Моя Россия», «Мисс Василиса Прекрасная», «Букварь спорта», «Неразлучные друзья», губернаторские соревнования, победители и лауреаты международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века».

     Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем.

     С целью распространения педагогического опыта  педагогом систематически проводятся открытые мероприятия, участие в научно-практической конференции педагогов, окружных семинарах, участие в конкурсах на муниципальном и всероссийских уровнях.

- 2008 год – победитель конкурса лучших педагогов города на получение денежного поощрения Главы города Урая в номинации «Семейное воспитание»;

- 2008 год – участница семинара «Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей в познавательно-речевой деятельности;

- 2009 год – участница МО по теме: «Апробирование примерной образовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста;

- 2010 год – участница Всероссийского фестиваля «Открытый урок» (диплом № 230 – 491 – 950/ОУ – 8);

- 2009 год – участница первой городской научно-практической конференции педагогов, сертификат;

- 2010 год – участница секции ГМО воспитателей ДОУ города Урая;

- 2010 год – участница регионального семинара «Гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков дошкольного возраста»;

-2011год - участница городского семинара «Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста»

-2011год – участница городского семинара «Социальное партнерство МБДОУ с семьей, МБОУСШ №5 как ресурс социокультурного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста»;

-2011год – участница международной педагогической творческой олимпиады, конкурс «Наши добрые дела», диплом;

-2011год – лауреат международной педагогической творческой олимпиады, 2-го конкурса «Наши добрые дела», диплом;

 Публикации педагогического опыта:

-2010год – Электронно периодическое издание «Нуми» (NUMI.RU), свидетельства №А-07975,№А-07974

-2010год - Электронно периодическое издание «Завуч. Инфо», свидетельства№007100,№006188

-2010-2011год – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» сертификат №230-491-950/ОУ-8

-2011год - Электронно периодическое издание «Завуч. Инфо», свидетельства №010040/2011

-2011год - Электронно периодическое издание «Нуми», свидетельство №В - 11146

Данный проект способствует качеству образования, так как полученные результаты   подтверждают  важность использования  технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили  нам успешно решать задачи  творческого и интеллектуального развития дошкольников. Мы заметили, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение,  применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.  Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Заведующий                                                                                   МБДОУ д/с №19 «Радость»  _______________/Сапунова Т.Н./