Дидактические игры
материал по теме

Подборка дидактических игр по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dedakticheskie_igry.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

«СОБЕРИ УРОЖАЙ»

Материалы: плоскостные изображения двух корзинок разного цвета, наборы изображений овощей и фруктов разного размера, цвета, формы с разными деталями: 2-3 помидора, яблоко, огурец, морковь и т. д., геометрические фигуры, соответствующие цвету и форме овощей и фруктов, изображение белки.

Руководство: игра проходит в 3 этапа:

Первый. Белочка насадила для своих друзей много овощей и фруктов. Ей одной трудно их собрать, ей надо помочь. Белочка соберет урожай в свою корзинку, вы должны запомнить и собрать в свою корзинку те же самые овощи и фрукты.

В зеленую корзиночку она положила: большое желтое яблоко, в коричневую — большую оранжевую морковь, 2 маленькие желтые луковицы.

Выкладывают все вместе на фланелеграфе геометрические фигуры, которые помогут запомнить. После этого дети собирают урожай, объясняют, почему именно их они выбрали (цвет, форма, величина).

Второй. Анализируют изображение (выбранное) по вопросам воспитателя, а затем сами.

Третий. Раскрашивают собранный урожай самостоятельно.

«ЗВЕРИ В ПОЕЗДЕ»

Игровая задача: развивать логическое мышление детей на основе представлений о связи «хищник — жертва».

Предварительная работа: чтение познавательной литературы (Бианки, Пришвин, Паустовский); составление «пищевых цепочек». Оборудование: нарисованный поезд с вагонами (8-10) — в каждом вагоне прорезь, набор животных по принципу «хищник — жертва» (куница — белка; кошка — мышка; волк — заяц и т. д.). Игровое правило: расположить животных так, чтобы жертва не оказалась рядом с хищником.

Ход игры:

  1. Воспитатель показывает животных и говорит: «Ребята, кто это? Наши друзья-животные решили отправиться в путешествие. (Показывает поезд). Да вот беда — не знают, как разместиться. Вот посмотрите, если сядут они так (сажает в соседние вагоны мышку и кошку), то что может случиться? Правильно, кошка съест мышку. Давайте, ребята, поможем животным разместиться по вагонам так, чтобы они могли безопасно путешествовать».
  2. Дети путем проб и ошибок размешают животных по вагонам так, чтобы хищник не оказался рядом со своей возможной жертвой.
  3. В конце воспитатель подводит итоги, оценивая деятельность детей.


«НАКОРМИ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ»

Цель: дать знание о животных и птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Ход игры:

В коробочке находятся мед, орехи, сыр, пшено, морковь, яблоко. Дети достают пищу для животных и птиц, угадывают для кого она, кто чем питается. Угощают их.

«УКРАСИМ КОМНАТУ»

Игровая задача: на основе представлений о необходимых условиях существования различных комнатных растений развивать экологическое мышление и творческие способности детей.

Предварительная работа: наблюдение за комнатными растениями, организация трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями. Оборудование: макет комнаты или ее плоскостное изображение с прорезями; кукла, маленькие карточки с изображением комнатных растений.

Правило игры: расположить комнатные растения с учетом необходимых для каждого условий существования.

Ход игры:

  1. Воспитатель рассказывает, показывая куклу и макет комнаты: «Дети, кукла Катя получила комнату. Но посмотрите, она какая-то пустая. Катя не знает, как ее украсить, чтобы было и красиво и правильно. Посоветуйте ей. (Дети делятся друг с другом вариантами). Ребята, вот вы предложили украсить комнату растениями. Какими? (Воспитатель после ответов детей предлагает им набор карточек с изображением комнатных растений). Дети, а как Кате расставить их: какой куда захочет? А почему? А вот Катя-то наша и не знает, как правильно разместить в своей комнате растения. Давайте ей поможем».
  2. Дети расставляют комнатные растения (на макете) с учетом необходимых для каждого условий существования.
  3. Воспитатель с детьми оценивает выполненное задание (дети доказывают правильность своей расстановки).

Эта игра имеет вариант. Воспитатель предлагает детям макет комнаты с готовым расположением комнатных растений (заведомо неправильным). Дети находят и исправляют ошибки.

По такому же принципу проводится игра «Украсим участок».


«ЛЕС. САД. ОГОРОД»

Дидактическая задача: на основе развития представлений детей о диф ференцированных условиях произрастания растений развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез).

Предварительная работа: Экскурсия в лес, сад, на огород, познакомить детей с внешним видом и названиями растений.

Оборудование: схематические изображения леса, сада, огорода, маленькие карточки с изображениями фруктов, овощей, грибов.

Ход игры:

Воспитатель показывает большую демонстрационную карточку, дети быстро находят нужное изображение в своих маленьких карточках.

Второй вариант: в виде эстафеты. Дети делятся на 3 команды. Воспитатель ставит 1 изображение для каждой команды. Дети поочередно выбирают необходимое изображение из смешанных в одной коробке карточек. Выигрывает команда, которая первая разложила свои карточки.

«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙЧИК!»

Дидактическая задача: описать, назвать растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой.

Игровое действие: составление и отгадывание загадок о растениях. Правила игры: называть растение можно только после описания какого-либо признака, поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на 2 подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если требуется, то с помощью воспитателя). Каждой группе дается только один признак, загадывая загадку поочередно каждой группе. Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та и победила. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, плоды которого созревают в конце сентября» {дети отвечают), 2-й группе: «Плоды этого дерева любят дикие кабаны и белки». {Отвечают дети 2-й подгруппы).

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп. Затем следует описание внешних признаков дуба.


«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ...»

Игровая задача: На основе формирования представлений детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу и свету развивать понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями; развивать психические процессы (внимание, память). Предварительная работа: наблюдение за комнатными растениями.

Оборудование: большие картинки с изображением комнатных растений (98 шт.); маленькие карточки-символы, показывающие разное количество света, тепла, влаги; карточки среднего размера с символическим изображением благоухающего и чахлого растения (10 шт.).

Игровые правила: каждый участник должен подобрать необходимые для своего комнатного растения условия существования, обозначив их с помощью карточек-символов.

Ход игры:

  1. Воспитатель вспоминает с детьми, какие они знают комнатные растения, что необходимо растениям для нормальной жизни, и в одинаковой ли степени.
  2. Затем предлагает организовать лабораторию, где все дети будут научными сотрудниками, а он (воспитатель) — их руководителем;
  3. Каждому ребенку-сотруднику дается картинка с изображением одного комнатного растения. Он должен выбрать необходимые для данного растения условия жизни, обозначив их с помощью, карточек-символов.

Если ребенок правильно выполнил задание, то воспитатель показывает ему карточку с изображением благоухающего растения. Если неправильно — то с изображением чахлого растения. Ребенок самостоятельно или с помощью других должен исправить ошибку.

4.        В конце воспитатель дает оценку деятельности детей и подводит их к
выводу о значимости деятельности человека по созданию необходимых жизненных
условий для каждого комнатного растения.

Эту игру можно организовать, используя вместо картинок с изображением комнатных растений — детей (в шапочках-масках). Здесь показателем правильности действий ребенка-сотрудника будет эмоционально двигательная реакция ребенка-растения.


«ЧЕЛОВЕК — ВЕРНЫЙ СЫН ПРИРОДЫ»

Дидактическая игра с элементами драматизации.

Игровая задача: развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». Развивать творческие способности.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения людей в лесу; чтение произведений литературы (рассказов Ю. Дмитриева и И. Акимушкина).

Оборудование: макеты деревьев, кустов, костра, гнезд; игрушки (птенец, белка, бабочка), банки, пакеты, бумага, магнитофон.

Игровое правило: найти ошибки и исправить их (в форме драматизации).

Ход игры:

1. Воспитатель предлагает вниманию детей рассказ (нацеливая их на анализ и оценку действий его героев): «Ребята пришли на лесную поляну, где и решили расположиться. Мальчишки отправились за лапником. Девочки в то время пошли прогуляться по лесу. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц. Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь полюбоваться им. А потом вернула на место. Лена же увидела белку и стала гоняться за ней с криками, пытаясь накрыть кофтой.

