Главные вкладки

    ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
    статья по теме

    Ништа Марина Владиславовна

    В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_volshebnaya_strana.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

    Обоснованность и актуальность темы

    Одним из условий формирования гармоничной личности является развитие художественных и творческих способностей человека. Для развития творческих способностей детей важны театрализованные игры. Синтетический характер всех театрализованных игр, и в особенности спектаклей, позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: развить в ребёнке художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Музыкально-театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов творчества, вызывают у детей огромную радость. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

    Коллектив нашего детского сада мечтал о создании своего театра детского творчества и давно шёл к этому.

    В течение последних 5 лет я сама углублённо работала по теме «Развитие сценического творчества старших дошкольников средствами музыкально-театрализованных представлений». За основу взяла программу «Театр – творчество – дети» Сорокиной и Миланович. А также собственные наработки, ведь все 12 лет работы в детском саду музыкальным руководителем в подготовке всевозможных праздников, развлечений я тяготела к театрализованным постановкам. Каждый утренник – это не просто отдельные концертные номера, а синтез песни, танца и игры, то есть маленький музыкальный спектакль.  

    За годы у меня сформировалась чёткая система подготовки детей к выступлению. Она основана на синтезе всевозможных образовательных программ, технологий. Например, мне очень нравится программа «Ладушки» Новоскольцевой и Каплуновой. Кроме того, на своих занятиях активно использую элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, психоэтюды Чистяковой, элементы фонопедического метода, «Логориитмику» Картушиной, игровую методику обучения пению Кацер. Применение этих и других методик повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма, эмоционально раскрепощает детей.

    В итоге вся эта целенаправленная работа вылилась в многочисленные победы нашего садика на городских, краевых и даже всероссийских конкурсах творчества дошколят. И в один прекрасный момент я поняла, что пора расширять и углублять театрально-музыкальную деятельность. Мы созрели к тому, чтобы открыть собственный театр.

    У нас функционировало много кружков, но каждый сам по себе, и мы решили объединить их и создать в 2008 году проект «Волшебная страна по имени ТЕАТР».

    Уникальность проекта в том, что в нашем театре (мы с детьми назвали «Конфетти») ребенок развивается разносторонне. В нём дети сами и режиссеры, и актеры, и сценаристы, и модельеры, и декораторы. Ребята развивают фантазию, придумывая сказки и неожиданные сюжетные повороты, сами ставят небольшие сценки. Помимо театральной деятельности каждый ребёнок реализует себя как декоратор, художник-оформитель, модельер. Рисование, аппликация, элементы ручного труда - все это складывается вместе и получается дизайн, которому бы позавидовали и театральные коллективы. С детьми мы оформляем афиши, пригласительные билеты на театральные постановки. В детском саду работает свой информационный центр, где систематически проходит анонс театральных постановок.  

    Посещая занятия студии 2 раза в неделю, дети приобретают опыт исполнительской деятельности, получают общее музыкально-хореографическое развитие, пробуют себя и в танце, и в музыке. Формируются и личностные качества ребёнка. Погружение в мир сказки, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, совместная продуктивная деятельность помогают ребенку научиться управлять своим поведением, полноценно общаться и сотрудничать со сверстниками. Занятия в коллективе способствуют выработке правильной осанки, пластики, координации движений, развивают чувство ритма и музыкальный слух и просто радуют детей.

    Наша творческая группа

    С детьми в музыкальном театре занимаюсь не только я, со мной в проекте работают два педагога. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Махинько Татьяна Петровна учит детей правильно и выразительно говорить, ведь для актёра хорошая дикция очень важна. Оживлять образ с помощью танца, пластических этюдов детям помогает хореограф 1 квалификационной категории, бывшая артистка театра балета Романова Тереза Петровна. Кроме того, неоценимую поддержку оказывают воспитатели, они  закрепляют с детьми разученный на студийных занятиях материал.

    Формирование материальной базы

    Но для того, чтобы проект заработал, нужна хорошая материальная база. Где взять деньги в наше непростое время? К счастью, есть такая доступная всем форма «творческого» зарабатывания денег, как участие в конкурсах социально-культурных проектов, организуемых на уровне города и края. Мы, например, уже три раза побеждали в конкурсе проектов, организуемых «ЛУКОЙЛОМ». В общей сложности заработали 150 тысяч рублей и приобрели для садика всевозможные ТСО: ноутбук с мультимедиа проектором для организации цветового сюжетного фона представлений, синтезатор, усилитель, микрофоны и т.д., Кроме того, купили ткань для пошива костюмов и занавеса, оформили театральную гостиную, приобрели декорации.

    Итак, какова же последовательность этапов проекта «Волшебная страна по имени ТЕАТР».

    Первый этап – это оформление идеи на бумаге, то есть методическая разработка проекта.

    Второй этап – поиск средств для реализации задумки, подача документов  на конкурс социально-культурных проектов.

    Попутно  - заключение договоров с творческими коллективами города (Березниковский драматический театр, детские музыкально-театральные студии «Апельсин» и «Росинка»), чтобы  детям можно было видеть работу профессионалов и знать, к чему стремиться.

    На этом же этапе – активная пиар-кампания (публикации в городских СМИ, сюжеты на местном телевидении печать рекламных буклетов, выпуск газеты «Семицветик»).

    Третий этап - организация театра детского творчества на базе детского сада.

    Он включает несколько подразделов.

    1. Встречи с детьми и родителями по вопросам создания театра (круглый стол, консультации, семинары-практикумы, игровые программы-обзоры).
    2. Занятия в студии. Пластические упражнения, этюды, распевки, речевые игры и пр.  (об этом подробно говорилось выше).
    3. Проведение различных мероприятий:
    1. Ярмарка детского творчества «Жизнь игра, а мы актеры».
    2. Вернисаж «Лица, актеры, сказки».
    3. Конкурс чтецов.
    4. Неделя сказки.
    5. Организация праздников и развлечений в детском саду, основанные как на современном, так и на народном музыкальном материале.
    6. Театрализованные представления «Теремок», «Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Лесные пожары», «Белая цапля», опера «Музыкальный Колобок» и др.

         4. Участие в культурной жизни города:

    1. Участие в конкурсах детского творчества «Уральская звёздочка», «Театральное Верхнекамье», на лучший новогодний праздник.
    2. Выход в ближайшие детские сады и школы, подготовка музыкально-театральных композиций для ветеранов, проживающих в микрорайоне.
    3. Участие в городском конкурсе «Таланты нашего двора».
    4. Творческое сотрудничество с движением «Березниковский характер».
    5. Выступление на большой сцене со своими лучшими спектаклями в ДК им. Ленина, в Культурно-деловом центре, на Дне города и других значимых городских мероприятиях.
    6. Посещение спектаклей драмтеатра и других коллективов, экскурсии по закулисью, беседы с актёрами.
    7. Подготовка совместных мероприятий с Детской музыкальной школой им. Чайковского.

    5. Работа в нашем театре продолжается, на подходе новые постановки «Конёк-горбунок» и «В берёзовом краю». Дети с нетерпением ждут репетиций, новых выступлений.

    Теперь о результатах. 

    За два года мы поставили оперы «Репка», «Колобок» музыкальные сказки «Заюшкина избушка». Ряд работ получили высокое признание на конкурсах. Так, например, сказка «Двенадцать месяцев» - 1 место  в городском конкурсе «На лучшее новогоднее мероприятие». Сказка «Щелкунчик» - 2 место в этом же конкурсе и 1 место в конкурсе театрального мастерства в номинации «Самый волшебный спектакль». Мюзикл «Лесные пожары»  - 1 место во всероссийском конкурсе «Юные звёзды сцены». Литературно-хореографическая композиция «Я служу России» - 1 место в краевом конкурсе «Театральное Верхнекамье» в номинации «Самый актуальный спектакль». Экологическая сказка «Белая цапля» - 1 место в городском конкурсе «Детский сад года».

    Всё это повысило престиж нашего учреждения. Но самое главное

    произошли существенные сдвиги в творческом развитии детей.  Дети, которые занимаются в нашем театре выгодно отличаются от сверстников. Их речь и мимика более выразительна, память лучше, они интересные рассказчики и внимательные слушатели. Приведу один эпизод, который наглядно проиллюстрировал, насколько театральная деятельность развила в них умение вовремя сконцентрироваться, мобилизоваться, ответственно подойти к выполнению сложной задачи.  Незадолго до конкурса «Театральное Верхнекамье» по городу прокатилась эпидемия гриппа, и многие наши артисты заболели. У нас практически не было времени на репетиции. Буквально за неделю до конкурса я решила не дожидаться всех артистов, а поставить на их место детей, которые готовили другие роли. Они их в момент освоили и отлично выступили, артистично и уверенно держались на сцене.

    Работа над спектаклями сплотила весь наш коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями.

    Итак, я убеждена, что выбранное нами направление перспективно, что творческая одаренность детей проявляется и эффективно развивается в условиях театральной деятельности. Творческая одарённость - предпосылка успеха в любой деятельности.

    Музыкальный руководитель

    1 квалификационной категории МДОУ

    «Детский сад № 74» г. Березники

    Ништа Марина Владиславовна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оздоровительный проект "Волшебная страна здоровье"

    Проект включает в себя планирование Недели здоровья в детском саду. В рамках реализации проекта  планировалась  деятельность  с детьми, педагогами и родителями....

    Проект "Волшебная страна Здоровья"

    Цель  данного  проекта - пропаганда  здорового  образа  жизни  и  совершенствование  физкультурно – оздоровительной  работы  в  целях  сниже...

    Проект "Волшебная страна сказок"

    Проект "Волшебная страна сказок" исследовательско-творческий, долгосрочный для детей средней группы...

    Проект "Волшебная страна - здоровье" вторая младшая группа

    Проект «Волшебная страна - ЗДОРОВЬЕ»Проект эффективного взаимодействия воспитателей c родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.  Проблемный вопрос: Как сохра...

    Проект "Волшебная страна книг"

    Летний проект для детей старшего дошкольного возраста. Цель  проекта. Заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности в работе с книгой, способствовать установлению тесных, эмо...

    Проект "Волшебная страна Чукокколы"

    Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. Проведения экскурсии в мини музеи для детей группы и детского сада...

    Проект по развитию элементарных математических представлений Тема: «Волшебная страна геометрических фигур» для детей старшего дошкольного возраста

    Проект  по развитию элементарных  математических представлений  Тема: «Волшебная страна геометрических фигур» для детей старшего дошкольного возраста      ...