Главные вкладки

    Перспективные планы по арттерапии в средней группе
    календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

    Кухальская Ольга Владимировна

    Перспективное планирование для детей средней группы ДОУ по сказкотерапии, игротерапии, изотерапии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnye_plany_po_samoobrazovaniyu_v_sredney_gruppe.docx31.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сентябрь.

    1. Тема: «Использование песочной игротерапии с детьми среднего дошкольного возраста».

        Цели: Упражнять детей в вырезании одинаковых деталей из сложенной бумаги. Воспитывать взаимопомощь, сострадание, желание помочь людям, попавшим в беду. Способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью массажа с песком.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Чудесный ручеёк».

        Цели: Формировать умение произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц. Обучать умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение – расслабленность, твёрдость – мягкость, тяжесть – лёгкость). Коррекция дыхания. Развитие моторики речевого аппарата. Развитие фонематического слуха. Обогащение словаря по теме «Грибы».

    1. Тема: «Изображение солнца в детских рисунках».

        Цели: Воспитание любви к родной природе. Учить детей создавать выразительный образ солнца при помощи отпечатка ладони. Закрепить красный, жёлтый, оранжевый цвет, навыки пользоваться кистью и гуашью.

    1. Тема: «Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии».

        Цели: Психогимнастика: - учить угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации (удивление) и аффективные состояния (смелость, болезнь, печаль).

    - учить передавать ритмизацию движений героев сказки (мышка-норушка бежит, Баба-Яга храпит).

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дремучий лес, деревья у дома бабушки).

    - побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях образ растений (дремучий лес, деревья у дома бабушки), их эмоциональные состояния 9болезнь, смелость).

    Словесное комментирование:  - довести до детей замысел сказки, стремление спасти от беды близкого – естественно для доброго человека).

    - активизировать в речи образные выражения (цветок-лепесток, красна девица, горевала).

    - подводить детей к совместному составлению словесного описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма.

    Октябрь.

    1. Тема: «Играем с песком».

        Цели: Обогащать представление детей о разнообразных качествах песка, способах действия с ним в зависимости от состояния. Пробуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию. Учить соотносить отпечаток с предметом, развивать сообразительность, игровое творчество. Учить делать простые умозаключения. Воспитывать аккуратность.

    1. Тема: Сказкотерапия по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?»

        Цели: Стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движения рук и ног. Развивать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу. Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, и учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм. Развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку. Учить интонационно, выразительно подражать голосам животных в пении. Развивать произвольное внимание и воображение. Снять телесное и эмоциональное напряжение с помощью музыки.

    1. Тема: «Страна эмоций» (изотерапия).

        Цели: Научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере. Осуществлять рефлексию чувств детей, дать испытываемым эмоциям название. Дать возможность детям оценить эмоции негативного характера в условиях максимальной безопасности.

    1. Тема: «Путешествие в розовую страну» (сказкотерапия).

        Цели: Учить детей воспринимать «сказочные законы» - нормы и правила поведения, побуждать действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Сплотить группу, развивать чувства взаимопомощи и поддержки. Развивать творческие возможности, фантазию, выдумку, любознательность в разнообразных видах деятельности (игры, изодеятельность,  художественное слово, пластика движений и т. д.). Развитие адаптивных навыков.

    Ноябрь.

    1. Тема: «Наши страхи» (игротерапия).

        Цель: Уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе. Помощь в преодолении негативных переживаний.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Жадный великан» (познавательно-аффективная ориентировка).

        Цели: Словесно-режиссёрская игра: - воспитывать умение по настроению музыки догадываться об изменении природных явлений;

    - знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);

    - подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).

       Психогимнастика: - учить передавать ритмизацией движения героев сказки (гномики идут, идёт великан);

    - побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (удивление);

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (проливной дождь, отдых на солнышке).

    1. Тема: «Коррекция детских страхов с использованием изотерапии».

        Цели: Коррекция детских страхов. Помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию. Снизить ситуативную тревожность, способствовать повышению самооценки детей, обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Жадный великан» (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).

