Консультация для педагогов ДОУ Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников
методическая разработка на тему

Симонова Оксана Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pedagogov_dou.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Ёлочка» комбинированного вида

Консультация для педагогов ДОУ

Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения,  воспитания и развития дошкольников

Провел: воспитатель  Симонова О.Н.

Черногорск , 2012г

Тема: Использование ИКТ для повышения качества обучения,  воспитания и развития дошкольников

Введение

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

2 сл. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий

ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается науко-емкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования.                                                                                                 Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

3 сл. Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи:

  1. Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр
  2. ИКТ как средство интерактивного обучения ребенка

1)  Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр

Для решения 1-й задачи  необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников . Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьторных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей,  развитию интеллектуальных и творческих возможностей( при использовании мултимедио и т.д.).

2) ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint

4 сл. ИКТ –  это технологии обмена информацией, коммуникации

Подразумевается использование:

информации в электронном формате: 

-текст, видео, аудио,

-анимация, изображение

информационных носителей:

-DVD, CD, флэш-памяти

 мультимедиа:

-игровые компьютерные программы, презентации и др.

 аудиовизуального оборудования:

-компьютера, ноутбука,

-ЖК-телевизора, проектора,

-интерактивной доски

5 сл. Каковы же основные направления развития ИКТ?(прочитать со слайда)

 6сл.( прочитать со слайда)

7сл( мультимедиа)читать со слайда

8сл       1.   Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор  компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению,     большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».
 

 9сл. Читать со слайда

10 сл. Использование ИКТ в ДОУ

  1. .   ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
  2. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) непосредственно образовательной деятельности  (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание), включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.
  3. ИКТ как средство АСУ( автоматизация  системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

11 сл 

  1. Использование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

12 сл

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году  разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Таким образом, что при грамотном   использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

13 сл    Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:

  1. При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на  состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости
  2.  При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств
  3. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
  4. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

 14 сл.  Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой

Педагоги,  изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

15 сл      По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

16 сл     Здоровье и ИКТ

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет

Полезные ресурсы сети Интернет

Сайт

Направление

http://allbest.ru/libraries.htm

Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам.

http://collection.edu.ru/

Сборник методических разработок для школы.

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

Портал федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Центральное хранилище электронных образовательных ресурсов.

http://freesoft.ru/

Свободное программное обес печение.

http://katalog.iot.ru

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

http://letopisi.ru/

Летописи.

http://metodist.lbz.ru/

Методическая служба.

http://metodist-kopilka.ru/

Методическая копилка учителя информатики.

http://pedlib.ru/

Сайт педагогической библиотеки.

http://sputnik.master-telecom.ru/

Спутниковый канал единой образовательной информационной среды.

http://www.wiki.ru

WIKI.RU. Энциклопедия. Новости.

http://window.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.1september.ru/

Издательский дом «1 сентября».

http://www.apkpro.ru

Повышение квалификации работников образования.

http://www.direktor.ru

Административная работа в школе. Журнал «Директор школы» издательской фирмы «Сентябрь».

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по образо ванию РФ Министерства образования и науки РФ (РОССОБРАЗОВАНИЕ).

http://www.edu.ru

Главный портал Министерства образования и науки РФ «Российское образование»

http://www.edu.yar.ru/

Ярославский центр телекоммуника ций и информационных систем в образовании

http://www.en.edu.ru

Естественно-научный образовательный портал.

http://www.e-teaching.ru

Эффективная работа преподавателя.

http://www.eurekanet.ru/

Инновационная образовательная сеть «Эврика».

http://www.eсsocman.edu.ru

Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

http://www.fio.ru

Портал Федерации Интернет-образования.

http://www.home-edu.ru/

«i-Школа” - информационная поддержка образования детей-инвалидов

http://www.humanities.edu.ru

Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».

http://www.ict.edu.ru/

Информационно-коммуникацион ные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов.

http://www.inter-pedagogika.ru/

Педагогика для детей и родителей.

http://www.it-n.ru/

Сеть творческих учителей.

http://www.kompas-edu.ru/

САПР «Компас» в образова нии.

http://www.krugosvet.ru

Кругосвет.

http://www.law.edu.ru

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия».

http://www.live.mephist.ru/show/tests

Летопись МИФИ. Все тесты ЕГЭ On-Line!

http://www.mediaeducation.ru/

Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО.

http://www.mioo.ru/ogl.php

Сайт Московского института откры того образования.

http://www.mon.gov.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ.

