конспекты занятий по развитию речи для старшей группы
методическая разработка (старшая группа) по теме

Рудакова Марина Ивановнa

Предлагаются конспекты: тема " Деревья" ( с применением информационо- коммуникационной технологии и мнемотехники); тема " Весна"( с применением ТРИЗ, мнемотехники); тема " Дикие животные зимой" ( с применением информационно-коммуникационной и здоровьесберегающей технологий);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию и речи в старшей группе.

Тема:Профессии. Почта.

(с применением игровой технологии и играми математического содержания)

Цель. Знакомить детей с городской почтой, ее назначени ем.

Образовательные задачи: расширять знания о профессиях работников социальной сферы.

Развивающие задачи:Развивать воображение, наглядно- схематическое мышление.

Воспитательные задачи. воспитывать культуру общения и взаимодействия со сверстниками.

Материал и оборудование: Почтовая сумка, газеты, журналы, открытки,телеграммы.Бланки для игры по количеству детей.Разрезные картинки (самолёт,собаки,велосипед,поезд,компьютер,

телефон)

1.Орг .момент

В о с п и т а т е л ь:.) Ребята, сегодня из почтового ящика я достала вот эту газету. Кто же ее туда положил?. (Почта льон) Сегодня предлагаю поговорить о работе почты и о профессии почтальон.

2.Основная часть.

 Он приносит нам газеты

И от бабушки приветы.

С толстой сумкой ходит он

Наш знакомый почтальон.

(Стук в дверь .Входит почтальон Печкин.)

 Печкин: Доброго здоровьица . Вы меня узнали? Я- почтальон Печкин  из простоквашинского отделения, принёс вам письмо от ребят из другого детского сада. Они хотят с вами дружить.

Воспитатель: Спасибо товарищ Печкин. Присядьте ,отдохните, тяжёлая наверно ваша сумка. Давайте попробуем поднять. Ой .к акая тяжёлая. Ребята ,что носит в своей сумке почтальон ,кроме писем и газет?(Журналы,открытки,телеграммы.)

А, как узнать какую газету в чей почтовый ящик положить? (Предположения детей.)

Для  этого  на каждой  газете и на каждом журнале   пишут карандашом номер квартиры (показ)

(Развивающая игра «Найди номер»)

(У детей бланки с нарисованными дорожками- ориентирами ,домами под

номерами от 1 до10. Дети должны найти,используя руководство внизу листа )

Физ. минутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и ещё

Через левое плечо.

Хватит,

Выдохнуть,вдохнуть,

Потянуться,отдохнуть.

Ребята, для чего нужна почта? (Что бы люди не забывали друг друга, чтобы дружили)

 Давайте напишем нашим новым друзьям.

(Воспитатель  и дети пишут письмо)

Ну вот письмо написано ,что будем делать дальше?(ответы детей)

Письмо само ни куда ни пойдёт

Но, в ящик его отпусти.

Оно пробежит, пролетит

Проплывёт тысячу вёрст в пути.

(Р/И «Разрезные картинки»)

Что бы узнать ,как доходит письмо до наших друзей предлагаю вам сложить картинку из частей.

(Дети составляют картинки)

Печкин: Да, были времена и на собаках почту доставляли и на велосипеде приходилось.

А сейчас как почту можно быстро доставить?(Есть компьютер, можно послать эсэмэс по телефону)

Ребята, пора мне домой собираться. Письмо ваше  доставлю ,не беспокойтесь. До свидания.

3.заключительная часть. 

В о с п и т а т е л ь. Сегодня, ребята, мы познакомились с трудом работника почты. Труд почтальона очень нужный, но тяжелый. Поэтому на почте работает много почтальонов. С. Я. Маршак так писал о почтальоне:

Честь и слава почтальонам, утомленным, запыленным. Честь и слава почтальонам с толстой сумкой на ремне!

Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи для детей старшей группы .

Тема:  «Деревья"

 ( с применением информационно – коммуникационной технологии и мнемотехники).

Цель: расширить знания детей по теме «Деревья».

Образовательные  задачи: учить детей различать и называть деревья по стволу, плодам, семенам. Закрепить умения называть части дерева (корень, ствол, ветки, листья, крона, хвоя, плоды, семена).

Развивающие задачи: развивать слуховую и зрительную память, связную речь, формировать умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал и  оборудование: мультимедио установка, презентация виде слайдов, мнемотаблица  к стихотворению «Берёза», мячик.

  1. Орг . момент:

Ребята отгадайте загадку (в шубе летом, а зимой раздето). Что это? (это дерево). Предлагаю сегодня поговорить о деревьях.

  1. Основная часть.

 Где растут деревья? ( в лесу, в парке, в саду, вдоль дорог, во дворах домов). Деревья все одинаковые? (все деревья разные). Как мы их различаем? (надо посмотреть на ствол, листья, плоды). Ребята, давайте посмотрим на экран.

(демонстрация презентации)

Первый слайд.

 Это дуб и клён. У клёна   ствол темно-серый, стройный. Листочки, как ладошки ,а осенью созревают «крылатки».  Дуб – это могучее дерево, большое. Листья резные, овальной формы и есть желуди.

Второй слайд.

Это берёза и рябина. У берёзы ствол тонкий, прямой, стройный, белый, листья круглой формы, у рябинки ствол прямой; лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. Есть красные ягоды.

Третий слайд.

 Это сосна и осина.  У сосны высокий коричневый ствол, есть иголки и шишки. А у осины высокий коричневый ствол, круглые листочки, как монетки.

Четвертый слайд.  

  Это лиственница и ель. У них ствол коричневый, а вместо листьев – иголки, хвоя. У лиственницы шишки мелкие, а  у ели крупные.

(физминутка)

А теперь я детвору приглашаю на игру.

В  круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы пойдем сейчас направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся ,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И опять играть начнем. (игра проводится два раза).

(Задание с мнемотаблицей).

Я хочу познакомить вас со стихотворением «Берёза». ( воспитатель читает стихотворение). Вам понравилось это стихотворение? Давайте  прочитаем его снова, а поможет нам в этом волшебная картинка. ( детям показывается мнемотаблица для запоминания, происходит повторное чтение стихотворения по памяти с опорой на таблицу и без нее).

Поиграем в игру «Скажи наоборот».(воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, заканчивает фразу и возвращает мяч воспитателю).

Рябина лиственное дерево, а ель (хвойное. )Сосна высокая, а осина (низкая.) У ели хвоинки короткие, а у сосны( длинные. )Кора у березы светлая, а лиственницы – (темная. )Листья осины широкие, а листья рябины ( узкие. ) У клена есть крылатки, а  у дуба –( желуди. ) У лиственницы шишки мелкие, а ели –( крупные.  )

Следующая игра «Весёлый счёт». Сосчитаем до пяти (белая берёза ,могучий дуб, высокая сосна, красная рябина).

Развивающая игра «Найди, раскрась и сосчитай.»

 Мой  знакомый художник нарисовал картину ,он так увлёкся ,что нарисовал сразу и деревья , и цветы, бабочек, ягоды, грибы. Помогите ему пожалуйста, найдите на картине деревья, их нужно раскрасить и сосчитать.(дети выполняют задание).

3.Заключительная часть.

Вот и закончилась наша встреча. Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи для детей старшей группы с ОНР.

Тема: Дикие животные зимой.

( с   применением  информационно-коммуникационной и здоровьесберегающей технологий.)

Коррекционно-обучающие цели:

Расширять знания о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни в зимних условиях природы. Учить составлять описательный рассказ.

Коррекционно-развивающие цели:

Учить образовывать прилагательные отвечая на вопросы какой? Какая?

Закрепить названия диких животных и их детёнышей. Развивать концентрацию внимания, формировать образное, творческое мышление, пространственную ориентировку.

Коррекционно-воспитывающие цели:

Воспитывать любовь к природе.

Материал и оборудование: Мультимедио установка, презентация в виде слайдов, Д/и «Сложи картинку», 5 игрушек диких животных, угощение для них, панно с изображением леса, фланелеграф,  разрезная  картинка с животными.

1.Организационный момент.

Сегодня ребята, я предлагаю вам побывать в зимнем лесу в гостях. А у кого в гостях вы узнаете, выполнив моё задание. Предлагаю  вам  сложить  картинку из частей на фланелеграфе. О ком мы сегодня  будем  говорит? (о диких животных). Отправляемся в лес.