        Цели: Психогимнастика: - учить угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации (угощение, отдых) и аффективные состояния (жадность, удивление);

    - учить передавать ритмизацией движения героев сказки (гномики идут, идёт великан);

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (проливной дождь, отдых на солнышке).

       Словесное комментирование: - довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);

    - подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

    - активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; что есть мочи).

    Декабрь.

    1. Тема: «Я больше не боюсь» (игротерапия).

    Цели: Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. Снятие страха перед темнотой. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Жадный великан» (выражение замещающей потребности).

        Цели: Психогимнастика: - учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (жадность);

    - развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (проливной дождь, отдых на солнышке).

       Совместная словесная импровизация: - учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (гномики прячутся от великана).

    1. Тема: «Ритуал символического исцеления» (изотерапия).

        Цели: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Каприза» (познавательно-аффективная ориентировка).

        Цели: Словесная режиссёрская игра:- воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев;

    - знакомить с образными выражениями, антонимами (всё не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а весёлая);

    - подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).

       Психогимнастика: - учить соотносить эмоциональную ситуацию (Каприза жужжит, Даша капризничает) и ритмический рисунок;

    - побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (удивление, каприз);

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (Даша капризничает, полёт бабочки).

    Январь.

    1. Тема: «Знакомство» (игротерапия).

        Цели: Понизить уровень психоэмоционального напряжения посредством метода игровой терапии. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Каприза» (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).

        Цели: Психогимнастика: - учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев эмоциональные ситуации (капризы, удивление, ссора) и аффективные состояния (удивление, отказ);

    - учить передавать ритмизацией эмоциональные ситуации (каприза жужжит, Даша капризничает);

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (Даша капризничает, полёт бабочки).

       Совместное словесное комментирование: - довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);

    - подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

    - активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (всё не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а весёлая).

    1. Тема: «Драматизация с масками» (изотерапия).

        Цели: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, своё настроение. Создать доверительную обстановку, материализовать страх, создавая маску. Помочь детям в процессе театрализации освободится от негативной энергии.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Каприза» (выражение замещающей потребности).

        Цели: Психогимнастика: - учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (капризы);

    - развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (Даша капризничает, полёт бабочки).

       Совместная словесная импровизация: - учить детей совместно составлять два-три предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).

    Февраль.

    1. Тема: «Снеговик» (игротерапия).

        Цели: Коррекция поведенческих проблем; снятие повышенной тревожности; укрепление собственного  Я-ребёнка. Научить детей определять своё внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека; обучение работе в группе в парах; привитие навыка следовать инструкции взрослого.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Снежинка-пушинка» (познавательно-аффективная ориентировка).

        Цели: Словесная режиссёрская игра:- воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев;

    - знакомить с образными выражениями  (снежинка-пушинка, морозная, пуще прежнего);

    - подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (просьба).

       Психогимнастика: - учить передавать ритмизацией соотносить образ действий героев (Метелица ударила посохом, снежинки летят на землю);

    - побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (грусть);

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дрожание от холода, приятная усталость).

    1. Тема: «Отработка страха в рисунке».

        Цель: Отработка эмоций страха и тревоги в рисунке.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Снежинка-пушинка» (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).

        Цели: Психогимнастика: - учить угадывать по выразительному исполнению движения сказочных героев (снежинка-пушинка просит о помощи, ребята затужили, Метелица ударяет посохом, ребята играют в снежки) , их эмоциональные состояния (просьба, грусть, радость, приказ);

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дрожание от холода, приятная усталость).

       Совместное словесное комментирование: - довести до детей замысел сказки (надо помогать тому, кто попал в беду);

    - подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

    - активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (снежинка-пушинка, морозная, снежная, затужили, пуще прежнего).

    Март.

    1. Тема: «Я люблю…» (игротерапия).

        Цели: Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

    1. Тема: «Сказкотерапия «Снежинка-пушинка»  (выражение замещающей потребности).

        Цели: Психогимнастика: - учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (грусть, настойчивость);

    - развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;

    - развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (ребята замёрзли, приятная усталость).

