Главные вкладки

    Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста
    материал по теме

    Крамарь Елена Александровна

    Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме развития у них произвольной памяти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kursovaya_2_proizvolnaya_pamyat.doc255.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            -  -

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    КУРСОВАЯ   РАБОТА

    по психологии

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ

    ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

            

    Студентки 431 группы

    Дошфака АГПУ

    КРАМАРЬ Е.А.

    Ст. Ленинградская

                              ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                        стр.___

    ГЛАВА 1   Теоретические основы развития произвольной

                       памяти детей старшего дошкольного возраста

             

               1.1.   Общее понятие памяти.                                                 стр.___

           

               1.2.   Генезис    памяти.                                                           стр.___

           

    1. Особенности памяти у детей дошкольного

    возраста.                                                                        стр.___

    1. Возможности развития произвольной памяти

    у детей старшего дошкольного возраста.                    стр.___

                   

    ГЛАВА 2   Экспериментальное исследование  развития

                       произвольной памяти у детей старшего дошкольного

                       возраста.        

                   

                       2.1.   Задачи, этапы        и организация экспериментального

                               исследования                                                                   стр.___

                       

    1. Методы и методики изучения произвольной

    памяти  у детей старшего дошкольного возраста       стр.___

                      2.3.   Анализ результатов исследования эксперимента          стр.___

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          стр.___

    РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                                     стр.___

    СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                  стр.___

    ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                          стр.___

    ВВЕДЕНИЕ

    В детстве начинают складываться глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей и выбор жизненного пути. В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое расстояние, с которым не сравнится  ни один последующий возраст. В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В дошкольном возрасте особые формы ориентировочных действий непрерывно усложняются и совершенствуются, память долгое время не приобретает самостоятельности. Ребенок не владеет специальными  действиями, которые не дают возможность сосредоточить внимание на чём-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто. Такие действия в дошкольном возрасте начинают только складываться. Изучая стороны умственного развития дошкольника, можно указать на количественные изменения: возрастают сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.

    Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи:  сосредоточить и удержать на чём-либо внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых.  Тогда и начинают формироваться специальные действия памяти, благодаря которым память приобретает произвольный, преднамеренный характер.

    Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских учёных, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана  специальная обусловленность всех процессов памяти, её прямая зависимость от практической деятельности человека. У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработке. В своих исследованиях  А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий. Немецкий учёный Г. Эббингауз вывел закономерности запоминания, для которых использовались бессмысленные слоги  и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

    Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка проходит через три основных этапа.

    На ПЕРВОМ из них мнемические познавательные действия младших дошкольников организуются у них взрослым человеком во всех существенных деталях.

    На ВТОРОМ  этапе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на основании общих признаков по группам. Причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме.

    На ТРЕТЬЕМ этапе наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.

    Д.Б.Эльконин представляет основную линию развития формы запоминания в дошкольном возрасте. Становление произвольных форм запоминания исследует в своей работе А.Н. Леонтьев. Переход от примитивных, биологических форм памяти к высшим, специфически человеческим её формам является результатом длительного и сложного процесса культурного, исторического развития. С позиции Л.С.Выготского  так обстоят дела со становлением высших форм запоминания в ходе филогенетического развития человечества.

    ЦЕЛЬ:  изучить развитие произвольной памяти у детей.

    ОБЪЕКТ: память детей старшего дошкольного возраста.

    ПРЕДМЕТ: произвольная память детей.

    ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    1.Выполнить теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

    2.   Определить особенности развития памяти и произвольной памяти.

    3.   Подобрать и провести диагностические методы и методики, направленные на развитие произвольной памяти.

    4.   Подобрать практические рекомендации.

    Использованы методы: эксперимент, наблюдения.

    Практическая значимость:

    работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, приложения.

    ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    1.1.   Общее понятие памяти.

    Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются ПАМЯТЬЮ.

    «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мёртво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» ( С.Л. Рубинштейн, см. № 1).

    Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности. Ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства, достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

    Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть нечто иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше так, как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

    Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не сможет и исчезает вместе с его уходом из жизни.

