Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
методическая разработка по теме

Шовгеня Юлия Владимировна

 

 
Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon individualnaya_programma.doc18.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ , ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ.

1.  Условия воспитания.

             

              Всем взрослым соблюдать единые требования к Яше в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.

              Все взрослые должны проводить с Яшей подготовительную беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать.»

2.Здоровье .

             

                Создать необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Организовы вать воспитательные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения  четкого режима дня. В процессе выпол нения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков еды — есть ложкой, используя совме стные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки.

 Формировать навыки опрятности: вы саживать ребенка на горшок через опре деленное время и закрепить потребность  пользоваться горшком.

3. Навыки  самообслуживания

и культурно – гигиенические навыки.

 -Учить ребёнка есть самостоятельно; пользоваться салфеткой во время и после еды.

—  Учить брать свои пред меты одежды и подавать их взрослому;

— учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на определен ное место;

— учить убирать свои игрушки на оп ределенное место   (вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

-Учить вытирать свой нос самостоя тельно платочком, затем класть его к себе в карман.

-Закрепить навык опрятности: Учить проситься на горшок.

4. Социальное развитие

               

              Устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: "заражение" эмо циями радости, удовольствия, удовлетво рения и поддержание состояния психо логического комфорта, укрепление поло жительных эмоциональных связей.

              -Формировать различные формы об щения с близкими взрослыми: улыбать ся, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при проща нии махать рукой - "пока", посылать "поцелуй".

Проводить следующие игры: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него че тыре ножки, очень острые рожки, при шел он к нам домой, покачал головой и го ворит: "Где здесь Яша, его забодаю!"), "Прятки с оглядкой", Ветер-ветер-ветерок", "Ласковый ребенок' (ребенок должен показать, как он обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую те тю) , "По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, бух в ямку!" и т.д.

            -Учить показывать свои части тела и лица: "Покажи, где у Яши голова. Покажи, где у Яши глазки. Пока жи, где у Яши ручки. Покажи, где ножки. Покажи, где ротик. Покажи, где у Яши  пальчики. Покажи, где у Яши животик. Покажи, где Яши ушки. Покажи, где у Яши волосы.

              -Учить выражать просьбу жестом и словом: "Дай-дай", "На'».

              -Учить благодарить жестом (кивком го ловы) и словом за игрушку и т.д.

-Учить воспринимать себя в зеркале: "Кто там? Это наш Яша, вот он, на ш мальчик", "Улыбнись-поклонись! Вот так!", "Привет, помаши ручкой", "До свидания! , "Мы похлопаем в ладоши -хлоп-хлоп! Кто там хлопает да это наш Яша!"

             - Формировать основные способы усво ения общественного опыта:

             - Учить выпол нять совместные действия со взрослыми: по подражанию, речевой инструкции. Проводить следующие игры: "Хлоп-хлоп, ты ладошечка, хлоп-хлоп, моя крошечка", "Погреем ручки, спрятали ручки, где они, нет их да вот они...", 'Покажи ручку, дай ручку — вот она!", "Лети, лети, птич ка, ось — поймали птичку!"', "Погладь по головке (себя или тетю)", "Алло-алло, кто в гости пришел? Вот она, Ляля! Ах, какая Ля-ля!", 'Хлопни по моей руке, вот так! Хлопни по другой руке вот так!", "Сде лай тук-тук по моей ладошке, вот так, вот так по моей ладошке тук-тук!"

5. Физическое воспитание и физическое развитие.

              -Упражнения для развития мелкой моторики рук.

              - Подпрыгивание на месте с доставанием предметов.

              - Прыжки с продвижением вперёд от игрушки к игрушке.

6.Формирование предметной дея тельности.

— учить выполнять соотносящие дей ствия: нанизывать колечки на стержень, накрывать    Коробочки     (кастрюльки) крышками;

— учить выполнять орудийные дейст вия с предметами: набирать крупу в лож ку (или в чашку) и пересыпать ее в коро бочку; ударять молоточком по коробочке (стучать): "Кто там?"; забивать деревян ные гвоздики; ударять молоточком по ша рикам;

- учить доставать различными палоч ками далеко закатившиеся игрушки: ша рики, тележки, мячики;

- учить доставать сачком из воды ка мешки (шарики);

-  учить тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку;

- учить играть деревянными ложка ми; играть на барабане, на металлофоне;

—   учить  перекладывать  предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сач ком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия:

—  прокатывать шарики, мячики по желобку и через ворота;

— катать матрешку (заику) в тележке;

—  возить в машинке кубики (кирпи чики);

- катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске;

- играть с воздушными шариками — махать ленточкой, ловить шарик, отда вать его взрослому, брать за ленточку;

-  учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совмест ные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить    играть    в    прятки:    играть с Яшей— накрывать его головку платоч ком и говорить: "Сейчас Яша спрячет ся нет Яши, ау, где Яша? Открыть платочек: Вот она, наш Яша!" Затем взрослый себя накрывает этим же плат ком и сам спрашивает: а где тетя? От крывает платок и произносит: "Вот те тя, я здесь!" Прятки с игрушками: пря тать игрушки под салфетку, под коробочку, в мешочек и т.д.

