Главные вкладки

    Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее важны при поступлении ребёнка в школу, разрабатывают рекомендации для учителей, воспитателей детских садов и родителей в целях предотвращения школьной дезадаптации первоклассников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon delovaya_igra_rebyonok_na_poroge_shkolnoy_zhizni..doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра:

    «Ребёнок на пороге школьной жизни»

    Подготовила и провела                       

                                                            педагог-психолог

                                                            Клюшникова Е.А.       

    Введение.

               Практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь, для самого ребёнка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в  школах до 70% с симптомами дезадаптации.

                Как показывают данные исследований, одна из важных причин такого положения в том, что родители будущих первоклассников дублируют социально-образовательные функции ДОУ. У семьи своя особая роль - поддерживать душевные и эмоциональные силы ребёнка по мере его вхождения в мир знаний и образования.


    Деловая игра для педагогов детского сада, начальной школы и родителей

    Цель

    Создание условий для облегчения адаптации первоклассника в школе.

    Задачи

    1. Определить наиболее важные психологические характеристики ребёнка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.
    2. Разработать рекомендации для учителей, воспитателей детских садов и родителей в целях предотвращения школьной дезадаптации первоклассников.
    3. Выбор поддержки как педагогической стратегии поведения.    

     Подготовительный этап

    1. психолого-педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе.
    2. консультация «семья на пороге школьной жизни ребёнка» для родителей будущих выпускников дошкольного учреждения.

     Участники игры

    1. ведущий – психолог
    2. секретари – эксперты-психологи из других детских садов
    3. родители будущих первоклассников (ныне – детей подготовительной группы).
    4. Воспитатели подготовительных групп дошкольных учреждений.
    5. Учителя нынешних четвёртых классов.

      Правила игры

    1. Ведущий задаёт вопрос. В группах идёт обсуждение. Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу. Эксперты подводят итог высказанным мнениям.
    2. В игре нет зрителей, все участники.
    3. Следует строго соблюдать регламент, при превышении регламента выступающего прерывают.
    4. нельзя повторять ранее сказанное.
    5. выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

    Ход игры

    Знакомство с участниками игры. Участники игры  делятся на 4 группы. Ведущий читает правила игры и проверяет, все ли их запомнили, затем предлагает небольшую разминку.

    Ведущий: предложите нестандартные ответы на загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

    Участники игры предлагают свои варианты

    Проблема психологической готовности к школе возникла несколько десятилетий назад. И как один из наиболее важных и болезненных аспектов этой проблемы – преемственность между дошкольным периодом и школой. Весьма показательно, что поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи. Что же такое готовность к школе? Почему так необходимо определить готовность ребёнка до поступления в школу? Попробуем разобраться.

    Итак – первый вопрос: Какими качествами, умениями и навыками должен обладать на ваш взгляд «идеальный первоклассник» на момент поступления в школу?

    И тут же второй вопрос: Какими качествами, умениями и навыками обладает реальный первоклассник («такой как все») на момент поступления в школу?

    На каждом столе заготовлен бланк для ответов. Ваша задача – составить 2 психологических портрета. Работаете совместно. Время работы 10 минут.

    Полученные портреты сдаём экспертам, которые их проанализируют  и обобщат. (Обобщенные портреты оформляются на листах ватмана) 

    А мы с вами пока поиграем: прикрепите друг другу на спину листы бумаги. Сейчас вы будете свободно, спокойно передвигаться под музыку, используйте всё пространство зала, можете общаться друг с другом. Постарайтесь поставить автограф как можно большему количеству участников игры. Однако в любой момент я могу выключить музыку и сказать: «Соберитесь в команды  по … 3 человека». Вам надо оказаться именно в такой группе, взявшись за руки и образуя круг. Постарайтесь не остаться один. В конце игры образуется 3 команды.

    Ведущий: В этих командах Вы будете продолжать работать. Сядьте за столы придумайте название для своей команды.

    Прежде чем зачитать обобщенный портрет идеального первоклассника, зачитаем список качеств идеального первоклассника составленный каждой группой. …

    В них есть много общего, но есть и различия. В чём вы видите причины различий?

    Мы с вами смотрим на эту проблему под разными углами зрения; не всегда наши требования к ребёнку объективны, оправданы; бывает так, что они завышены или занижены.

    Эксперты, проанализировав и обобщив составленные вами портреты, получили  следующий портрет идеального первоклассника: эксперт зачитывает обобщенный портрет идеального первоклассника.

    Но это идеальный первоклассник, а каков же реальный первоклассник («такой как все»)?

    Портрет, составленный кем более всех приближен к идеальному?

    Каков же обобщённый портрет реального первоклассника? Эксперт зачитывает обобщенный психологический портрет реального первоклассника.

    Мы с вами совместным трудом составили портреты идеального и реального первоклассников. В них есть общее, но есть и различия.

    В чём вы видите причину расхождения этих портретов?

    Что же такое готовность к школе? Обычно, когда говорят о готовности к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения программы без ущерба для его здоровья.

    Психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

    1. интеллектуальная
    2. мотивационная готовность
    3. волевая
    4. коммуникативная
    5. развитие мелкой моторики руки

    Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления; (ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы).

    - Какие качества, умения и навыки в портрете идеального первоклассника соответствуют интеллектуальной готовности?

    Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль – роль ученика. Для этого важно, чтобы школа привлекала своей главной деятельностью – учёбой.

    - Какие качества идеального первоклассника относятся к мотивационному компоненту?