Когда вернулись мальчишки, дети решили разжечь костер. «Вот и кострище. Давайте сделаем здесь костер», — предложил Алик. «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее»,— возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. Пока мальчики занимались костром, девочки заскучали. Нина отметила: «Что то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем». Вдруг Лен вспомнила: «У нас же есть магнитофон!» и включила его на всю громкость. Девочки стали танцевать, петь, срывать для украшения цветы, листья и траву.

После того, как дети поели и отдохнули, Алик предложи,, убрать мусор. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. Только Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. «Чего ты носишься с этой банкой, — крикнула ему Лена. — Брось ее в кусты — и дело с концом». Вадим так и сделал.

«Посмотрите, что я нашла!» — закричала Нина.

Ребята подбежали к ней и увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.

«Ребята, — вдруг заметил Алик, — у нас же осталась каша. Куда нам ее?». Нина предложила: «Брось в костер. Он еще горит». Алик так и сделал, бросив вместе с кашей в костер и пару пластмассовых стаканов.

Когда дети возвращались домой, то увидели небольшой пруд, где плавали кувшинки. Девочки стали просить мальчиков, чтобы они их сорвали. Мальчики выполнили их просьбу.

Радостные и довольные дети вышли из леса. На одном из последних деревьев Вадик вырезал маленькую звездочку. «Пусть все знают, что мы здесь были»,— сказал он с гордостью.

Дети определяют и исправляют ошибочное поведение героев рассказа в форме драматизации (превращаясь в актеров). Дети составляют запрещенные знаки.


«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Игровая задача: на основе формирования представлений детей о дифференцированных условиях обитания животных и растений и характерных особенностях их внешнего вида развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).

Предварительная работа: экскурсия к водоему, на луг; беседы на темы: «Жизнь водоема», «Луг и его обитатели», «Лесное царство», чтение познавательной литературы на эти темы.

Оборудование: панно с изображением луга, леса, водоема (цветовой фон); карточки с изображением растений и животных, луга, леса, водоема.

Правила игры: дети делятся на три команды. Каждая команда должна разместить растения и животных согласно условиям обитания. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее всех выполнит задание.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на команды (3). Показывает панно и объясняет задание: «Каждая команда должна правильно и быстро заселить свою среду обитания растениями и животными». (Картинки с изображением растений и животных расположены вперемешку на столе).

Дети выполняют задание.

В конце воспитатель подводит итоги, исправляет ошибки, дает разъяснения.

Эта игра организуется в форме подвижной. Здесь дети являются представителями флоры и фауны луга, леса, водоема (с помощью шапочек-масок). Среда обитания (водная, почвенная, наземно-воздушная) обозначается на полу. По сигналу воспитателя дети-растения и дети-животные занимают свою среду обитания.


«Ночлег»

Первый раз ведущим (пчелой) является воспитатель, затем это может быть ребенок. Детям на одежду прикрепляют медальоны с изображением объектов, и они исполняют роли этих объектов.

Воспитатель. Гуляли вы по лесу и заблудились. Стемнело, стало страшно. А тут еще и дождь пошел. Вышли вы на опушку и увидели улей. Решили у пчел переночевать. Подошли к домику, а навстречу вылетает пчелка-часовой (надевает маску пчелы)-Попросились на ночлег.

Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти, пчела. Пчела.

Под дождем держать не буду, В улей я пущу посуду.

Посуда - это то, из чего едят. Тот, кто докажет, что объект, который он изображает, можно использовать как посуду, сможет войти.

"Объекты", которые докажут, что их предметы можно использовать как посуду (затем как одежду, игрушки и т.д.), отходят в сторону (в улей), а игра продолжается.

Пчела.

Не теряйте вы надежду. В улей я пущу одежду.

Заходите, все игрушки Для моей дочурки Мушки. Жалко мне вас здесь держать. Кто умеет рисовать?


"Ты - часть, я - целое"

Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, а остальные -его части: "Я - озеро". - "Я - твой берег (дно, вода и т.д.)".

Усложнение. "Я - озеро". - "Я - твой берег". - "Я - песок на берегу". - "Я - песчинка". И т.д.

"Мир вокруг нас"

Воспитатель располагает на столе "модель мира" (круг, разделенный на две части: часть голубого цвета обозначает природный мир, часть белого цвета - рукотворный мир) и предметные картинки (до 20 шт.). Дети должны правильно расположить картинки, например: цветок поместить в голубую часть, автомобиль - в белую. Если они легко справляются с заданием, проводится игра "Все в мире перепуталось": дошкольники закрывают глаза, воспитатель меняет местами часть картинок. Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

Усложнение первого уровня. Картинки на голубой части (природный мир) распределить на две группы (живая и неживая природа).

Усложнение второго уровня. Карточки с изображением объектов живой природы разделить на две группы (растительный и животный мир).

Усложнение третьего уровня. Карточки с изображением объектов растительного мира распределить в соответствии с биологической классификацией (деревья, кустарники, травы).

"Что было, что будет"

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: сейчас - сладкое, сочное, красное и т.д.; было - зеленое, кислое, терпкое и т.д.; будет - сухое, сморщенное, червивое и т.д.

Аналогично можно поиграть с функциями (рукотворный мир) и действиями (природный мир) объекта.


"Летает, плавает, бегает"

Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. На пример: заяц - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение. Называются природные и рукотворные объекты. Ребенок должен сказать, к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука -природный мир, плавает; самолет - рукотворный мир, летает.

Примечание. Следует называть конкретные объекты, а не класс. Например "воробей", "сойка", "стриж", а не "птица".

"Хорошо - плохо"

Воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: мороз - это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.п.

Усложнение. Дети должны обосновать свои доводы с точки зрения какого-либо объекта, например дерева, кошки и т.д.

"Берегите природу"

На столе лежит бумажный круг, разделенный на пять секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).

Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора (на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: "Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т.д.)?" Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.

Взрослый подводит детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.


"Эмпатия"

Ребенку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации. Примеры.

"Ты - цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи".

"Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать".

"Кто где живет"

Дети сидят за столом. У воспитателя - карточки с изображением животных, перед каждым ребенком лежат карточки с изображением мест их обитания (дерево, река, нора и т.д.)

Воспитатель дает карточку ребенку. Он должен определить, где обитает это животное, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Репка"

Воспитатель называет объект (например, икринку) и предлагает "потянуть репку". Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: "Икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем - потянем... вытащили репку".

Если все названо правильно, взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остается на грядке.


"Узнай по звуку"

Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.). Дети должны определить, какой материал издает подобный звук.

Усложнение первого уровня. Определив материал, назвать как можно больше предметов из него.

Усложнение второго уровня. Назвать явления или объекты природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели...

"Переполох"

Воспитатель раздает детям карточки с изображением объектов, которые могут издавать звуки. Говорит: "В мире звуков переполох - все они перепутались и потеряли своих хозяев".

Включает аудиозапись разных звуков, слушая которую, дети должны выбрать карточки с изображением "хозяев"звуков.

"Какой овощ (фрукт) ты съел"

Ребенок закрывает глаза. Взрослый берет тарелку с предварительно нарезанными фруктами и овощами и кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.

Усложнение первого уровня. Определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, соленый и пр.)

Усложнение второго уровня. Назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.


"Точка зрения"

Дети разыгрывают сценки на основе заданных ситуаций. Примеры.

"Мальчик увидел гнездо. Его действия?" (Поочередно мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным.)

"Муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук?" Затем муха и паук меняются ролями.

Дети изображают двух собак. Одна -большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная.

Примечание.

Ценность этого приема в том, что ребенок учится воспринимать ситуацию с разных точек зрения, анализировать ее плюсы и минусы. Человеку приятно сорвать цветок, поставить в вазу и любоваться им. Но когда ребенок почувствует себя этим цветком -он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить.

"Мир звуков"

Взрослый предлагает послушать аудиозапись шума моря, леса и т.п. Дети слушают, затем определяют, что это за звуки (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.).

Усложнение первого уровня. Определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы, какие - неживой, есть ли там звуки, издаваемые объектами рукотворного происхождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...