Влияние разновозрастной группы на развитие личности ребенка.
план-конспект по теме

Тимофеева Елена Григорьевна

Особенности отношений детей разного возраста.Влияние на них воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

     Но в практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр. В последнее время всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины) не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. Хотелось бы заметить, что у детей 4-7 лет, посещающих ДОУ, в разновозрастной группе уровень творческой инициативы выше, чем в одновозрастной.

Применительно к взаимодействию старшего и младшего ребенка в разновозрастной группе можно отметить, что объектные качества младшего (его способности, умения и навыки) будут значительно уступать качествам старшего, по сравнению с соответствующими качествами ровесников. Это обстоятельство открывает два возможных варианта развития отношений детей в зависимости от преобладания того или иного начала. С одной стороны, снижается конкурентная позиция старших дошкольников (поскольку соревнование с младшим, заведомо более слабым, не имеет смысла), что может вызвать проявление сочувствия, усиление поддержки и помощи со стороны старшего. В этом случае начинает доминировать личностная составляющая межличностных отношений.

С другой стороны, присутствие младших детей создает для старших очевидные и разнообразные возможности для утверждения своего превосходства и повышения своей значимости. Эта тенденция отражает усиление предметной составляющей межличностных отношений у старших детей. Таким образом, совместная жизнь старших и младших детей становится некоторым катализатором, усиливающим проявление того или иного начала в межличностных отношениях. Они могут быть основаны либо на помощи, поддержке, сочувствии к младшим (преобладание личностного начало), либо на их подавлении, пренебрежении или игнорировании (преобладание предметного начала).  

В результате различных исследований были выделены следующие типы отношений между детьми:

• Отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у младших детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступало как способ получения его поощрений. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие помогали младшим, но делали это формально и равнодушно, без эмоциональной включенности.

Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

• Эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это выражалось в подчеркивании своих преимуществ по отношению к младшим и стремлении управлять ими и поучать их. Такое поведение проявлялось в демонстрации своих преимуществ и в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать. Делай, как я говорю». Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила. Каждый стремился забрать себе лучшее и действовать в свою пользу.

• Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение могло распространяться на личность другого ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентрического отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Младшие при этом либо протестовали (жалобы, слезы, обиды), либо терпели и подчинялись воле старших.

Возникает естественный вопрос: от чего зависит характер отношений детей в разновозрастной группе? Отвечая на него, можно выдвинуть следующие предположения.

1. Межличностные отношения детей зависят от образовательной программы, которая реализуется в группе.

2. Отношения в группе определяются индивидуальными особенностями отдельных детей, составляющих группу.

3. Характер общения и межличностных отношений детей определяется главным образом стилем воспитания и характером взаимодействия воспитателя с детьми.

Особенно хочется отметить такой показатель, как взаимодействие взрослого с детьми, потому, как именно воспитатель организует игры и занятия, в которых может участвовать вся группа.

Очень важным считается также воспитание доброжелательных качеств у воспитанников. Опыт показывает, что в разновозрастных группах внимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на малышей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать малышам (в воспитательных целях) воспитатель приглашает старших детей. Также старших детей привлекают к помощи младшим в остальной жизнедеятельности в детском саду. Обязательно и постоянно воспитатель должен воспитывать культуру общения в отношениях детей между собой и взрослыми. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». Это всегда способствует становлению благоприятной, доброжелательной обстановке в группе.

 Из этого следует, что организация питания, умывания, одевания и раздевания детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости и слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношения взрослых ко всем детям, особенно к младшим.

         Таким образом, можно утверждать, что отношения между детьми в разновозрастной группе определяются прежде всего позицией воспитателя и стилем его педагогического общения. Очевидно, что позиция воспитателя и его отношение к детям существенно влияют на становление личности детей во всех группах, но в случае разновозрастной группы это влияние оказывается решающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенкаСоставитель: Кунавина Л. Ю., воспитатель МКДОУ «Детский сад № 9» комбинированного видаПродуктивная детская деятельность — деятельность реб...

Консультация для родителей «Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка»

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Он...

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка

Влияние родительских установокна развитие личности ребенка        Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих...

«Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка».

"Прекрасное-побуждает доброе. " Д. Б. Кабалевский. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, это необходимые условия...

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА...