Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".
план-конспект по теме

Плужникова Елена Витальевна

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях , предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. Для   воспитателя  владение    образцовой   речью -  это   показатель  его  профессиональной     подготовленности.  Таким   образом, среди  требований   к  речи   педагога  ДОУ  выделяют  следующее:

 

Правильность– соответствие  речи  языковым  нормам (  знать  и  выполнять  правила  литературного   произношения).

 

Точность-   соответствие  смыслового  содержания  речи   и  информации, которая  лежит  в  ее  основе.

 

Логичность-   выражение  в   смысловых   связях   компонентов  речи  и   отношение   между  частями  и   компонентами  мысли.

 

Чистота-   отсутствие  в  речи  элементов, чуждых   литературному  языку.

 

Выразительность-  особенности  речи, захватывающая  внимание  и  создающая  атмосферу  эмоционального    сопереживания.

 

Богатство -  умение   использовать  все  языковые  единицы   с   целью  оптимального  выражения  информации.

 

Уместность-  учет  специфики  нацеливает  педагога  на  формирование  у  детей  культуры  речевого  поведения (  навыков  общения, умение  пользоваться   разнообразными  формулами  речевого  этикета, ориентироваться  на  ситуацию   общения, собеседника  и  др.)

 

Голос -  профессиональный  инструмент  воспитателя. И  им  надо  уметь  владеть, беречь  его  от  перегрузок. Неправильное  использование  голосовых  возможностей  может  привести  к  аномалиям   связок. Характерная   ошибка  многих  педагогов -  стараться  перекричать  общий  говор  детей.   В  результате  никто  из  них   не  слышит  друг  друга.  А« секрет»  для  установления   здоровой  тишины:  разговаривать    с  ребятами  голосом  умеренной  силы, а  иногда  совсем  тихо, а  при  необходимости(  как  исключение)  громко, умело  делать  переходы  от  громкого  звучания  к  тихому  и  наоборот. Важно, чтобы  голос  воспитателя  не  звучал   без  нужды,- это  утомляет  и  взрослого, и  детей.

 

Поза,  мимика, жест, как  известно, дополняют  выразительность  речи,   усиливают  понимание   того, о  чем  говорится. Имеет  огромное  значение, с  каким  выражением  лица  разговаривает  педагог  с детьми. Особенно  это  важно  для  малышей -  ведь  по  выражению  лица  старшего  им  легче  определить  смысл  сказанного.

Человек,  обладающий  культурой  речи,  умеет  высказать  мысль  точно, доказательно  и  образно.  Многие  трудности  в  педагогической  деятельности  возникают  из-за  неумения  пользоваться  словом  как  инструментом,  воздействующим  на  ребенка, помогающим  установить  с  ним  контакт. Не  стоит, очевидно  доказывать, что  речь  воспитателя  должна  быть  правильной, в  меру  эмоциональной  и  доходчивой.

 

Дети  удивительно  чутко  улавливают, как  разговаривают  взрослые – спокойно  или  с  раздражением, умеренно  громко  или  крикливо, уважительно  или  с  пренебрежением, и,  подражая, копируют. Педагог, давая  поручение  ребенку, говорит : « Пойди, пожалуйста, к Нине  Павловне и  скажи  ей, что  я  велела  дать  книжку». Правильно  ли это? Ведь  говорить Нине   Павловне « велела» невежливо; велеть- значит  приказывать. Важно, чтобы  ребенок  правильно  понял  это  поручение и  правильно  обратился  с  просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине  Павловне ,что  я  ее  прошу…»

 

Владеть  родным  языком– значит  уметь  связно,  последовательно, полно, содержательно, образно  высказывать  свою  мысль. Для  того, чтобы  слушающий  понял  говорящего, нужны  еще  и  умения  использовать  языковые  средства-   соответствующие  интонации, логические  паузы  и  ударения , выбирать самые  точные  слова, увязывать  фразы  для  перехода  от  одного  предложения  к  другому. Одна  из  первостепенных  задач  воспитателя – подмечать  собственные  речевые  недостатки, вслушиваться  в  собственную  речь, ставить  почаще  перед  собой  вопросы:  как  звучит  моя  речь?

