Подвижные игры
материал по теме

Подборка подвижных  игр по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«ТАНЕЦ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческое мышление, воображение, любознательность и способность идентифицировать себя с животными и растениями.

Процедура игры: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение всем другим детям предлагается угадать то животное или растение, которое пытается изобразить участник игры. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное (произрастающее или обитающее на территории родного края).

«ПОГОДА»»

Игровая задача: Развивать творческие способности и мыслительные операции (анализ, синтез) на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, чтение рассказов из книги «С любовью к природе».

Оборудование: карточки-символы с изображением природных и погодных явлений (дождь, ветер, ураган, град, яркое солнце)»

Игровые правила: дети делятся на три группы. Каждая группа должна правильно (двигательно) отреагировать на сигнал.

ХОД ИГРЫ:

Воспитатель делит детей на три группы: «люди», «растения», «животные». Выбирается один ведущий.

Ведущий с помощью карточек сигнализирует о природ ном или погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с роль (с помощью движений и мимики).

В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.


"Цепочка"

Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь - сладкая - сочная - оранжевая - хрустящая - твердая - удлиненной формы - растет на грядке.

Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает назвать один из его признаков: по цвету... (Оранжевая.) По форме... (Удлиненная.) На вкус... (Сладкая.)

Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй -его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь -морковь сладкая - сладким бывает сахар -сахар белый - белым бывает снег и т.д.

"Разведчики"

На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная (или пейзажная) картина. По команде "Разведчики, вперед!" дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что обычно можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д., и положить около картины.

Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если около картины с изображением фермы он положил изображение автобуса, объяснение может быть таким: "В автобусе приехали доярки".

«В ЗООПАРКЕ»

Цель игры: развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгрупп — животные в зоопарке, вторая подгруппа — зрители. Вместе с воспитателем рассматривают животных в зоопарке. Дети 1 подгруппы стараются как можно выразительнее изобразить животных в зоопарке, дети 2 подгруппы называют животных. Затем меняются. Первая группа — зрители, вторая — животные.


«СОВА»

Цель: Развивать любознательность, творческую активность детей, учить их звукоподражанию голосам животных.

Ход игры: Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, платит фант (пошипит как гусь, закукарекает как петух, залает как собака, закрякает как утка, замычит как корова, заржет как лошадь...).

"Теремок"

У каждого ребенка - карточка с изображением какого-либо объекта, у воспитателя - набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою карточку кладет воспитатель, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей карточке и карточке "хозяина" теремка. Например, у ребенка карточка с вишенкой. Общие признаки - округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т.д.

Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на карточке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.

"Рыбы - птицы - звери"

Воспитатель произносит слово "птица" и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно.


«МИР ПТИЦ»

Игровая задача: на основе представлений детей о способах питания птиц (травоядные, хищные) развивать познавательные процессы (внимание, память). Развивать воображение, умение передавать повадки различных птиц языком движений.

Предварительная работа: экскурсия в лес, чтение произведений В. Бианки, К. Коровина, Э. Сетон-Томпсона.

Оборудование: шапочки-маски с изображением травоядных (12) и хищных (4) птиц.

Игровое правило: тот, до кого дотронулась хищная птица, считается пойманным — выходит из игры.

Ход игры:

1.        Воспитатель: «Ребята, на нашей земле очень много птиц. Все они разные: по
величине, по месту обитания, по способу питания».

Сегодня я вам принесла шапочки-маски. Какие птицы на ней изображены? На какие две группы мы можем их разделить? К ведут себя птицы-«вегетарианцы», когда появляется хищная птица? Ребята, хотите поиграть?

2.        Дети делятся на две группы:

группа (10-12 человек) — травоядные птицы;

группа (5—6 человек) — хищные и травоядные птицы.

Первая группа остается в группе. Вторая уходит.

3.        Воспитатель: «Только не забывайте, что маски у нас волшебные: как только вы их
надеваете, то сразу становитесь птицами. Значит и вести себя должны, как птицы».

Дети первой группы «летают» под музыку, подражая повадкам своих птиц. Внезапно «влетает» представитель второй групп (их появление регулирует воспитатель). Реакция детей зависит того, какая птица влетает: если травоядная — продолжают летать, если хищная — то бегут на скамейку.

4.        В конце игры воспитатель подводит итоги, оценивая деятельность детей
(имитационно-подражательную и по выполнению правил), давая необходимые
разъяснения.

По такому принципу организуются подвижные экологические игры «Мир животных», «Мир рыб».

То налево, то направо,

То листочками играл (дети трясут кистями рук, медленно опуская их вниз).


птицы

Перед игрой воспитатель предупреждает: «Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, — дайте мне знать. Можно топать или хлопать».

Воспитатель:

Прилетели птицы: Голуби, синицы. Мухи и стрижи.

Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно? Дети: Мухи!

Воспитатель: А мухи кто? Дети: Насекомые. Воспитатель:

Прилетели птицы: Голуби, куницы...

Если дети не обратят внимание на слово «куницы», воспитатель останавливается и, шутя, заостряет внимание на этом.

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи,

Комары, кукушки

Дети топают. Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!


ХОРОВОД ЛЕСНЫХ РАСТЕНИЙ

Оборудование: шапочки с изображением лесных растений: земляники, ежевики, подосиновика, ореха.

Ход игры. Ведущий предлагает отгадать загадку.

Богатырь стоит богат.

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (Лес)

Найдя ответ, дети делятся на 4 группы и с помощью считалок выбирают исполнителей ролей лесных растений, надев головные уборы. Эти ученики отходят в сторону, а весь класс образует хоровод, напевая:

Мы пойдем, пойдем, пойдем. Землянику мы найдем. — 2 р.

Дети медленно идут по кругу. На слова:

Земляника-ягода,        Земляника-ягода,

Как же ты красна!              Как же ты вкусна!

они поднимают руки, образуя ворота, а «земляника» проходит через них в круг. Со словами:

Земляника-ягода, Руку нам давай. Земляника-ягода, В хоровод вставай!

размыкают руки и вытягивают их вперед. «Земляника» становится в круг, беря за руки своих соседей. Все остальные также размыкают руки, и хоровод продолжается.

Следующие слова дети сопровождают движениями по аналогии с теми, какие делали вначале.

Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Ежевику мы найдем — 2 р.

Ежевика-ягода —

Синий-синий цвет.

Ежевики-ягоды

В хороводе нет!

Ежевика-ягода,

Руку нам давай!

Ежевика-ягода,

В хоровод вставай!

Мы пойдем — 3 р.

Подосиновик найдем — 2 р.

Красный подосиновик,

Где тебя найти?

Красный подосиновик

Вырос на пути.

Красный подосиновик,

Руку нам давай!

Красный подосиновик,

В хоровод вставай!

Мы пойдем — 3 р.

И орешек мы найдем — 2р

Ты, орешек кругленький

Не сиди в тени.

Ты на нас, на ягодки,

Поскорей взгляни!

Ты, орешек кругленький

Руку нам давай!

Ты, орешек кругленький

В хоровод вставай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....