Мы идём сегодня в лес (дети шагают за воспитателем)

Очень много там чудес.

И высокие сугробы        

Не помеха нам в пути,

Нам лесных зверюшек нужно

Обязательно найти.

2.Основная часть.

 В: Как  здесь хорошо. Давайте подышим чистым морозным воздухом. (Дыхательная гимнастика).

Вдох носом и медленный выдох через рот. Присядем  на опушке и  вспомним какие звери живут в лесу.

(демонстрация презентации)

1 слайд.

.Дети называют зверей. Вопросы к детям.

Кто из этих животных питается орехами? (белка). Про кого можно сказать – рыжая плутовка (про лису). У кого шерсть  серого цвета? (у волка).

2 слайд. Кто из этих животных спит зимой? (бобер, барсук). У кого на ушах есть кисточки? (у рыси).

3 слайд. Про кого мы можем сказать трусишка? (про зайчика). Кто живёт под землёй? (крот). У кого большие, развесистые рога? ( у оленя).

Пальчиковая игра:

Ёж, медведь, барсук, енот (пальчики поочерёдно здороваются с большим , начиная с указательного на левой руке).

Спят зимою каждый год  (пальчики поочерёдно здороваются с большим , начиная с мизинца на левой руке).

Волка, зайца, рысь, лису  (пальчики поочерёдно здороваются с большим , начиная с  указательного на правой руке).

И зимой найдёшь в лесу. (пальчики поочерёдно здороваются с большим , начиная с мизинца на  правой  руке).

В: Дикие животные  просят вас о помощи, помогите им  найти свой домик. ( дети подходят к панно и расселяют животных по домикам).

В:  Кто где живёт? (дети: лиса в норе, волк в логове, ёж спит в норе, белка живёт в дупле. А у зайца домика нет, он спит под кустом ).

В: А сейчас мы поиграем в игру «Снежная карусель».

Тихо. Тихо. Еле, еле  (дети, взявшись за руки, спокойно идут по кругу).      

Заметают лес  метели.

А потом, потом, потом (дети, взявшись за руки, бегут по кругу).

Завертелось всё  кругом.

Тихо, тихо, не кружите          

Карусель  остановите.

В: Метель  напугала  детёнышей,  и они  потерялись. Помогите малышам найти  свою маму.

Словарная игра у кого кто? ( у лисы – лисёнок, у медведицы -  медвежонок, у зайчихи- зайчонок, у белки- бельчонок, у лосихи- лосёнок, у волчицы -волчонок)

Мама у медвежонка  какая?(большая ,косолапая, заботливая, сонная, мохнатая)

Папа у лосёнка какой? (огромный, большой, рогатый,  быстрый, смелый)

В: А теперь ребятки ,отгадайте-ка загадку.

Прыгает ловко, любит морковку?(заяц)

Давайте расскажем о зайчике, о волке, о лисе , о медведе по плану. Как выглядит? Где живёт? Чем питается? Как зимует?

У зайчика очень необычные глаза. За эти глаза  его и прозвали косым .  А вы бережёте свои глазки?

Давайте сделаем гимнастику для глаз. (дети повторяют за воспитателем .)

Мы  закроем свои глазки

Очутились в  тёмной сказке.

Мы погладим нежно веки

Глазки надо открывать.

Вверх и вниз и вправо ,влево

Будем глазками играть.

Мы немного поиграем

Глазками мы поморгаем.

Тут гимнастике конец

Ай, да зайка молодец.

В: Посмотрите  ребята, к нам на опушку леса  вышли  дикие звери.  А у нас  для них  есть угощение. Давайте накормим  лесных  зверей. Чем  угостим медведя? (мёдом, малиной) Белку? (орехами, грибами) Кабана? (желудями) Лося? (веточками, сеном) Зайчика? (капустой, морковкой).

3.заключительная часть.

Нам пора возвращаться в детский сад

В: Мы пойдём сейчас  направо, а потом  пойдём  налево. На одной ноге поскачем и кругом мы повернёмся, в  детский сад  опять вернёмся.

Вот мы и дома. Где мы сегодня побывали? Кого видели? Что вам понравилось?