    У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и родного рода технических записей. Главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем  запоминания; вторая – с употреблением логики; третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

    Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и потому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть люди, которые быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

    Память – специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение, воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. В памяти выделяют ряд основных процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление. Посредством запоминания осуществляется ввод информации в памяти на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей. Под сохранением понимаются процессы, способствующие удержанию информации в течение более или менее длительного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. Использование человеком своего опыта осуществляется благодаря восстановлению ранее усвоенного. Наиболее простой формой, осуществляемой в условиях повторного восприятия, является узнавание. Более сложной формой установления является воспроизведение, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, переживания, движения. Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер: оно связано с переработкой воспринятого, которого определяется конкретными условиями и задачей деятельности, а также индивидуальными особенностями субъекта, тем, как он понимает и переживает воспроизводимое. Память нельзя рассматривать вне зависимости от особенностей и свойств личности, её актуального состояния: направленности, мотивации, склонностей, интересов, уровня активности.

    Фактически память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение опыта конкретного индивида. Индивидуальные различия в памяти объясняются как преимущественное развитие одного из видов памяти. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Она характеризуется исключительно сильной образностью. Яркая образность памяти свойственна и детям; довольно часто у них отмечаются явления эйдетизма. В качестве одного из факторов, определяющих индивидуальные и возрастные особенности памяти, указываются особенности высшей нервной деятельности. Но главным и определяющим фактором своеобразия памяти конкретного человека следует признать специфику деятельности, которая соответствует его способностям: математику легче запомнить абстрактные символы, художнику – образы.

    Первые попытки объективного изучения памяти были предприняты в конце 19 века в русле ассоцианистской психологии. Исследования Г. Эббингауза, Г. Мюллера, Ф. Шумана, А. Пильцекера . и других ученых выявили ряд важных количественно-временных закономерностей запоминания, основанных на механизме образования ассоциаций между впечатлениями. Гештальтпсихология обращалась к значению структурирования материала для эффективного запоминания, Бихевиоризм подчеркивал роль подкрепления как центрального момента в разных формах научения . Психоанализ выявил зависимость явлений памяти от личности: из памяти вытесняется всё, что не соответствует подсознательным влечениям человека, и, напротив, сохраняется всё приятное для него. В рамках  когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации. Использование кибернетического подхода привело к рассмотрению памяти как набора когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой:  эта модель послужила для создания новых машинных программ и базы данных ЭВМ.

    Существует несколько классификаций видов памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять вербальную, двигательную и эмоциональную памяти. Развернутую характеристику видов памяти дал П.П. Блонский. Он рассматривал их  в качестве генетических ступенях развития: от двигательной к эмоциональной, образной и к вербальной как высшему виду памяти. В зависимости  от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную памяти. Связь между этими двумя способами классификации видов памяти выражается в том, что материал одного типа может восприниматься посредством разных модальностей, и в том, что при помощи одной модальности можно воспринимать разные типы материала.

    Мгновенная или иконическая память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

    Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

    Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

    Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

    Генетическая память та, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации является мутация и связанные с ней изменения генных структур. Только на неё мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Ею обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно длительного времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.

    Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Словесно-логическая – тесным образом связана со словом, мыслью, логикой.

    Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков.

    Осязательная, обонятельная, вкусовая  виды памяти особой роли не играют. Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

     

      1.2.   Генезис.

    С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во - первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической памятью. Во - вторых,  непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное запоминание. Оно связано с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приёмов и средств. В третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве,  у взрослого человека превращается в произвольное запоминание.

    В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: её совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса;  её постепенное улучшение  отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

    Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека. Являются также разными ступенями её исторического развития, и их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. В истории развития человечества двигательная, аффективная, образная и логическая памяти последовательно появлялись один за другим.

    В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память или «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и дальнейшее улучшение связанны с обучением человека основами  науки.

    Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Около 6 месяцев от роду начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная или двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский. Однако многие данные, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Под несколько другим углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л. С. Выготский, который считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. Выготский писал: «Анализ показывает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции  с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.

    Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка изменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить». Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А. Н. Леонтьев. Его эксперимент показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постоянно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребёнком  более совершенных стимулов – средств запоминания и  воспроизведения материала. « Обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным» - мнение А.Н. Леонтьева. Само развитие стимулов – средств, для запоминания, подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние, а затем становятся внутренними. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное  запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

    Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное и должно его, в конечном счете, обогнать. Взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.

    То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, то есть если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

    Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и чётко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует по лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

    Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько с тем, что воспроизводимый материал не был запомнен, что при воспоминании к нему был затруднён доступ. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания. Наиболее показательные примеры удачного припоминания даёт нам гипноз. Под его влиянием человек может припомнить давно забытые события далёкого детства, впечатления о которых навсегда утрачены.

    Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами- стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.  

    Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

    Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приёмы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.

    На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причём в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

    Эмоциональные состояния являются частью запечатлённой в памяти ситуации, поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается.

    На технике улучшения восприятия материала базируются различные приёмы обучения так называемому «ускоренному» чтению.

    При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своём воображении. Способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, одновременно служит совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации их кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

    Большую пользу в совершенствовании памяти детей оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов.

    1.3.   Особенности  памяти у детей дошкольного возраста. 

    Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту.

    Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функции ребёнка,  которая характеризуется …в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль» (А.Н. Леонтьев).

    Память сохраняет представление, которое в психологии интерпретируют как «обобщенное воспитание» (Л. С. Выгодский). Память дошкольника, несмотря  на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

    В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связанны с изменениями, которые происходят  в разных сферах психологической жизни ребёнка.  Восприятие сохраняет глобальность. Ребенок преимущественно  выделяет наиболее  яркие признаки предмета. Поэтому представление, которые составляют основные содержания памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминания и воспроизведения проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой.  В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения,  а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь  в  слове, последние приобретают « картинность».  Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.

    На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход:

    - от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;

    - от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только  случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;

    - от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;

    - от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.

    У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает платочком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно - двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно расширяет его двигательные возможности. Он уже не только правильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малышу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец – образ памяти – позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной труд. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике.

    Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

    На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость,  прерывистость действия, движения, контраст. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.

    Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в 4-летнем возрасте. Память приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил её, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

    Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

    Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая  группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Впервые действия самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6 летние дошкольники исправляют текстуальные неточности. Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

    Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

    Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

    - преобладает непроизвольная образная память;

    - память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

    - словесно-бытовая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

    - складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

    - формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

    - по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие памяти включается в развитие личности.

    На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной памяти. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

    Чтобы понять сущность различных видов памяти, надо иметь в виду, что головной мозг имеет как бы три «этажа».

    Первый этаж – кора головного мозга – управляет сознанием, поэтому все, что происходит в коре, мы осознаем. В коре на основе ощущений образуются образы восприятия, в ней же происходит процесс осознавания результатов мышления в виде суждений и результатов воображения – в виде образов.

    Второй этаж – подсознание, где перерабатываются образы восприятия и воображения, обрабатываются суждения и , самое главное, сохраняется все запомненное, отсюда непроизвольно или произвольно элементы запомненного передаются на первый этаж в сознание, тогда и происходит воспоминание или припоминание чего-либо.

    Третий этаж – область бессознательного, где хранится генетическая интуиция. Туда же передаются выработанные мышлением прижизненная интуиция и вытесненные силой воли из сознания нежелательные потребности и мысли, которые превращаются там в неосознаваемые влечения, дающие довольно часто себя знать в форме каких-то неопределенных позывов к чему-то или кому-то.

    Один из важных путей генезиса памяти дошкольника – развитие её опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда малыш начинает управлять собственной памятью, используя один предмет в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания.

    У детей дошкольного возраста память в основном непроизвольная, они не умеют полностью ею управлять. И только в процессе обучения в школе развивается полностью произвольная память. Но это не значит, что непроизвольная память при этом исчезает – даже взрослые запоминают многие яркие, необычные события и явления непроизвольно.

    Различают несколько видов памяти:

    1) двигательная (моторная), которая преобладает у детей раннего возраста, но имеется у всех людей, особенно у спортсменов;

    2) эмоциональная – это память на чувства и переживания;

    3) образная (сенсорная), которая характерна для детей дошкольного возраста и людей искусства. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

    4) словесно-логическая начинает развиваться у детей лишь в процессе обучения в школе.

    1.4.   Возможности развития произвольной памяти  у детей старшего дошкольного возраста.

    Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.Г. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

    В поле внимание исследователей – становление произвольного и опосредованного запоминания. Произвольная память – особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания.  «Мнема» - это «совокупность органических функций памяти, которые проявляются в зависимости от тех или иных свойств мозговой и нервной ткани. В этом смысле многие психологи говорят о мнеме или мнемических функциях, выделяя, таким образом, натуральную или естественную память. » (Л.С. Выготский).

    Д.Б. Эльконин представляет основную линию развития формы запоминания в дошкольном возрасте: в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного  произвольного запоминания одинакова, в среднем и дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. И только в младшем школьном возрасте эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного.

    Становление произвольных форм запоминания исследует в своей работе А.Н. Леонтьев. Он ведет речь  о становлении высших форм запоминания. Переход от примитивных, биологических форм памяти к высшим, специфически человеческим её формам, является результатом длительного и сложного процесса культурного, исторического развития. Так обстояли дела со становлением высших форм запоминания в ходе филогенетического развития человечества. Обращаясь к законам развития форм запоминания в детском возрасте, А.Н.Леонтьев формулирует принцип «параллелограмма». Принцип параллелограмма развития представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что «развитие высших человеческих форм памяти идет через развития запоминания с помощью внешних стимулов – знаков». Далее идет превращение внешних знаков в знаки внутренние. Происходит «вращение» знаков, вращивание внешних средств запоминания и превращение их во внутренние. Этот процесс связан с глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. По словам А.Н. Леонтьева: кратко его можно было бы описать как процесс социализации поведения человека. Сущность этого процесса  заключается в том, что на место памяти  особого биологического свойства становится на высших этапах развития поведения сложная  функциональная система психологических процессов, выполняющая в условиях социального существования человека ту же функцию, что и память, то есть осуществляющая запоминание.

    В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других товаров. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситуации, он не сможет справиться с этим заданием, Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности.

    Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

    Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6 летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

    - степени освоения  соответствующих мыслительных операций;

    - содержания и характера материала;

    - характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим.

    - наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

    Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать  результаты воспроизведения с образом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 летнего возраста сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного возраста ребенку лучше 2 раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания. Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию. Подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открытую дидактическую позицию.

    ВЫВОД :

    Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные  чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

    Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает 1-2 реплики, это говорит не о его плохой памяти,  а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок, побуждать ребенка активизировать свой опыт.

    Согласно полученным данным, у младших дошкольников процесс запоминания остается натуральным, непосредственным. Дети не способны адекватно употребить тот внешний ряд стимулов, который предлагался им в ходе эксперимента. Только испытуемые более старшего дошкольного возраста постепенно овладевают соответствующим приемом запоминания. И запоминания с помощью внешних знаков существенно увеличивает эффективность этого процесса.

    ГЛАВА 2.   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    1.1.  Задачи, этапы и организация экспериментального исследования.

    Психодиагностика– это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

    Предметом психодиагностики является разработка диагностических методов личностного и интеллектуального развития детей на разных этапах онтогенеза, диагностики деятельности, детерминирующей психологическое развитие личности. Диагностика помогает установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребёнка.

    Правильная диагностика – это первый шаг в организации своевременной коррекции психических отклонений, важна для объективного определения степени готовности старших дошкольников к школьному обучению.

    Задачи психодиагностики:

    1. Разработки психодиагностических методов, направленных не отбор детей, а на контроль за ходом их развития, с целью коррекции обнаружившихся отклонений, а также разработки диагностических методов с целью изучения индивидуальных особенностей детей по их способностям, уровню достижений в различных областях, качествам личности, типам темперамента и т.д.

    2.  Для каждого возрастного периода должна быть разработана своя система психологических испытаний, в основе которых лежит представление о ведущей для данного возраста деятельности.

    3.  Обязательный учёт положения Л.С.Выготского о ведущей роли обучения.

    4. Критический отбор и анализ зарубежных тестов.

    Конкретные задачи психодиагностирования произвольной памяти:

    1) Выявление недостатков развития произвольной памяти у детей на более ранних ступенях онтогенеза и причин, вызвавших их, а также своевременная коррекция этих недостатков.

    2) Осуществление дифференцированного подхода к детям с учётом индивидуальности развития произвольной памяти.

    3) Проведение психологического консультирования педагогического персонала д\с по итогам основных направлений и результатов диагностирования произвольной памяти детей.

    4)  Проведения психологического консультирования родителей детей с выявленными проблемами развития произвольной памяти.

    В соответствии с задачами психодиагностики отечественными специалистами разработаны различные диагностические методы для изучения особенностей психологического развития детей на разных этапах онтогенеза. Подавляющее большинство из них имеет тщательное методологическое  и теоретическое обоснование.

    Ко всем психодиагностическим методам относятся главные: наблюдение и эксперимент и вспомогательные: анализ продуктов детской деятельности, опрос (анкетирование, интервью, беседа), социометрия, тестирование.

    Наблюдение – это научно-целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение даёт первичную информацию о психике ребёнка. Использовались такие виды наблюдения, как :

    1) по цели и программе проведения - целенаправленное;

    2) по времени протекания – кратковременное;

    3) по охвату детей – узкое клиническое;

    4) по характеру контакта – непосредственное;

    5) по характеру взаимодействия с испытуемым – не включённое;

    6) по условиям осуществления наблюдения – полевое;

    7) по характеру фиксаций – сплошное и выборочное.