    Волевая готовность предполагает, что ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия, оценить результат своего усилия; а так же уметь слушать и выполнять указания взрослого.

    Коммуникативная готовность предполагает потребность ребёнка в общении, в том числе в общении с взрослым на новом уровне, умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

    Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.

    На ваших столах лежат описания жизненных ситуаций (по 2 ситуации у каждой команды). Определите к какому из компонентов готовности относится ваша ситуация и разработайте общие рекомендации для педагогов, родителей по формированию данного компонента. Время работы 10 минут (рекомендации оформляются командой на ½ листа ватман). По окончанию обсуждения представитель команды отвечает на вопрос, зачитывает рекомендации по развитию одного из компонентов школьной готовности. Участники других команд могут дополнить. Ведущий делает вывод. 

    А что же произойдёт, если ребёнок в момент поступления в школу не будет психологически готов к такому серьёзному и ответственному моменту?

    Ребёнка ждут трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая школьная успеваемость, нарушение норм поведения и так далее.

    Всё это внешние проявления дезадаптации (первичные проявления). По этим причинам пропадает желание ходить в школу, возникает отказ от учёбы, плаксивость, болезненность, что приводит к состоянию эмоционального дискомфорта и соматическим нарушениям. Часто школьные учителя, психологи говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

    У вас на столах есть карточки с № 2. На карточке написана фраза, довольно часто используемая взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения. Время 1,5 минуты. Представитель группы отвечает на вопрос.

    Карточки с фразами

    1. Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь двоечником?

    Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.

    1. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.

    Родительские притязания основаны не на реальных   возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.

    1. Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.

    Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд  или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки – психологический груз может стать причиной невроза.

    1. Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.

    Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.

    Мы – родители, педагоги должны поддержать ребёнка в этот сложный период.

    Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

    Мы поможем нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:

    1. Принятие
    2. Внимание
    3. Признание (уважение)
    4. Одобрение
    5. Теплые чувства

    Посмотрите ситуацию: ваш ребёнок получил двойку. Найдите свои способы поведения в данной ситуации. Общее обсуждение ситуации.

    И, наконец, заключительное задание командам. Поделитесь, пожалуйста, впечатлением о сегодняшней игре.

    Приложение

    Карточки с ситуациями

    1. Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание.

    Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?

    1. Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.

            Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?

    1. Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.

              Что послужило причиной неуспеха в школе?

    1. Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть не легко.

    Права ли мама в волнениях?

    1. Славик очень хочет научиться писать. Он берёт карандаш двумя пальцами, сильно их сжимает, лицо при этом напряжённо краснеет, он пыхтит, губа нижняя закушена. Слава пытается нарисовать маленькую машинку. Вижу, что трудно, до ужаса! А вот здоровенного кота он умеет рисовать хорошо, усы так и разлетаются в разные стороны. Но ведь буквы-то маленькие, как же он будет в школе?

             Можно ли учить ребёнка писать письменным шрифтом до школы?

    1. Разыграйте ситуацию: ребёнок получил двойку (роли: учитель, ребёнок, родитель).

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

    ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.

    1. Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
    2. Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
    3. Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
    4. Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
    5. Хвалите за малые достижения.
    6. Создайте библиотеку познавательных книг.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

    МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ.

    Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:

    1. Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
    2. Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети неуверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
    3. Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
    4. Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
    5. За год до поступления в школу можно потихоньку покупать ребенку необходимые для учебы атрибуты, но не все сразу, а по одному. Сначала удобную ручку, чтобы с ее помощью учиться писать буквы и цифры, выполнять задания. Потом карандаши, чтобы рисовать ими только подарочные рисунки, затем несколько тетрадей, в одной из которых можно выполнять задания. Постепенно, ребенок примет роль «Буратино», у него появится желание собрать все, что у него есть в ранец и отправиться за знаниями.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

    ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ.

    Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности – действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами.

    Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.

    Как это предотвратить?

    1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен:
    1. Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
    2. Уметь занять себя интересным делом;
    3. Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
    4. Находить время для общих семейных дел и труда;
    5. Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
    1. Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:
    1. Полив комнатных растений;
    2. Мытье посуды за собой;
    3. Уборка в игровом уголке;
    4. Стирка своих носков, носовых платочков и т. д.
    5. Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
    1. Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
    2. Использование игр с правилами (как подвижных, так и настольных, дидактических); развивать умение подчиняться правилам;
    3. Использование заданий, ориентированных на умение слушать и выполнять инструкции, умение работать по образцу.
    4. Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
    5. Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

    КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ.

    Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.

    Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?

    1. Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
    2. Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
    3. Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
    4. Признавайте право ребенка на собственное мнение;
    5. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
    6. Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
    7. Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
    8. Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
    9. Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
    10. Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-логопедическая детско-родительская игра "На пороге школьной жизни"

    Психолого-логопедическая детско - родительская игра "На пороге школьной жизни". В школе намного легче учиться, если у ребенка развиты познавательные процессы: память, речь, внимание, восприятие,...

    Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

    Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

    "Ребенок на пороге школьной жизни"

    Интегрированное занятие в подготовительной группе...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

    Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

    Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».

    Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.ЗАДАЧИ:- Познак...

    Деловая игра для педагогов ДОУ "Ребенок на пороге школьной жизни"

    Игра позволяет педагогам понять какие условия нужно создать ребенку для облегчения адаптации первоклассина в школе....

    Деловая игра для педагогов ДОУ по теме « Ребенок на пороге школьной жизни»

    Деловая игра для педагогов ДОУ   по теме « Ребенок на пороге школьной жизни» Создание условий для облегчения адаптации первоклассника в школе....