КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ"
материал по теме

Пичинина Наталья Анатольевна

ПОДРОБНО ОПИСАНЫ РАЗНООБРАЗНЫЕ  ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

                                                                         

        Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В тоже время семья выступать и  отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т.д.). Эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому нуждаются в помощи педагогов, хотя не все родители осознают это. Содержание работы педагога с родителями включат в себе вопросы воспитания и обучения детей; для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем.

        Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно /«как воспитали меня»/. Для воспитания полноценной личности ребенку необходима как семья, так и детское сообщество в дошкольном учреждении, где ребенок получает образование, получает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

        Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике  и его семье. Только тогда возможно повышение  эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.

        К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов с родителями относятся:

–– общение на основе диалога;

–– открытость, истинность в общении;

–– отказ от критики и оценки партнера по общению.

        Как отмечает А.А. Петрикевич и М.М. Ярмошкина тесное и доверительное взаимодействие в значительной степени определяется порцией самих педагогов, какую роль он играет в отношениях с родителями.

Условно модели общения можно выделить:

–– «Экспертная модель» – эту модель педагоги используют в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Особенностью таких отношений является то, что воспитатели осуществляют тотальный контроль над всем и сами принимают все решения. Эта модель не предполагает активного участия родителей.

–– «Трансплантантная модель» – педагоги пользуются этой моделью, когда считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, но в то же время признают полезность участия родителей, рассматривая их как средство, ресурс для достижения поставленных целей.

–– «Потребностная модель» – эту модель педагоги используют, когда основной целью своей деятельности удовлетворение потребности семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют разнообразные взаимодействия педагогов с родителей.

        Индивидуальные формы:

        Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с це лью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

        Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отве чают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

        Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с роди телями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Про водятся воспитателями практически ежедневно.

        Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию.

        Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-об разовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного ма териала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоя тельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней за рядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.

        Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: вос питателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспи тания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.

        Коллективные формы:

        Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), кото рое фиксируется в протоколе.

        Лектории. Предполагают обучение родителей через распростра нение психолого-педагогических, медицинских, экономических, юриди ческих и других знаний на лекциях "по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация ребенка к Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

        Конференции, семинар.  Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкрет ных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ре бенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

        Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональ ное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада.  Неодно значных проблем путем высказывания различных мнений и аргу ментов в пользу тех или иных решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав»: за и против».

        Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителя ми, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

        Устные журналы. Предполагают выступления педагогов и дру гих специалистов детского сада с тематическими (психолого-педаго гическими, медицинскими, правовыми, экономическими и др.) сооб щениями, во время которых даются также и практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Готовим ребенка к шко ле», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».

        Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками до школьного учреждения сообщений, практических рекомендаций и мате риалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в вос питании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».

        Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую органи зацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи впле тается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.

        Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психо логическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:

        Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведе ние (проигрывание) родителями различных проблемных педагогиче ских ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш бе рет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

        Радиовещание. Подразумевает передачу сообщений на различные темы развития, воспитания, обучения детей по радиосети дошкольного учреждения в те периоды времени, когда родители находятся в детском саду (приводят и забирают детей). Например: «Роль отцов в воспита нии дошкольников», «Воспитываем самостоятельность у детей», «Чем отличается мир детей от мира взрослых».

        Экскурсии. Проводятся  совместные посещения детьми, роди телями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотно шений, эмоциональной разгрузки.

        Родительские школы. Предполагают организованное коллективом дошкольного учреждения долговременное обучение взрослых для пе редачи психолого-педагогических знаний о дошкольном детстве с по мощью различных форм: лекций, семинаров, тренингов, игр и т. д. На пример: «Школа для пап», «Школа молодой семьи».

        Клубы по интересам. Представляют собой объединение родите лей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб масте ров», «Садоводы-цветоводы».

        Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Вклю чает в себя активную деятельность различного рода в групповом по мещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготов ка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

украшений и др.

        Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного по сещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: заняти ями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

        Телефон доверия. Предполагает рекламу режима работы опреде ленного телефонного номера, по которому желающие могут анонимно высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, разъяснения, другую информацию

у имеющихся в детском саду специалистов.

        Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с деть ми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как ак тивные, насыщенные Эмоциональным общением мероприятия, в про цессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, от дохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.

        Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, вос питательские, совместные выступления: чтение стихотворений, испол нение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

        Благотворительные акции. Организуются для материальной под держки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание дополнительных бесплатных услуг.

        Наглядно - информационные формы:

        Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распо рядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательно го процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

        Папки- передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обо гащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

        Выставки. Предполагают представление результатов индивиду альной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педаго гов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фото выставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).

        Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.

        Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жиз ни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Напри мер: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, ле пим», «Музыкальные занятия».

        Список предложенных форм  сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Так, например, фор мы работы на основе телепередач появились в практике сотрудниче ства с семьей с рождением на телеэкране интерактивных игр со зрите лями. Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки-передвижки, трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую деятельность. Мероприятия, име ющие традиционную структуру (родительские собрания, лектории, кон ференции и другие), наполнились новыми приемами (интерактивны ми играми, диагностическими процедурами и т. д.).

        На сегодняшний момент многие формы работы с родителями ис пользуются в комплексе. В структуру любого мероприятия е участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.  

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность  активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

В игровых методах использовать мячик, микрофон и т.п. Это могу быть игры-загадки, задания, связанные с перевоплощением в ребенка, творческие задания. Можно использовать метод игрового моделирования – это позволяет родителям расширить поле зрения на какую-либо проблему и на свое представление о ребенке. В условиях игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком («Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу»). В игровом тренинге родители заново открывают для себя радость общения с ребенком.

В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент. Где уместно одно в другом месте неприемлемо.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы сотрудничества с родителями

Для повышения педагогической компетентности родителей в детском саду организован «Клуб современных родителей»....

Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»

Мы поставили перед собойцель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и аде...

Консультация «Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения»

Повышение педагогической грамотности родителей основная цель работы воспитателей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья....

Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».

laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....