http://www.ndce.edu.ru

Каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов (ЭОР)  для общего образования.

http://www.oim.ru/

Образование: исследовано в мире.

http://www.openclass.ru

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://www.openet.edu.ru

Российский портал открытого образования.

http://www.platforma.ru

Платформа интернет-проектов.

http://www.portalschool.ru

Школьный портал.

http://www.proforientator.ru/

Профориентация. Кем стать.

http://www.rektor.ru –

Центр комплексного снабжения учебных заведений.

http://www.rusedu.info

Информационные технологии в образовании.

http://www.school.edu.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/

Сайт по социальной педагогике.

http://www.teacheryear.ru/

Учитель года.

http://www.teachpro.ru

Мультимедийные обучающие курсы.

http://www.trizway.com/

Сайт лаборатории образова тельных технологий.

http://www.uchteh.ru

Учебная техника и наглядные пособия.

http://www.uk1.ru/index.php

Сайт московского учколлектора № 1.

http://www.vestniknews.ru

Журнал «Вестник образования России».

http://www.zavuch.info/

ЗАВУЧ-ИНФО. Учитель - национальное достояние.

Литература:

Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994

Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 1998. - 272 с.

Боккманн / Хеймен О принятии медиасредство учебных функций ср. Доелькер.[Текст]: Боккманн / Хеймен // К критике ср. Бахмайер 1971. - С. 53 и далее; 1990. - С. 12 далее; 1979. - 64 с.

        Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего    дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие Авторы составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. Барнаул: БГПУ, 2006

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003

Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Штиппа-Хагманна, К. (Hrsg) [Текст] / К. Штипп-Хашанн. 1996.-83 с.

Новоселова, С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? [Текст] / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Пашилите // Дошкольное воспитание. - 1989.-№9.-73-76 С.

Новоселова, С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования [Текст] //Информатика и образование.- 1990. -№2.

Новоселова, С.Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России - начало положено в Москве [Текст] /С. Новоселова, Л. Парамонова //Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.-65-71 с.

Диагностическая карта

« Использование информационно-компьютерных технологий в работе»

  1. Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет –ресурсов
  2. Использование  презентаций, мультимедийные  пособий и др. на специально организованной деятельности с детьми
  3. Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы
  4. Разработка специально организованной деятельности для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий
  5. Использование сети Интернет для самообраобразования
  6. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе
  7. Наличия собственного сайта( да - адрес, нет)
  8. Готовность организовать обучение педагогов ДОУ ( указать тему)

Примечание  : Поставьте «+»  там где у вас положительный ответ

Памятка для воспитателей

 Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

 

Средства   ИКТ    в    детском саду:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

 несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Применение ИКТ

опосредованное

непосредственное

Интернет

Использование развивающих компьютерных программ

Ведение документации

Использование мультимедийных

презентаций

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер;

Легкость для самостоятельных занятий детей;

Развитие широкого спектра навыков и представлений;

Возрастное соответствие;

Занимательность.

 Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Ошибки при использовании ИКТ:

Недостаточная методическая подготовленность педагога;

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

Бесплановость, случайность применения ИКТ;

Перегруженность занятия демонстрацией.

 

Памятка для Воспитателей при использовании ИКТ

Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которо го является компьютер. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Описывает характер взаимодействия между объектами.

"Мультимедиа" (MULTIMEDIA) - это компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимся видео.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  2. компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  3. это отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей.
  4. компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни ( полёт ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Дидактические принципы применения компьютерных технологий:

  1. принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положе ний науки.
  2. принцип систематичности и последовательности связан как с орга низацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
  3. принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает пе реход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляют ся особые требования: они должны быть интересными и разнообразны ми, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
  4. принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников.
  5. принцип преемственности предусматривает сохранение связи ста дий обучения - различных по содержанию и способам осуществления.
  6. принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами мож но осуществить разные действия, изучить не только их статичное изобра жение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнооб разными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности.
  7. принцип мультимедийности предполагает способность транслиро вать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анима ция и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьюте ром.
  8. принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организа ции диалога между компьюте ром и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называ ют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью ин терактивного терминала по определенным правилам.
  9. принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.
  10. принцип межпредметных связей способствует целостному воспри ятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознатель но, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников»

"Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"...

Презентация для педагогов ДОУ:"Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"

Представлен материал для педагогов ДОУ при использовании ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников

Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных ин...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...


 

Комментарии

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Большое спасибо за подобранный материал, очень пригодился для развития самообразования