Как проявляется заикание.
статья на тему

Захаренкова Валерия Владимировна

Материал данной статьи может быть полезен и родителям, и педагогам, которые работают с детьми, имеющими недостатки  речевого развития. В статье обозначены взгляды некоторых авторов на различные  нарушения, выявленные в ходе обследования у заикающихся детей, отмечаются особенности и отклонения в характеристике внешних проявлений речи заикающегося ребёнка, раскрывается понятие о речевой судороге - наиболее типичном и обязательном симптоме заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._kak_proyavlyaetsya_zaikanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Как проявляется заикание.

У заикающихся детей различными авторами отмечаются следующие нарушения:

  1. В.С.Кочергина – выявила у многих детей различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм (стремление всё делать наперекор, без всякой мотивировки действий, вопреки разумным основаниям), различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, физическая ослабленность, энурез (ночное недержание мочи)
  2. Доцент, врач, Б.И. Шостак – обнаружила значительные нарушения общей и речевой моторики (системы двигательных реакций). Помимо судорог в речевом аппарате у заикающихся детей нередки случаи насильственных (непроизвольных) движений (судороги, тики) в мышцах лица, шеи, рук.

Выявила целый ряд разнообразных произвольных движений, так называемых, уловок, к которым ребёнок прибегает с целью замаскировать или облегчить свою неправильную речь.

  1. Часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость движений.

В характеристике внешних проявлений речи заикающихся детей можно отметить следующие отклонения:

  1. Прежде всего, обращает на себя внимание нарушение плавности речи, темпа, ритма и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, или вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний, или просто затруднённое начало фраз.
  2. У многих обнаруживаются речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия).
  3. Речевая активность у многих детей снижена, общение с окружающими ограниченное, что говорит о нарушениях коммуникативной функции речи.
  4. У заикающихся детей (особенно раннего возраста) нередко наблюдаются в речи физиологические несовершенства произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз, неразвитость связной речи и т.д.

Итак, заикание – это не только расстройство речевой функции, но прежде всего это расстройство нервной системы, соматического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, при наличии психологических особенностей. Перечисленные отклонения  в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее, одно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.  

Наиболее типичным и обязательным симптомом заикания

 является речевая судорога.

Речевой поток как бы с разбега наталкивается на невидимый барьер, который нарушает плавное течение речи.  Речевые судороги при заикании различаются по форме, месту и частоте.

  1. По форме речевые судороги могут проявляться:

- в навязчивом повторении одинаковых речевых движений: та-та-та-та-тарелка;

- в сильном, длительном сковывании движений: п’…….пила;

- в смешанном проявлении.

  1. В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:

-  артикуляционные (судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого нёба – свободный речевой выдох как бы запирается, обычно это происходит на смычных согласных: бу-бу-бумага и т.д.));

- голосовые (судорога охватывает мышцы гортани – голосовые связки или плотно, или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука: а-а-апельсин; или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шёпотом);

-  дыхательные (из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и человек как бы замирает с открытым ртом; или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе).

- смешанные, когда имеют место все виды судорог.

  1. Частота речевых судорог является своеобразным и характерным для заикания и обычно зависит от целого ряда причин:

  -  на отдельных трудных звуках и сочетаниях;

       -  зависят от формы речи говорящего;

       - от условий, окружающей обстановки, где приходится общаться;    

         заикающимся  обычно  легче  говорить  в  хорошо  знакомой,  спокойной

         обстановке или в одиночестве и значительно труднее – при посторонних и      

         незнакомых людях, в общественных местах.

          Понимание своего недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от заикания или хотя бы замаскировать его нередко порождают у заикающихся детей определённые психологические особенности: стеснительность, вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетённости и постоянные переживания за свою речь. Иногда бывает и наоборот – расторможенность, показную разболтанность и резкость.        

Литература:

В.И. Селиверстов  Заикание у детей, Москва «Просвещение», 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Материалы для родителей. "Ребёнок 5 лет проявляет агрессию"

В данном материале представлены памятки для родителей:1. Причины детской агрессии2. Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно ...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...