Главные вкладки

    Методические рекомендации по теме: «Работа с пособием «Волшебные дощечки»
    статья (подготовительная группа) по теме

    В данной статье показана работа с пособием, которая направлена на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, а также с помощью пособия можно знакомить детей с буквами, цифрами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc476.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 города Белово Кемеровской области

    Тема: «Работа с пособием «Волшебные дощечки»

    на коррекционных занятиях в ДОУ»

    подготовила  учитель-дефектолог

    Аптина Лариса Юрьевна

    г. Белово, 2012г

                     

                 Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает                                                             через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях

    Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлений окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение.

    Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

    Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

                 Поэтому возникла необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию мелкой моторики и зрительного восприятия.

    Во все занятия (фронтальные, групповые, индивидуальные)  включаю разнообразные игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Но сегодня  хочу поделиться опытом работы с пособием «Волшебные дощечки». Об этом пособии я прочитала в журнале «Дошкольная педагогика» №1, 2010.  И решила попробовать изготовить и применить их в своей работе. Изготовить их очень просто. Для этого надо  деревянные дощечки толщиной 1 см, размером 20X20 , в них вбиваются силовые кнопки со шляпками (9 шт.) разного цвета и подбираются резинки разного цвета и размера. Каждая кнопка штырёк пронумеровывается от 1до 9.

    С помощью этого пособия появляется возможность решать следующие задачи:

    Развитие у детей глазомера, зрительное восприятие цвета, образа букв, цифр от 1до 10,

    Развитие мелкой моторики,

    формирование навыка выполнения задания по предложенной схеме,

    развитие устойчивости внимания, пространственного, логического, наглядно-образного мышления.

    Формирования навыков самоконтроля, самостоятельности.

    Работу с данным пособием можно включать в образовательную деятельность по конструированию, развитию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, и др.

    Вот некоторые варианты заданий.

    1. Алфавит.

    А) выложить с помощью резинок букву по устной инструкции учителя

    Б) выложить с помощью резинок букву по образцу.

    В) выложить с помощью резинок букву самостоятельно.

    Г) выложить с помощью резинок букву самостоятельно, использую как можно меньшее количество резинок.

    Образец:

    1   →   3                                                      

    4   →   6

    2     → 5

         Н 

       

    Можно изобразить эту букву, используя только две резинки (1→3, 4→6, 2→5)

    Подобным образом можно выложить весь алфавит, исключая несколько букв, например: щ,ц.

    1. Цифры.

    А) выложить с помощью резинок цифру по устной инструкции учителя

    Б) выложить с помощью резинок цифру по образцу.

    В) выложить с помощью резинок цифру самостоятельно.

    Г) выложить с помощью резинок цифру самостоятельно, использую как можно меньшее количество резинок.

    Д) выложить с помощью резинок соседей числа, предыдущее, последующее число, результат действия, ответ задачи.

    3.  Геометрические фигуры.

    4. Узоры. 

    5. Предметы быта.

    6. Животные, птицы.

    Любое из предложенных заданий можно выложить резинками одного цвета, так и разноцветными, подбирать резинки по размеру. С данным пособием можно работать на индивидуальных занятия, групповых, а также в свободное от занятий время и в домашних условиях.

    Детям очень нравится данный вид деятельности, они работают с удовольствием, сами придумывают много нового и интересного, что позволяет  педагогу не только дать детям определённые знания, но и научить самостоятельно мыслить, получать эти знания из своей практической деятельности.

    Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

    Список использованной литературы
    1.Журнал «Дошкольная педагогика» №1, 2010, Издательство «Детство-Пресс».

    2. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М.: Город, 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию "Репка" Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса

    Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию  "Репка" Н.Е.Веракса,А.Н.ВераксаУченые, которые исследовали природу сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный...

    Методические рекомендации и к мультипликационному пособию "Чико и Вселенная"

    Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста...

    методические рекомендации по работе с валеологическим дидактическим пособием «Строение внутренних органов человека»

    Методические рекомендации описывают назначение дидактического пособия, формы работы с ним. В пособии представлены дидактические игры. Методические рекомендации адресованы воспитателям ДОО, инструктора...

    Методические рекомендации по работе с пособием «Улей признаков»

    Цель.  Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение ими набора Имен признаков объектов материального мира....

    Методические рекомендации к развивающему дидактическому пособию «Чудо-сетка».

    Известно, что любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании  предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зри...

    Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Сенсорные (тактильные) карточки»

    Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия«Сенсорные (тактильные) карточки»Авторы:Бородинова Зинаида Григорьевнавоспитатель 1 категорииЛобачева Кристина ЛеонидовнаВос...

    Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

    Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...