Организация и проведение деловой игры.
статья по теме

           Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае­мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру­ют и тренируют их практические умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_i_provedenie_delovoy_igry.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение

деловой игры.

Понятие  формы – деловая игра.

Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматривае мой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формиру ют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра - это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в ли цах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ре бенка, его родителей, заведующей или коллеги.

По определению А.А. Балуева (А.А. Балуев. Методы активного обучения». - М.: Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, рассмотрим две из них.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, то есть как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли
какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал.

В этих играх может быть отработано поведение педагога в опреде ленных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т.д.

Деловыми играми часто называют также игры, основанные на телевизионных передачах: КВН, «Поле чу дес», «Счастливый случай», различные викторины, а также разрабо танные ими или адаптированные к педагогическим проблемам дет ского сада игровые приемы (они оказывают существенную помощь не только в совершенствовании педагогического мастер ства, но и в сплочении педагогов, создании коллектива единомы шленников).

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в дет ском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и вос питательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практи ческому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отра жения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, лег кости и указывает на связь этого процесса с положительными эмо циями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом.

Требования по организации и проведению деловой игры.

 «Как часто мож но проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год. Хорошо, если старший воспитатель сам поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнут ри» и только затем приступит к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.

В методической работе деловая игра является  частью единой системы.

Подготовка и проведение деловой игры — процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить ее отдельные элементы или содержание без изменения модели.

Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се минары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:

  1. создание проекта деловой игры;
  2. описание последовательности действий;
  3. описание организации проведения игры;
  4. составление заданий для участников;
  5. подготовка оборудования.

Проект деловой игры

  1. Название деловой игры, ее цели.
  2. Состав участников.
  3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
  4. Суть проблемы, подлежащей решению.
  5. Состояние исследуемого вопроса.
  6. Руководство деловой игрой.
  7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.

Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.  

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предло женных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кру жочком внутри обозначен организатор, кружочками - члены группы.

Блочный метод размещения: подходит для организа ции диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.

 Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «перего воры».

Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом

 Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать пе дагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участни ков внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внут реннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дис куссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетиро вание. Отметим, что продуманная система оценки связана с функ цией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: от мечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, ана литиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести за ключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.


Приложение.

Сценарий деловой игры

на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

1.        Цель:

          - уточнение знаний педагогов, компетентность в осуществле нии ведущих задач учебного года;

  1. развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные во просы;
  2. контроль за соблюдением педагогами правил культуры рече вого общения, тактичного поведения.

2.        Правила игры:

  1. уметь слушать других;
  2. вырабатывать общее решение вопроса;
  3. принимать активное участие в игре;
  4. не оспаривать оценку жюри;
  5. соблюдать культуру речи и тактичность;
  6. придерживаться регламента.

3.        Атрибуты игры:

  - эмблема команды;

-        значки капитанов;

         - большой куб с цифрами;

-        колокольчик;

           - песочные часы;

-        аудиокассета с записью легкой музыки;

  1. воздушные шары с листами-вопросами внутри;
  2. табло для демонстрации результатов;
  3. бланки-протоколы у жюри.

4.        Ход игры:

Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра на чинается.

Разминка

Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получа ют для своей команды вопрос.

  1. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
  2. Что в первую очередь влияет на формирование человеческой лич ности? (Воспитание, социальная и природная среда, наыедственность.)

Рубрика «Говори правильно»

I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.

  1. В живом уголке жили ежи да ужи.
  2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

II.        Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.

III.        Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каж дой команды.

1.        Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

2.        Назовите главные задачи познавательного развития.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблю дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб ственной деятельности и т.д.

3.        Перечислите функции речи старшего дошкольника.

  1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
  2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
  3. Речь - как область объективных отношений, которые познает ребенок.
  4. Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

4.        Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи тания патриотических чувств.

•        Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.

« Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну».

• Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше ний и т.д.

IV.        Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает отве ты и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

V.        Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие суве ниры, благодарит за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...

Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....