Мастер - класс для родителей "Народная кукла - как источник развития ребёнка"
презентация по теме

Романова Марина Васильевна

Возвращение традиционных народных кукол в  дошкольное детствобудет способствоватьизменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как  свободно развитую личность. Для этого необходимо объединить воспитание семейное и общественное.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_kukla.pptx570.14 КБ
Файл vstupitelnaya_statya_k_master_-_klassu.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Народная кукла своими руками» Романова М.В., воспитатель МАДОУ № 82 « Гусельки » , г. Северодвинск, 2012 http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива Мастер – класс для родителей

Слайд 2

Цель мастер – класса: привлечь внимание родителей к культурному наследию русского народа; дать родителям знания о народной кукле, её роли и значении для детей; познакомить с различными видами традиционной тряпичной народной куклы, способами её изготовления; выяснить место традиционной русской куклы в воспитании подрастающего поколения и возможности использования народной куклы в развитии современного ребёнка. К. Лемох , "Варька" http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива

Слайд 3

Ход мастер – класса: Зал оформлен в русском стиле. Звучит народная музыка. Родители знакомятся с выставкой кукол, изготовленных педагогами, затем к ним присоединяется ведущая – мастерица. Здравствуйте, гости дорогие! Я рада видеть вас у себя в гостях. Давайте познакомимся. Все представляются друг другу. Всем вам известно, что такое кукла. У каждого из нас в памяти хранится, та единственная, которой мы отдали своё сердце. По сути своей кукла – это отображение образа человека или животного, которое может быть сделано из самого разнообразного материала: ткани, кожи, бумаги, дерева, пластмассы, а также других материалов. А какие куклы вы покупаете своим детям? В какие игры ребёнок с ними играет? // Выслушиваются ответы родителей. Посмотрите, здесь представлены куклы, изготовленные педагогами нашего детского сада. Представление кукол изготовленных педагогами детского сада. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива

Слайд 4

Кукла – отражение человека. Как и человек, она может какой угодно: дружелюбной, злой, грустной или весёлой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла может выполнять разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Вы знаете, что мир современных кукол очень велик и многообразен. Изготовленные из искусственных материалов они привлекают нас. Почему? Как вы считаете, от выбора куклы зависит, будущая жизнь ребёнка? // Выслушиваются ответы родителей. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива

Слайд 5

Дети во все времена играли в куклы. И сегодня, я хочу познакомить вас с прабабушкой современных кукол. Такой русской красавице отводилась главная роль в воспитании и развитии детей. А почему? На этот вопрос мы с вами попробуем ответить вместе. Русские традиционные куклы делали по разным поводам, для разных случаев. Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Существовали куклы, служившие оберегом своим хозяевам. Самой распространенной игрушкой на Руси была тряпичная кукла. В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет, пока не имели различий в костюме. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. Игрушки – куклы берегли. Клали их в приданое. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива

Слайд 6

Кукла рассматривалась, как эталон рукоделия. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный – само солнце, огонь, символ плодородия; жёлтый – тепло, младенчество; зелёный – здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и духовное общение; чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья. Русская тряпичная кукла включает в себя несколько типов, сформированных традицией. Сейчас мои подружки – мастерицы познакомят вас с некоторыми из них Родители рассаживаются по несколько человек за каждый стол, где их ожидают мастерицы. Каждая из них рассказывает о своей русской традиционной кукле, способе её изготовления. По окончании работы над куклой, родители меняются местами с родителями из другой группы и т.д. Пока все не попробуют изготовить различные виды кукол. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива

Слайд 7

Рассказ мастерицы на примере вепсской куклы идёт одновременно с её изготовлением. Вепсская кукла – одна из самых древних обереговых кукол. Она сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась. Это образ замужней женщины. А также символ благополучия и достатка, а её большая грудь –символ сытого, здорового ребёнка. О вепсской кукле – обереге http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Куколка делалась, как правило, из старых вещей матери. Мама или бабушка отрывали от «счастливых» платьев лоскутки и связывали их в куколку. Жизнь ребёнка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой. Именно поэтому при изготовлении куклы не использовались ножницы и иглы, а лоскутки ткани отрывались руками. Чтобы её изготовить, понадобиться лоскут отбелённой хлопковой ткани, 3 – 4 лоскута цветного ситца, разноцветные обрывки нитей. Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой. В наряде куклы обычно присутствует красный цвет – символизирующий тепло, здоровье, радость. По окончании изготовления родителями кукол, все собираются не середине зала. Моя педагогическая инициатива

Слайд 8

Какие красавицы – куклы у нас с вами получились. Мы делали этих кукол все вместе, посмотрите, есть ли среди них одинаковые? // Выслушиваются ответы родителей. Каждая кукла индивидуальна, она отражает образ того человека, который её делал. Мы с вами сделали несколько народных кукол за очень короткое время. Как вы считаете, чему может научиться ребёнок в процессе изготовления такой куклы? // Выслушиваются ответы родителей. Обратите внимание, все наши куклы "безлики". Вы можете сказать, какое настроение сейчас у этой куклы? // Выслушиваются ответы родителей. Так же как вы, дети должны выдумать настроение куклы и её характер. Это позволяет детям мечтать и фантазировать. Наделяя куклы теми или иными чертами, ребёнок примеривает на себя «взрослую жизнь», учится быть частью окружающего мира. Такая добротная и ладная кукла может украсить ваш дом или стать хорошим подарком на праздник. Ведущая подводит итоги, используя ответы родителей. Благодарит за внимание и прощается: «До новых встреч». * Ответы родителей на вопросы по необходимости могут комментироваться мастерицей. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива

Слайд 9

В проведении мастер – класса принимали участие педагоги детского сада: С.А. Хромцова , М.С. Жданова. 1. http://www.cultnord.ru/www.kenozerje.1771.com/www.kenozerje.17-71.com/www.kenozerje.17-71.com/Trjapichnaja_kukla.html 2. http://www.katjushik.ru/?s=%D0%B2%D0%B5%D0%BF%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0& 3 . http://www.koloyar.ru/handcraft/doll В работе были использованы материалы интернет ресурсов: http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Моя педагогическая инициатива



Предварительный просмотр:

http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве»

Народная кукла – как источник развития ребёнка

Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.

Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой и / или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Наша страна обладает  богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и  для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.

В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.

Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это  материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и  мастерства. По ней судили о хозяйке.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила  их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.  

А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её  познавательная и образовательная функция.

Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего  существования.

Возвращение этой рукотворной  лоскутной фигурки в  дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как  свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Список литературы:

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1990.

Моя педагогическая инициатива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов. Конструирование, как источник развития ребенка

Мастер-класс для воспитателей ДОУ и специалистов по развитию пространственного мышления через игры и авторские методики (игры Никитина и аналоги, Танграм, Тримино)....

Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер-класс как одна из современных форм эффективного взаимодействия семьи и ДОУ (на примере мастер-класса «Народная тряпичная кукла»).

Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий. Поэтому н...

Мастер - класс для педагогов "Куклы - обереги своими руками. Вепсская кукла".

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не прсто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастарами было освоено искусство изгото...

Мастер - класс "Создание мультфильмов, как способ всестороннего развития ребёнка"

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире....

Мастер - класс «Создание мультфильмов как способ всестороннего развития ребёнка»

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире....