Семинар-практикум "Старые сказки на новый лад"
материал по теме

Федотова Тамара Николаевна

Систематическое изучение проблем педагогики.Подкреплять теоретический материал из практики показом отдельных приёмов и способов работы. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов. Развивать творчество и фантазию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Новый взгляд на старую сказку»

Цель семинара:

  1. Систематическое изучение проблем педагогики.
  2. Подкреплять теоретический материал из практики показом отдельных приёмов и способов работы.
  3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов.
  4. Развивать творчество и фантазию.

«Сказка  развивает  внутренние силы    

 ребенка, благодаря которым человек    

не   может  не  делать  добра,  то есть

                                      учит   сопереживать».

В.А. Сухомлинский

С

казка — один из элементов культуры. Она базируется на народ но-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным и нравственно-педагогическим потенциалом.

Потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.

В настоящее время сказка становится преимущественно автор ской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требова ниям времени, ставит перед собой иные задачи, но не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий для детей сказку, продолжает оставаться, несмотря на богатство своей фантазии, представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит. Ему самому в детстве рассказывали сказки и пели песни своего народа. И став взрослым, он без труда сможет вернуться в собственное детство, увидеть мир глазами ребенка.

Может, не столь важно, как мы определяем сказку, — как народную, литературную, авторскую? Важно, чтобы она оставалась такой, ка кая есть: доброй, строгой, нежной, поэтичной, справедливой и ум ной. Если же сказка не учит добру и любви — это уже не сказка. Но я уверена, что отличить ее от истории с плохим концом дети сумеют, потому что ребенка не обманешь. Они точнее отличают фальшь и ложь от правды, настоящую, интересную и умную игру — от бес смысленного времяпровождения.

В работе со сказкой нужно сделать акцент не на приобретение необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка.

Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи, явления, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

А чтобы ребенок полностью прочувствовал сказку, нужно, чтобы она отражалась во всех видах деятельности, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей.

В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Лучше использовать сказочную форму для развития личности как субъекта общения, его коммуникативной компетентности.

И

спользование элементов ТРИЗ в работе со сказкой помогает раскрепостить детей, способствует преодолению стереотипов, стандартности мышления; развивает их творческое мышление и воображение, образное видение, изобретательность, а также формирует самостоятельность, активность, инициативность.

Пусть Вас не смущает это громкое название — ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Все грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ — это уже скорее символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей логическое решение, абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.

        ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуального труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Сейчас  мы с вами попробуем рассмотреть некоторые возможности ТРИЗ в интеллектуальном развитии детей посредством сказки. Хочу отметить (это очень важно), что работать надо с хорошо знакомыми ребёнку сказками.

 

Практическая часть

Видоизменение сказки в загадку

  1. «Я решил просто попутешествовать по свету, и не знал, что на пути мне встретятся и злые, и хитрые.., а я-то думал, все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка».
  2.  «Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком бабушки, ни с кулаком дедушки».
  3. «Долго я один в поле стоял, совсем ветхий стал и, конечно, совсем не ожидал, что во мне поселятся так много зверей. Я не выдержал и рухнул!»

А теперь я предлагаю поиграть всем в игру «Теремок». В эту игру играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детей в назывании свойств различных предметов. Игра может иметь несколько вариантов.

ИГРА  «ТЕРЕМОК»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Объединение героев из разных сказок в одну

  1. Снежная королева и Снегурочка.
  2. Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик.
  3. Карлсон и Мальвина.
  4. Незнайка и Чиполлино и т.д.

Придумывание сказок с героями, носящими смешные имена

  1. Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг...
  2. Две девочки — Заколка и Шпилька — решили отправиться в путешествие...

Антонимы в сказках

Я называю вам антонимы, а вы (дети) угадываете настоящее название сказки.

  1.  «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».
  2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».
  3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».
  4.  «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».
  6. «Зеленая бейсболочка» — «Красная Шапочка».

        Молодцы, и я опять предлагаю вам поиграть, теперь уже в игру «Красная Шапочка»

Игра "Красная шапочка"

Цель: развитие творческого воображения.

Реквизит: бумага и фломастеры.

Ввод в игру: напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги). Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает: - Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)? Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки. Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться). Примечание: некоторые развороты в игре можно использовать в воспитательных целях, например, бабушка-гитара, перебирая струны, меняет свое настроение. Здесь можно рассказать о необходимости управлять своим настроением и привести доступные для детей примеры, как это делать.

Сказки-слова

 

Взрослый пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально. Дети его «расшиф ровывают».

Ц — царевна.

В — вилка.

Е — ель.

Т — тапочки.

О — очки.

К — красавица.

На основе этих шести слов дети дома должны сочинить сказку.

Что было бы, если...

Первая команда придумывает подлежащее, например «дельфин»; вторая — сказуемое, например «разговаривать».

Вопрос: «Что было бы, если дельфины могли разговаривать?»

Завиральные истории

Взрослый берет известную сказку и немного изменяет ее. Детям дается задание: как только они услышат ошибку, хлопнуть в ладоши. Например: Жили-были дедушка, бабушка и колобок.

Часть занятия с элементами ТРИЗ по изодеятельности «По следам сказки»

А теперь я предлагаю вам ещё раз побыть детьми, вспомнить свою любимую сказку и нарисовать её сюжет с элементами ТРИЗ, это может пригодиться в вашей дальнейшей работе на занятиях, в свободное время, в самостоятельной, художественной деятельности. Принцип проведения — от простого к сложному. Но при проведении таких занятий необходимо выполнять следующие правила: ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал: цветные, простые карандаши, акварель, гуашь, уголь, тушь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал. Весь этот материал находится в доступном для ребенка месте во время пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятии обязательно.

Сегодня я предлагаю использовать «пальцевую живопись» краска наносится пальцами, ладошкой. В плоские банки ставится вода. Правило — каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытирают салфеткой.
          Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки — в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т. д. В старших группах получаются красивые пейзажи, деревья, смешение красок, накладывание их друг на друга.

 

Методу пальцевой живописи, в современной педагогике, отводится особое значение. Рисование пальцами рук, ступней ноги, а может быть и подбородком и носом, утверждают психологи, позволяет развивать воображение, а так же помогают развивать такие качества характера, как свобода мысли и действий, желания заявить о себе, самоутвердится, быть лидером, стремления преодолевать трудности.

Не всегда, правда, относятся к этому методу серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером. Ведь рука или отдельные пальцы, это тоже инструменты, и в некоторых случаях даже более удобный. Например, указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть.

Дерзайте!

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.

Желаю вам творческих успехов!         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Развлечение про ПДД. Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)

Сказка «Теремок»(старая сказка на новый лад для примерных дошколят) Цель: пропаганда здорового образа жизни.  Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения...

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад)

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад) с  детьми группы компенсирующей направленности «Почемучки»Действующие лица: хоровод:  Репка,  Дед,  Бабка, Жучка,...

«Зайка ищет новый дом» сказка на новый лад

создание условий для развития у детей интереса к музыкальным произведениям по средствам драматизации...

Сказка на новый лад " Новые приключения Колобка."

Развлечения по ОБЖ с детьми среднего  и младшего возраста...