       Совместная словесная импровизация: - учить детей совместно составлять два-три предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (ребята просят Метелицу о помощи).

    1. Тема: «Лабиринт страхов» (изотерапия).

        Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

    1. Тема: «Путешествие по сказке «Маша и медведь».

        Цели: Развитие у детей памяти и восприятия. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. Развитие у детей общей и мелкой моторики. Формировать умение самостоятельно составлять простейшие описательные рассказы по картине. Формировать полноценную пространственную ориентировку – понимание и использование разных пространственных направлений.

    Апрель.

    1. Тема: «Моё имя» (игротерапия).

        Цели: Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение. Формирование чувства близости с другими людьми. Достижение взаимопонимания, сплочённости, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

    1. Тема: «Расскажем сказку».

        Цели: Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояния сверстников, героев сказок. Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку «Кот, петух и лиса». Развивать умение входить в определённый образ, представлять его, выполнять имитационные движения. Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Готовить их к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочную ситуацию, обращаясь к положительному опыту персонажей, который малыши могут использовать в жизни.

    1. Тема: «Настроение» (игротерапия).

        Цели: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умения его выразить.

    1. Тема: «Применение сказкотерапии в театрализованной деятельности».

        Цели: Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке. Развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. Формировать возможности перевоплощения с использованием интонации, пантомимы. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативы.

    Май.

    1. Тема: «Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста».

        Цели: Развивать фонематический слух; учить бросать мяч невысоко вверх и ловить. Расширять словарный запас детей. Закреплять правильное употребление существительных мн. ч. в род. п.; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди. Учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его. Формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.

    1. Тема: «Игры и игровые упражнения с детьми, имеющими нарушения в речи».

        Цели: Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше. Развивать логическое мышление, фонематический слух, внимание, координацию движений, творческую активность. Вспомнит порядковый и количественный счёт в пределах 10. Учить рисовать методом «ладошки». Закреплять умение правильно пользоваться гуашью. Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

    1. Тема: «Зарывание секретиков».

    Цели: Коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений. Установление психологического комфорта. Развитие связной речи. Совершенствовать умения и навыки практического общения. Развитие фантазии. Побуждать ребёнка к активным действиям концентрации внимания. Стабилизация положительного эмоционального фона.

    1. Тема: «Очищение души».

        Цели: Формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми, обучение приемлемым способам снятия негативных чувств и эмоций. Снятие негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничества, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживание. Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.

    Литература:

        - Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб, 1998.

        - Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард. – Спб, 2001.

        - Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб, 2002.

        - Дошкольная педагогика. Январь-февраль, 2007. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.

        - Мой ребёнок. Май, 2003. Кулакова Н., Грабенко Т. Следы на песке.

        - Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – Спб, 2006.

        - Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб, 2002.

        - Киселёва М. В. Арттерапия в работе с детьми. – Спб, 2006.

        - Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М, 2009.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 51 г. Томска

    Перспективный план  

     по теме самообразования:

    «Использование арттерапии с детьми дошкольного возраста (сказкотерапия, игротерапия, изотерапия)»

    в средней группе.

            

                                                            Воспитатель:  

                                                                    Кухальская О. В.

                                                         

    Томск 2010

    Использование арттерапии с детьми дошкольного возраста (сказкотерапия, игротерапия, изотерапия).

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    перспективный план подвижных игр в средней группе

    Перспективный план подвижных игр в средней группе в табличной форме...

    Перспективный план работы в логопедической средней группе

               Спецификой коррекционной работы в соответствии с требованиями "Программы ..." является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение ма...

    перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

    Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

    Перспективный план работы по конструированию средняя группа

    Перспективные планы разработаны на основе программмы "Развитие " Л.А. Венгера , О.М.Дьяченко...

    Перспективный план работы с родителями средняя группа

    Перспективный план  работы с РОДИТЕЛями 2012-2013 уч год ЯГОДКА...

    Перспективный план взаимодействия с родителями (Средняя группа)

    Очень удобный план  для работы с родителями!...

    Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе

    Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ  в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ  в...