 

Слова- паразиты-  это  слова  связки, накрепко  закрепившиеся  в  лексиконе  человека, намертво  вошедшие  в  его  разговорную  речь,  ставшие  привычкой.   Слова- паразиты  чаще  всего   прицепляются  обычно  к  тому  человеку, который часто  делает  заминки  в  речи, не  может  быстро  подобрать  нужное  слово  или  с  маленьким  словарным  запасом. Например, как бы,  по  ходу,  это  самое,  да  не  вопрос,  прикинь  короче  это  самое,  полюбому  и  т.п. Самыми  распространенными  и  часто  употребляемыми  словами-паразитами  являются  матерные  слова. Есть  и  звуки-паразиты:  «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».

 

Как  излечиться  от    словарных  паразитов?

 

1.Составьте  список  своих  личных  словечек, распечатайте  или напишите их  от  руки, повесьте  на  видное  место. Штудируйте список,  откладывайте  его  в голове, и  при  возможном  появлении  слов  в  реальности  вы   будете     вооружены: просто  не  позволите  себе  употребить  эту  гадость  вновь.

2.Читайте, читайте  и  еще  раз  читайте! Ничто  не  развивает   лучше  речь, чем  чтение  качественной  литературы!

3.Старайтесь  общаться  с  людьми, речь   которых  заслуживает  твердой « пятерки» с  плюсом. Никто  еще  не  отменял  банальную  пристройку, когда  человек  невольно  начинает  подражать   красивой  грамотной  речи, а  потом  и  сам  всеми  силами  стремиться  говорить  только  так.

 

 

И  в  заключении , хочу  подвести  итог, что  учить  на  лучших  образцах  родного  языка -  одна  из  важнейших  задач  воспитателя, которую  он  решает  в  процессе  повседневного  общения  с  детьми. В  целом  речь  педагога  должна  быть   полной, красочной, с  точно  подобранными  словами,  грамматически правильно  оформлена,  выразительна ,между  отдельными  частями   высказывания  должна  быть    установлена  логическая   связь.  К  вышеперечисленным  требованиям  необходимо  отнести   правильное  использование  педагогом  невербальных  средств  общения, его  умение  не  только  говорить  с  ребенком, но   и  слышать  его. Знание  педагогом  ДОУ  названных  требований, их  соблюдение   и   постоянное   совершенствование   качеств   своей  речи -  это  залог  успешности  работы  по  речевому  развитию  детей  в  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy__etiket___vospitatelya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях , предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. Следовательно,  развивающий  потенциал   речевой  среды  в  детском  Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях , предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. воспитательном  учреждении  целиком  зависит   от   качества  речи  воспитателя. Для   воспитателя  владение    образцовой   речью -  это   показатель  его  профессиональной     подготовленности.  Таким   образом, среди  требований   к  речи   педагога  ДОУ  выделяют  следующее:

Правильность – соответствие  речи  языковым  нормам (  знать  и  выполнять  правила  литературного   произношения).

Точность -   соответствие  смыслового  содержания  речи   и  информации, которая  лежит  в  ее  основе.

Логичность -   выражение  в   смысловых   связях   компонентов  речи  и   отношение   между  частями  и   компонентами  мысли.

Чистота -   отсутствие  в  речи  элементов, чуждых   литературному  языку.

Выразительность -  особенности  речи, захватывающая  внимание  и  создающая  атмосферу  эмоционального    сопереживания.

Богатство -  умение   использовать  все  языковые  единицы   с   целью  оптимального  выражения  информации.

Уместность -  учет  специфики  нацеливает  педагога  на  формирование  у  детей  культуры  речевого  поведения (  навыков  общения, умение  пользоваться   разнообразными  формулами  речевого  этикета, ориентироваться  на  ситуацию   общения, собеседника  и  др.)

 

Голос -  профессиональный  инструмент  воспитателя. И  им  надо  уметь  владеть, беречь  его  от  перегрузок. Неправильное  использование  голосовых  возможностей  может  привести  к  аномалиям   связок. Характерная   ошибка  многих  педагогов -  стараться  перекричать  общий  говор  детей.   В  результате  никто  из  них   не  слышит  друг  друга.  А

« секрет»  для  установления   здоровой  тишины:  разговаривать    с  ребятами  голосом  умеренной  силы, а  иногда  совсем  тихо, а  при  необходимости(  как  исключение)  громко, умело  делать  переходы  от  громкого  звучания  к  тихому  и  наоборот. Важно, чтобы  голос  воспитателя  не  звучал   без  нужды,- это  утомляет  и  взрослого, и  детей.

Поза,  мимика, жест, как  известно, дополняют  выразительность  речи,   усиливают  понимание   того, о  чем  говорится. Имеет  огромное  значение, с  каким  выражением  лица  разговаривает  педагог  с детьми. Особенно  это  важно  для  малышей -  ведь  по  выражению  лица  старшего  им  легче  определить  смысл  сказанного.

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  детском   саду  (  во  время  всех  видов  деятельности ),  он  организует  их  игры,  он  говорит  с ними  на  всех  занятиях , предусмотренных  программой,  знакомит   детей  с речью  авторов  художественных    произведений   во  время  чтения. Человек,  обладающий  культурой  речи,  умеет  высказать  мысль  точно, доказательно  и  образно.  Многие  трудности  в  педагогической  деятельности  возникают  из-за  неумения  пользоваться  словом  как  инструментом,  воздействующим  на  ребенка, помогающим  установить  с  ним  контакт. Не  стоит, очевидно  доказывать, что  речь  воспитателя  должна  быть  правильной, в  меру  эмоциональной  и  доходчивой.

Дети  удивительно  чутко  улавливают, как  разговаривают  взрослые – спокойно  или  с  раздражением, умеренно  громко  или  крикливо, уважительно  или  с  пренебрежением, и,  подражая, копируют. Педагог, давая  поручение  ребенку, говорит : « Пойди, пожалуйста, к Нине  Павловне и  скажи  ей, что  я  велела  дать  книжку». Правильно  ли это? Ведь  говорить Нине   Павловне « велела» невежливо; велеть- значит  приказывать. Важно, чтобы  ребенок  правильно  понял  это  поручение и  правильно  обратился  с  просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине  Павловне ,что  я  ее  прошу…»

Владеть  родным  языком – значит  уметь  связно,  последовательно, полно, содержательно, образно  высказывать  свою  мысль. Для  того, чтобы  слушающий  понял  говорящего, нужны  еще  и  умения  использовать  языковые  средства-   соответствующие  интонации, логические  паузы  и  ударения , выбирать самые  точные  слова, увязывать  фразы  для  перехода  от  одного  предложения  к  другому. Одна  из  первостепенных  задач  воспитателя – подмечать  собственные  речевые  недостатки, вслушиваться  в  собственную  речь, ставить  почаще  перед  собой  вопросы:  как  звучит  моя  речь?

Слова- паразиты-  это  слова  связки, накрепко  закрепившиеся  в  лексиконе  человека, намертво  вошедшие  в  его  разговорную  речь,  ставшие  привычкой.   Слова- паразиты  чаще  всего   прицепляются  обычно  к  тому  человеку, который часто  делает  заминки  в  речи, не  может  быстро  подобрать  нужное  слово  или  с  маленьким  словарным  запасом. Например, как бы,  по  ходу,  это  самое,  да  не  вопрос,  прикинь  короче  это  самое,  полюбому  и  т.п. Самыми  распространенными  и  часто  употребляемыми  словами-паразитами  являются  матерные  слова. Есть  и  звуки-паразиты:  «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».

Как  излечиться  от    словарных  паразитов?

1.Составьте  список  своих  личных  словечек, распечатайте  или напишите их  от  руки, повесьте  на  видное  место. Штудируйте список,  откладывайте  его  в голове, и  при  возможном  появлении  слов  в  реальности  вы   будете     вооружены: просто  не  позволите  себе  употребить  эту  гадость  вновь.

2.Читайте, читайте  и  еще  раз  читайте! Ничто  не  развивает   лучше  речь, чем  чтение  качественной  литературы!

3.Старайтесь  общаться  с  людьми, речь   которых  заслуживает  твердой

 « пятерки» с  плюсом. Никто  еще  не  отменял  банальную  пристройку, когда  человек  невольно  начинает  подражать   красивой  грамотной  речи, а  потом  и  сам  всеми  силами  стремиться  говорить  только  так.

И  в  заключении , хочу  подвести  итог, что  учить  на  лучших  образцах  родного  языка -  одна  из  важнейших  задач  воспитателя, которую  он  решает  в  процессе  повседневного  общения  с  детьми. В  целом  речь  педагога  должна  быть   полной, красочной, с  точно  подобранными  словами,  грамматически правильно  оформлена,  выразительна ,между  отдельными  частями   высказывания  должна  быть    установлена  логическая   связь.  К  вышеперечисленным  требованиям  необходимо  отнести   правильное  использование  педагогом  невербальных  средств  общения, его  умение  не  только  говорить  с  ребенком, но   и  слышать  его. Знание  педагогом  ДОУ  названных  требований, их  соблюдение   и   постоянное   совершенствование   качеств   своей  речи -  это  залог  успешности  работы  по  речевому  развитию  детей  в  ДОУ.