    Предмет  наблюдения – развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

    Эксперимент – один из основных и эффективных диагностических методов психологии – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется развитие произвольной памяти у детей. Использовались следующие виды эксперимента:

    1) в зависимости от места проведения  и использования аппаратуры – естественный;

    2) в зависимости от последовательности проведения – констатирующий эксперимент;

    3) в зависимости от научной дисциплины, по которой проводится эксперимент – психологический;

    4) по количеству испытуемых, участвующих в исследовании – индивидуальный.

    В связи с ограниченными возможностями использования специальной аппаратуры в детском саду эксперимент по психологии учёные в основном проводят в естественных условиях: в процессе игровой, продуктивной, трудовой деятельности детей, во время учения на занятиях. Его методика отрабатывается на доступном детям наглядном материале (различных предметах, сюжетных и предметных картинках, лото);   вербальном материале: слов, предложений, связных текстов (рассказов, сказок, стихотворений, загадок).

    Исследование проводилось с января по июнь 2005 года в МДОУ №2 в станице Кущёвская Краснодарского края с детьми от 5-6 лет и 6-7 лет ( по два человека каждого возраста).

    1 ЭТАП – наблюдение за детьми в игровой деятельности и на занятиях.

    2 ЭТАП – экспериментальное исследование.

    3 ЭТАП – анализ и рекомендации.

    2.2. Методы и методики изучения произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

    1. ЗАПОМИНАНИЕ КАРТИНОК

    Цель: методика направлена на исследование произвольной памяти у детей.

    Материал: 10 цветных картинок, на которых чётко изображены хорошо знакомые детям объекты: игрушки, животные, овощи, фрукты, посуда, мебель и т.д. Картинки должны быть не большие по размеру 5*10 см.

    Инструкция: ребёнку говорится: «Я тебе буду показывать картинки, а ты старайся их запоминать как можно лучше».

    Ход работы : картинки раскладываются перед ребёнком на столе в три ряда с интервалом в 2 секунды, например:

    Малина, стол, самолёт,

    машина, булка, трамвай,

    цветок, корова, диван, сосна.

    Подборы картинок могут быть разными. Приводим ещё ряд картинок: ёлка, мак, воробей, ёж, бабочка, кукла, лопата, платье, ведро, собака. После их раскладывания ребёнку ещё раз предлагается внимательно рассмотреть картинки, чтобы ещё лучше запомнить(15 минут). Затем они закрываются плотной бумагой и ребёнку предлагается назвать, какие из картинок он запомнил. Потом задаётся вопрос: «Как ты запомнил эти картинки?» Цель вопроса – выяснить, использовал ли ребёнок приём запоминания и какой конкретно. Целесообразно ответы детей записывать на магнитофон или диктофон скрытой записью, затем оформлять индивидуальный протокол.

    Уровни запоминания и воспроизведения картинок: воспроизвёл все 10 картинок – высокий уровень, только половину картинок – средний уровень, меньше половины – низкий уровень.

    2

    Цель: изучение зависимости объёма произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.

    Материал: подобрать 10 хорошо знакомых ребёнку предметов, без смысловых связей между ними; 10 картинок размером 7,5*7,5 см, например с изображением петуха, матрёшки, лошади, свиньи, троллейбуса, корабля и др.; сделать 10 карточек размером 6*6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг в треугольнике, круг сверху на квадрате, квадрат в ромбе, ромб сверху на квадрате; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.

    Ход работы: эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала: предметы; картинки; геометрические фигуры. Материал для эксперимента всегда располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции – 20 секунд. Ребёнка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения геометрических фигур ребёнка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Если ребёнок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?»

    Обработка данных: подсчитывают число воспроизведённого материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу.

    Возраст детей

    Материал для запоминания

    предметы

    картинки

    Геометрические фигуры

    5-6 лет

    6-7 лет

                                                             

                             

    3.

    Цель: Изучение уровня развития произвольной образной памяти.

    Материал: Сделать 8 карточек размером 4,5*5 см с изображениями чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20*27, 5 см, разделённую на 24 клетки (размер каждой клетки 4,5*5 см) (рис.12) Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какоё-нибудь деталью, третье – схожее в этих 3 изображениях должно быть одинаковое.

    Ход работы: Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки (время экспозиции – 1с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

    Обработка данных: Если ребёнок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, если схожее общим силуэтом и назначением – 2 балла, если совершенно другое изображение – 0 баллов. Подсчитывают сумму баллов. Если ребёнок получил меньше 16 баллов, его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 баллов – к среднему, от 21 до 24 баллов – к высокому.

    2.3.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА.

    МЕТОДИКА  № 1

    Возраст детей

    Ф. И.

    детей

    Материал для запоминания

    картинки

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    всего

    5-6 лет

    Смирнова Настя

    Мова

    Артём

    6-7 лет

    Нецепляева

    Настя

    Фёдоров

    Вадим

    +

    +

    ++

    ++

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    6

    5

    10

    9

     

    Вывод:                                                                            

    В результате эксперимента выявились уровни запоминания и воспроизведения картинок у детей в следующем порядке:

    У Насти Смирновой и Артёма Мовы средний уровень, а у Насти Нецепляевой и Вадима Фёдорова – высокий уровень. Чем старше дети, тем лучше и результативнее уровни запоминания и воспроизведения картинок. Но последовательность запоминания у всех детей разная. Настя Нецепляева запоминала картинки по эстетическому оформлению и личной привязанности. А Вадим Фёдоров – по классификации: растения, транспорт, мебель и то, что осталось.

    МЕТОДИКА № 2

    Возраст детей

    Материал для запоминания

    предметы

    картинки

    Геометрические фигуры

    5-6 лет

    Смирнова Настя

    Мова Артём

    6-7 лет

    Нецепляева Настя

    Фёдоров

    Вадим

    7

    5

    9

    9

    7

    6

    10

    9

    6

    5

    9

    8

     

                                                       

    Вывод:

    Объём произвольной памяти у Насти Смирновой и Артема Мовы в наибольшей степени зависит от содержания запоминаемого материала, чем у Насти Нецепляевой и Вадима Фёдорова. Уровень запоминания у Артема – низкий, у Насти Смирновой – средний, а у Насти Нецепляевой и Вадима – высокий. Дети старшей группы легче запоминают предметы, чем картинки. А дети подготовительной группы  воспроизводят картинки одинаково с предметами, легче запоминают геометрические фигуры.

                                               

    МЕТОДИКА № 3

    Возраст детей

    Материал для запоминания ( картинки)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Всего баллов

    5-6 лет

    Смирнова

    Настя

    Мова артём

    6-7 лет

    Нецепляева Настя

    Фёдороф Вадим

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    0

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    3

    2

    2

    3

    3

    18 баллов

    15 баллов

    21 баллов

    23 балла

     

                                                                         

    ВЫВОД:

    Изучение уровня развития произвольной образной памяти показало, что у Артёма Мовы – низкий уровень развития произвольной образной памяти, у Насти Смирновой – средний уровень, у Насти Нецепляевой и Вадима Фёдорова – высокий уровень. Но каждый ребёнок запоминал по- разному. Дети старшей группы сначала называли предметы одежды и пищи, а дети подготовительной группы – предметы одежды, домашней утвари, растения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Поэтому в этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети рассматривают картинку и вспоминают, видят необычный предмет и начинают рассуждать, припоминают что-то из своего жизненного опыта. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Дети запоминают всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание, запоминают непроизвольно, то есть не желая того. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у детей появляются произвольные формы психической активности.

    Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

    Проведённые  исследования показали, что дети оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели запомнить и припомнить. Вместе с тем переход к произвольной памяти не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание  ребёнком мнемических целей, на втором этапе формируются соответствующие им действия и операции. Поиски ребёнком способов, приёмов запоминания и припоминания открывают перед воспитанием его произвольной памяти новую, очень важную возможность: обучения его тому, как нужно запоминать, припоминать.

    Возвращаясь к вопросу о том, в каком возрасте возникает у детей произвольная память, можно утверждать, что запоминание и припоминание превращаются у детей в сознательные целенаправленные действия в старшем дошкольном возрасте; однако в дальнейшем, при переходе к систематическому обучению в школе, когда перед детьми встают специальные учебные задачи, эти процессы ещё раз перестраиваются и меняют своё структурное место в деятельности детей.

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    1.При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы ( особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

    2. Для улучшения процесса памяти, воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

    - анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы явления между собой, находить в них сходства и различия;

    - осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

    - классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

    - устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

    3. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

    4. Подбирайте картины для рассматривания и рассказывания детьми группы с целью развития свойств и видов  памяти.

