Дети с особенностями поведения и развития: гиперактивный ребенок
статья по теме

Гатина Оксана Иосифовна

Информация для педагогов и родителей о том, что такое гиперактивность и что  делать с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гиперактивный ребенок.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с особенностями поведения и развития:

гиперактивный ребенок.

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!" Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать твоему непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

С каждым годом увеличивается  число детей, в карте которых, на поступление в детский сад, стоит диагноз гиперактивность или СДВГ. Поэтому необходимо своевременно, а именно с раннего детства, выявить гиперактивного ребенка и правильно выстраивать с ним отношения. Не наказывать его за шалости и его повышенную активность, а принимать его и понимать

 Цель: Осуществлять психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития: гиперактивные дети.

Задачи:  

1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной проблеме. Отбор необходимого содержания из дошкольной литературы.

       2. Выявление в группах старшего дошкольного возраста детей с особенностями поведения и развития: гиперактивных детей.

3. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ.

4. Просветительская работа с педагогами и родителями: как помочь гиперактивному ребенку? Создание рекомендаций о взаимодействии родителей с гиперактивными детьми.

 Литература.

Свою работу я начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: 

1.  

Лютова Е.К., Монина Г.Б.

Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми

СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002

2.

Заваденко Н.Н.

Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.

2-е изд. – М.: Издательский дом «Школа Пресс 1», 2001

3.

Клюева Н. В.

Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.

Ярославль: Академия развития, 2002

4.

Рычкова Н.А.

Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика.

М.: Издательство «Гном-Пресс», 1998

5.

По материалам статьи Веред Практер из израильской газеты "Ха-арец" ("Страна") от 21.01.2004

«Детская гиперактивность – проблема ли?»

http://www.haaretz.co .il/hasite/pages/ShArtTower.j html?itemNo=385466&nl=21_01

6.

А.Кошелева

 Л.Алексеева - кандидаты психологических наук

7.

Ирина Соловей, кандидат псих. наук

По проблемам развития, воспитания и обучения детей

 imailto:info@all-about-child.com

Глава 1. Гиперактивные дети

1.1  Что такое гиперактивность?

«Гипер..» (греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского “fktivus” и означает «действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики.

При необходимости назначает медикаментозное лечение.  Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, « ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» Вот тут то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте  с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет он окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что страдает и сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому,  что его физиологические возможности не позволяют ему это сделать. Такому ребенку трудно долгое время сидеть на одном месте, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, угрозы, наказания, на которые щедры взрослые, не улучшают его поведение, а даже порой становятся источником новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка агрессивности. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире  и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Как определить: гиперактивность это или импульсивность ребенка.

Критерии диагноза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Постановка диагноза  СДВГ основывается на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994).  Позднее в классификации DSM-IV, опубликованной в 1994 году, выделены три основных формы СДВГ: сочетанная форма синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преимущественными нарушениями внимания (СДВГ/В), синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преобладанием гиперактивности и импульсивности (СДВГ/Г).

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации 1994 года.

  1. Для постановки диагноза необходимо  наличие следующих симптомов:

I. Шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Невнимательность.

  1. Ребенок часто не способен удерживать внимание  на деталях; из-за небрежности, легкомыслии допускает ошибки в выполняемой работе или  любой другой деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении задания или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением задания (что никак не связано с негативным  или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации состоятельного выполнения задания.
  6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  7. Часто теряет вещи, необходимые ему (например, игрушки, карандаши, ключи).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Шести и более  из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении 6 месяцев.

Гиперактивность.

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находятся в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность.

  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим ( вмешивается в игры или беседы).
  1. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет.
  2. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановке.
  3. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или в обучении.

Ставить диагноз СДВГ должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведенными диагностическими критериями этого синдрома с тем, чтобы своевременно направить ребенка и его родителей на консультацию к специалистам.(2).  Можно  использовать другой способ - перечень 2-х групп типовых симптомов, по которым проводится диагностика детской гиперактивности.

Симптомы I -ой группы
1. Ребёнок часто не обращает внимания на детали, делает нелепые ошибки при выполнении заданий.
2. Он не может сосредоточиться на задании или на игре, требующих длительного внимания.
3. Часто не слушает, когда к нему обращаются.
4. Ребёнок не следит за данными ему указаниями, не заканчивает начатое занятие.
5. Он часто несобран, неорганизован.
6. Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие повышенного внимания и умственного напряжения.
7. Часто путает расписание, забывает приносить на занятия необходимые школьные принадлежности, тетради, книги.
8. Ребёнок легко отвлекается от выполнения задания, реагируя на все, что происходит вокруг него.
9. Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).

Симптомы II-ой группы
1. Ребёнок часто и нервно двигает руками и ногами, не может спокойно сидеть на стуле (ёрзает).
2. Часто встаёт и ходит по классу.
3. Много и бесцельно бегает, забирается без необходимости на высокие предметы и объекты (деревья, забор, столбы и т.п.).
4. Совершенно не способен играть тихо.
5. Ребёнок ведёт себя так, как будто к нему ''приделан моторчик''.
6. Чрезмерно разговорчив.
7. Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
8. Ребёнок не способен стоять в очереди и спокойно ждать.
9. Часто ''врывается'' без разрешения в разговор взрослых или игру других детей.

Если, по результатам опроса, у ребёнка обнаружены 6 симптомов из первой группы и 3 из второй, то ему можно поставить диагноз ADHD (Attention Deficit Hyperactive Disorder)-расстройство внимания с элементами гиперактивности. 
Если же обнаруживаются только
6 симптомов из первой группы, то ребёнку ставится диагноз ADD (Attention Deficit Disorder)-расстройство внимания без элементов гиперактивности.

Существует другой способ выявления гиперактивного ребенка, который чаще всего и используют психологи – дошкольники. Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таб лица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный час то является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Таблица 1

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе дет ского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разде лить на три блока: дефицит активного внимания, двигатель ная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд пред лагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать вни мание.
  1. Не слушает, когда к нему обращаются.
  1. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  1. Испытывает трудности в организации.
  2. Часто теряет вещи.
  1. Избегает скучных и требующих умственных усилий за даний.

7.        Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает.
  1. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальца ми, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  2. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во мла денчестве.

4. Очень говорлив. 

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешива ется, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои дей ствия. Поведение слабо управляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и по казывает очень разные результаты. (На некоторых за нятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он на блюдает, гиперактивен.

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперак тивных детей, необходимо учитывать следующие особенно сти таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время под чиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утом ляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких де тей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начи нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использо вать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражне ния и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной актив ности. Приведенная таблица 2 может стать отправной точ кой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при ин дивидуальной, и при групповой работе.

Все игры, указанные в таблице (за исключением об щеизвестных: «Съедобное-несъедобное», «Море волнует ся...») описаны ниже.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индиви дуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить тре бования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллек тивные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт

участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновремен ной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

В таблице 3 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).

Таблица 2

Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие» «Запрещенное движение»

«Запрещенное движение» «Передай мяч» «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!»

«Съедобное -несъедобное»

«Съедобное — несъедобное»

«Говори'» «Сиамские близнецы» «Слепой и поводырь»

Таблица 3

Игры на тренировку двух и трех функций

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсив ности

«Кричалки — шептал ки — молчалки» «Гвалт»

Внимание и контроль двигатель ной активности

«Колпак мой треугольный»       «Расставь посты» «Замри»

Контроль импульсивности и кон троль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»»

Внимание, контроль импульсивно сти и контроль двигательной ак тивности

«Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны»

Рекомендации родителям

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения. Каким должно быть содержание этих игр?
Прежде всего это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.
         Например, можно использовать игру "Расскажи стихи руками", когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа "Пилка дров", "Насос", "Кузница".
Можно использовать игровые упражнения типа "Попробуй показать, попробуй угадать", главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).
         Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

          Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например "Лабиринт", "Что изменилось", "Чем похожи, чем непохожи", "Найди "лишнее" и др.
         Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа "Успевай-ка". Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать "Стоп", если произнесена условленная цифра, например "7". Можно усложнять правила: "Стоп" говорить только в том случае, если перед цифрой "7" называлась цифра "6". Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры "Не подражай", "Да" и "Нет" не говорите", "Пол, нос, потолок", в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка.

Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной с детьми деятельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.

Некоторые приемы поведения

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
  2. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя".
  3. Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
  8. Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
  12. Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Гиперактивность может сдерживаться с помощью вышеназванных мер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Характеристика детей с особыми вариантами развития. Гиперактивный ребенок.

Это мой итоговый практико-ориентированный проект для защиты на курсах повышения квалификации. Проект уже защищён. Информация будет полезна для работы с "особыми" детьми, детьми группы риска....

Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет

Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан  «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Консультация для родителей.ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮРЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?...