7. Лепка.

              Формировать интерес к лепке: взрос лый лепит из пластилина— лепешки для мат решки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок;

—  учить Яшу трогать пластилин — пере кладывать его из одной руки в другую;

—  отщипывать кусочки от большого куска, мять пластилин, вдавливать одним паль цем в большой кусок, обыгрывать подел ки из теста — угощать ими кукол.

8. Рисование.

— формировать интерес к рисованию: рисует взрослый на глазах у ребенка -рисовать красками, при этом можно брать краску рукой (затем кисточкой) -   "сне жинки" падают на землю; шарик с вере вочкой; елочка с игрушками; дорожки для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежик и т.д. Все рисунки со провождаются речью взрослого. Напри мер, рисуем снежинки: "Вот они, снежин ки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок мяого на земле это снег, его много везде — на земле, на елках" и т.д.

Учить ребенка выполнять некоторые действия с красками — следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме).

9. Аппликация

              Формировать необходимые операционно – технические умения в ходе аппликации, развивать целенаправленные движения кисти пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.

Учить наклеивать предмет на общую картинку.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ , ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ.

1.Условия воспитания.

               Всем взрослым соблюдать единые требования к Яше в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.

              Взрослые, вступая в контакт  с Сашей ,предлагают ему ситуативно – познавательное общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим его личный опыт.

2. Здоровье.

             

              Продолжать поддержи вать и выполнять четко режим дня.

В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить некото рые игры-упражнения для развития мо торики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).

Поиграем пальчиками и сделаем:

А. "Зайчики" (указательный и сред ний пальцы правой или левой руки вмес те, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчики вышли погулять и ушками шевелят" (по подра жанию).

Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончика ми. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел стал он тонкий и худой".

3.Навыки самообслуживания

 и куль турно-гигиенические навыки

— Продолжать учить брать свои пред меты одежды и подавать их взрослому;

—  продолжать учить надевать и сни мать самостоятельно некоторые предме ты одежды (обуви) — трусы, фут болку (или майку), шапку, куртку и т.д., просовывать свои ноги в брюки, в обувь;

— учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на определен ное место;

— учить брать и нести самостоятель но свои игрушки на прогулку (в пакете — лопатку, совочек, формочки; в мешоч ке — тележку; катить коляску и т.д.);

— учить убирать свои игрушки на оп ределенное место   (вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Учить вытирать свой нос самостоя тельно платочком, затем класть его к себе в карман.

4. Социальное развитие

              Продолжать поддерживать прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: радоваться, улыбаться, под держивая состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

              Учить воспринимать сверстников и взаимодействовать с ними: здороваться за ручку, брать и передавать им игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться при встрече, называть их по имени, да вать свои игрушки, играть спокойно ря дом, гладить по головке, прощаться.

5. Физическое воспитание и физическое развитие.

- развивать ручную моторику.

- учить кидать различные предметы в определённом направлении(мячи, мешочки)

-прокатывать палочки между ладонями.

6. Формирование предметной и игро вой деятельности.

           

                Формировать представления о количестве «много – мало», «пусто», «один – много»; пробуждать речевую активность в процессе игр с природным материалом.

              Учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату.

              -  учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на шнурок ко лечки, бусы, катушки;

-  учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и пере кладывать их в тарелочки, баночки (по лые кубики);

-  продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игруш ками    "Перевезем   игрушки   (кубики)", "Протолкни шарик!".

Формировать интерес к сюжетной иг ре, развивать игровые действия: "куклы пришли в гости ', "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (нали ваем воду в тазик, раздеваем куклу), "пе ревезем зверюшек , игры по телефону — "разговаривать" (рассказать, что(/ Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.

7. Лепка

Формировать навыки в лепке: учить делить пластилин на части; раскатывать

пластилин между прямыми ладонями — "баранки", "конфетки"; учить использо вать прием расплющивания — "блины", "лепешки".

Формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных предметов ( огурец, апельсин, банан).

8. Рисование.

Формировать навыки в рисовании. Рисовать красками, мелом, мелками, фломастерами:

—  учить рисовать красками:  прием "примакивания"; "листья падают на по лянку";   "листочки лежат на полянке"; "листочки на дереве"; дождик кап-кап-кап,  идет дождик, лужи остаются от дождя.

Продолжать учить рисовать фломасте рами дорожки, ленточки к шарикам, вере вочки к машинам, палочки к лопаткам, па лочки к флажкам, шарики, мячики.

-учить предавать в рисунке некоторые элементы сюжета различными изобразительными средствами6красками, фломастерами, карандашами («Дождливая погода», «Шарики на ниточках»)

9. Аппликация.

             

формировать необходимые операционно – технические умения в ходе аппликации, развивать целенаправленные движения кисти пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.

-Учить наклеивать предмет на общую картинку.

-Учить распределять аппликацию на всём пространстве листа бумаги по показу.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ , ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ.

1.Условия воспитания.

               Всем взрослым соблюдать единые требования к Яше в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения.

              Взрослые, вступая в контакт  с Сашей ,предлагают ему ситуативно – познавательное общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим его личный опыт.

2. Здоровье.

             

              Продолжать поддержи вать и выполнять четко режим дня.

В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить некото рые игры-упражнения для развития мо торики рук (ребенок вначале делает со взрослым, а затем самостоятельно).

Поиграем пальчиками и сделаем:

А. "Зайчики" (указательный и сред ний пальцы правой или левой руки вмес те, подняты вверх, а остальные пальцы соединены на ладони). "Зайчики вышли погулять и ушками шевелят" (по подра жанию).

Б. "Шарики" (все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются с кончика ми. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение). При этом взрослый говорит: "Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел стал он тонкий и худой".

3.Навыки самообслуживания

 и куль турно-гигиенические навыки

— Продолжать учить брать свои пред меты одежды и подавать их взрослому;

—  продолжать учить надевать и сни мать самостоятельно некоторые предме ты одежды (обуви) — трусы, фут болку (или майку), шапку, куртку и т.д., просовывать свои ноги в брюки, в обувь;

— учить убирать самостоятельно свои предметы одежды и обуви на определен ное место;

— учить брать и нести самостоятель но свои игрушки на прогулку (в пакете — лопатку, совочек, формочки; в мешоч ке — тележку; катить коляску и т.д.);

— учить убирать свои игрушки на оп ределенное место   (вначале вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Учить вытирать свой нос самостоя тельно платочком, затем класть его к себе в карман.

4. Социальное развитие

              Продолжать поддерживать прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: радоваться, улыбаться, под держивая состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей.

              Учить воспринимать сверстников и взаимодействовать с ними: здороваться за ручку, брать и передавать им игрушки, улыбаться партнеру по игре, радоваться при встрече, называть их по имени, да вать свои игрушки, играть спокойно ря дом, гладить по головке, прощаться.

5. Физическое воспитание и физическое развитие.

- развивать ручную моторику.

- учить кидать различные предметы в определённом направлении(мячи, мешочки)

-прокатывать палочки между ладонями.

6. Формирование предметной и игро вой деятельности.

           

                Формировать представления о количестве «много – мало», «пусто», «один – много»; пробуждать речевую активность в процессе игр с природным материалом.

              Учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату.

              -  учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на шнурок ко лечки, бусы, катушки;

-  учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и пере кладывать их в тарелочки, баночки (по лые кубики);

-  продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игруш ками    "Перевезем   игрушки   (кубики)", "Протолкни шарик!".

Формировать интерес к сюжетной иг ре, развивать игровые действия: "куклы пришли в гости ', "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (нали ваем воду в тазик, раздеваем куклу), "пе ревезем зверюшек , игры по телефону — "разговаривать" (рассказать, что(/ Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.

7. Лепка

Формировать навыки в лепке: учить делить пластилин на части; раскатывать

пластилин между прямыми ладонями — "баранки", "конфетки"; учить использо вать прием расплющивания — "блины", "лепешки".

Формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных предметов ( огурец, апельсин, банан).

8. Рисование.

Формировать навыки в рисовании. Рисовать красками, мелом, мелками, фломастерами:

—  учить рисовать красками:  прием "примакивания"; "листья падают на по лянку";   "листочки лежат на полянке"; "листочки на дереве"; дождик кап-кап-кап,  идет дождик, лужи остаются от дождя.

Продолжать учить рисовать фломасте рами дорожки, ленточки к шарикам, вере вочки к машинам, палочки к лопаткам, па лочки к флажкам, шарики, мячики.

-учить предавать в рисунке некоторые элементы сюжета различными изобразительными средствами6красками, фломастерами, карандашами («Дождливая погода», «Шарики на ниточках»)

9. Аппликация.

             

формировать необходимые операционно – технические умения в ходе аппликации, развивать целенаправленные движения кисти пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.

-Учить наклеивать предмет на общую картинку.

-Учить распределять аппликацию на всём пространстве листа бумаги по показу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития. Для детей раннего развития....

Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев.

Индивидуальная программа воспитания ,обучения и развития детей с 6-9 месяцев....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (3-6 мес)

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно – исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера . Это и является ведущим видом деятельности....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития. (6-9мес)

Ведущим навыком в этом периоде является овладение ползанием.В этом возрасте появляется способность подражать, а также целенаправленно действовать с предметами....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (9-12 мес)

Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой. Ведущим видом детской деятельности является предметная манипулятивная игра....

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (0-3)

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития...

Индивидуальная программа Воспитания обучения и развития (3-6)

Индивидуальная программа Воспитания  обучения и развития...