    5. Выявлять детей, имеющих недостатки в развитии памяти, проанализировать причины и составить индивидуальные планы работы с такими детьми. Используя подобранные картины и дидактические игры.

    6. Составить рекомендации для родителей по развитию памяти ребёнка в семье и организации наблюдений за животными и птицами.

    7. Подготовить консультации для родителей по темам: «Перескажем сказку», «Как выучить стихотворение», «Наблюдайте вместе с малышом», «Если у ребёнка плохая память», «Как заучивать с малышом стихи».

    8. Провести анкетирование родителей по вопросам:

    -Умеет ли ваш ребёнок рассматривать объекты? Приведите примеры.

    -Что привлекает его, за чем он наблюдает?

    -Стремится ли поделиться с вами впечатлениями, как вы на это реагируете, почему?

    -Умеет ли ваш ребёнок рассказать о прошлых событиях, пересказать прочитанное, насколько связно, логично он это делает? Приведите примеры.

    Заучиваете ли вы с ребёнком стихотворения, как он относится к процессу и результату заучивания?

    Зачем нужно развивать память ребёнка?

    На основе экспериментальной части мы даём общие рекомендации воспитателям, игры и развивающие упражнения для воспитателей и родителей и одну из тем для консультации .

    СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте.М.,1979г., стр. 161.
    2. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях».(2 часть)/ сост. Н.В. Захарюта, Армавир,2004 г., стр. 208.
    3. Л. Житникова Учите детей запоминать. М.Просвещение, 1978г.
    4. М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. Тесты для детей. «Дельта», 1997г., стр. 112.
    5. З.М. Истомина. Развитие памяти. М., 1978г.
    6. И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М., 1997г.
    7. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1979 г., стр. 166,167.
    8. В.С. Мухина. Возрастная психология. М., 1999г.
    9. Р.С. Немов. Психология. М.»Просвещение», 1995г., стр. 184-216.
    10. Психологическая диагностика развития детей. (1часть) / сост. Н.В.Захарюта, Армавир, 2002г., стр. 101.
    11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г., стр. 302.
    12. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / под редакцией С.Ю.Циркина, Санкт-Петербург, 2001г.
    13. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология., М., 1999г.
    14. . Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. М., 1998г.
    15. Л.М. Фридман. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. М., 2003г.
    16. Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997г.
    17. О.А. Шаграева. Детская психология. Теоретический и
    18. практический курс. М., 2001г.

    ПРИЕМЫ,  ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ.

    №1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дать ему бумагу и цветные карандаши. Предложить к каждому слову сделать рисунок, который потом помог бы ему вспомнить эти слова.

    Тоже самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, что бы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

    Такой прием помогает значительно повысить продуктивность запоминания.

    №2. Прочитать ребенку небольшой рассказ, затем попросить его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитать рассказ еще раз, но просить ребенка обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задать ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытаться связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогической историей, сравнить эти истории. Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обращает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

    Затем снова попросить ребенка сделать пересказ и можно убедиться, насколько он стал точным и осмысленным.

    №3.   Известны различные мнемонические техники, облегчение запоминание. Например, цвета светового спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) легко запоминаются с помощью фразы: «каждый охотник желает знать где сидит фазан» (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра). При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-либо близкие ребенку аналогии к каждой цифре.

    №4.    Из 6-10 слов ребенок может запомнить 5-6. Можно применить так называемую смысловую систему и результаты улучшаются.

    Называются 10 слов:

              Ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь.

    Попытаться организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:

              Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел      

              пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что  

              осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от

              огня.

    Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память ребенка нужно иметь в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое занятие, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

    УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ

    ЦИФРЫ, БУКВЫ, СЛОВА.

    Покажите ребенку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросить его повторить в той же последовательности эти цифры, потом увеличивать этот рад на одну цифру (рис.40). Отметить, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.

    Далее предложить ребёнку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа.

    В третьей серии научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начинать с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научить ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то с номером квартиры. Теперь ему легче воспроизвести этот цифровой ряд.

    Продолжить подобную тренировку так, чтобы ребёнок сам пытался найти какие-либо аналогии для того, чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.

    Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учить ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

    БЕСПОРЯДОК  НА  КУХНЕ. (рис. 1)

    Посмотри, здесь нарисован беспорядок на кухне. Расставить все по своим местам! Наведи порядок!

    Задание 1. На листе бумаги нарисуй кухню, где все эти предметы расставлены и разложены по местам.

    Задание 2. Перечисли всё, что было нарисовано на картинке.

    ЗАБЛУДИВШИЙСЯ  ГРИБ. (рис. 2)

    Задание 1. Посмотри на картинку, постарайся запомнить, что здесь нарисовано. (Время показа приблизительно 1 минута.)

    Задание 2. Расскажи, что было нарисовано на картинке.

    Задание 3. Вспомни, какие деревья нарисованы на картинке?

    Какие цветы? Какие грибы нарисованные? Как ты думаешь, то, что, нарисовано на картине это правда или выдумка? Почему ты так думаешь?

    ПРИМЕЧАНИЕ. Если ребенок ответил на все вопросы правильно или почти правильно, это говорит о его хорошей памяти и хорошей наблюдательности. Если же были допущены ошибки, необходимо дать возможность ребенку самому исправить их.

    Обратите особое внимание на причины ошибок.

    ИГРА  В  СЛОВА.

    ВАРИАНТ 1:

    Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

    Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

    Повтори!

    Задание 2.Как ты думаешь можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил  эти слова? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»)

    Задание3. Перечисли, пожалуйста, все слова ещё раз.

    ВАРИАНТ 2:

    Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

    ВАРИАНТ 3:

     Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щёки, самолёт.

    Задания те же:

    - воспроизведи все слова;

    - раздели на группы по одному общему признаку;

    - запомни и воспроизведи.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Проанализируем игру в слова. Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребёнка. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвёл больше слов, чем в начале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка памяти.

    РАССЕЯННЫЙ  КРОКОДИЛ. (рис. 3)

    Задание 1. Посмотри внимательно на этого неаккуратного Крокодила. (После этого картинку необходимо убрать и попросить ребёнка рисовать по памяти.)

    Задание 2. А теперь нарисуй то, что ты запомнил!

    Задание 3. Перечисли всё, что ты рисовал:

    - Какого цвета Крокодил на рисунке?

    - Какого цвета должен быть Крокодил?

    - Какие у него глаза?

    - Какой у Крокодила хвост?

    - Есть ли у него шкура, чешуя?

    - Сколько у Крокодила ног?

    - Что случилось с его обувью?

    Задание 4. Сравни твой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия ты видишь?

    ГУЛЯЕМ  ПО  ЛЕСУ. (рис. 4-7)

    Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустил.

    Итак, сорока, ворона. Ласточка, дрозд, малиновка…

    Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками.

    Задание 2. Картинки убираются. Ребёнка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

    ВКУС  И  ЗАПАХ.

    Задание 1. Представь лимон.

    - Каков он на вкус?

    - Вспомни. Как пахнет лимон? Расскажи об этом?

    - Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 2. Нарисуй лимон.

    Задание 3. Представь апельсин.

    - Каков он на вкус?

    - Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.

    - Какого цвета апельсин?

    - Представь, что ты держись в руках апельсин. Что ты чувствуешь?

    Задание 4. Нарисуй апельсин.

    Задание 5. Расскажи, чем отличаются апельсин и лимон. Чем они похожи?

    ЗАГАДКА.

    Я загадаю загадку, а отгадку прошу тебя нарисовать.

    Внимание! Что за зверь лесной

                       Встал, как столбик под сосной,

                       И стоит среди травы,

                       Уши больше головы. (Заяц)

    Задание 1. Какими словами можно рассказать про зайца.

    Задание 2. Вспомни и повтори загадку.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

    НА  ТЕМУ:

    ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ.

    СТУДЕНТКИ 431 ГРУППЫ

    ДОШ. ФАКУЛЬТЕТА  АГПУ

    КРАМАРЬ Е.А.

    Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребёнок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой лёгкостью ребёнок схватывает новую информацию, делают прогнозы и далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки. Загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребёнок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребёнка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания – это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребёнок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребёнок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребёнка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует появлению культурной памяти (опосредованной) – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т.д. Впоследствии ребёнок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки. Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приёмами классификации и группировки в целях запоминания.

    Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

    Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования. Запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста ещё не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребёнку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4, 55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объём запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов.

    Для того, чтобы работа по развитию памяти была успешной, необходимо использовать игры, задания, упражнения и занятия, где требуются бумага, карандаши, картон, ножницы, предметные и сюжетные картинки.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

    Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

    Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.

    В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...

    Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

    в презентации представлена работа проводимая с детьми старшей ргуппы по развитию произвольной памяти средствами дидактичеких игр. Разработана и опробирована система работы , описаны методики и практич...

    Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

    развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...

    консультация для родителей на тему "Формирование произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх"

    Формирование произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх...

    Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше...