Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает  наблюдательность, ловкость, самообладание  и  другие  черты  характера.  Она  придавала  особое  значение  играм, которые  развивают  самостоятельность, организаторские  навыки воспитывают  человека  с  психологией  общественника – коллективиста [6,c.135].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_2.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Сюжетно-ролевая  игра  как  средство  организации  нравственного  воспитания  детей  старшего  дошкольного  возраста  в  ДОУ

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает  наблюдательность, ловкость, самообладание  и  другие  черты  характера.  Она  придавала  особое  значение  играм, которые  развивают  самостоятельность, организаторские  навыки воспитывают  человека  с  психологией  общественника – коллективиста [6,c.135].

А.С.Макаренко  подчеркивал, что  «игра  имеет  важное значение  в  жизни  человека, она  является  подготовкой  к  труду  и  должна  постепенно  заменяться  трудом»[9,с.235].

Игровая  деятельность  детей всегда  связанна  с  возникновением  и  развитием  между  ними  определенных  взаимоотношений. В  игре  позиция каждого  ребенка  активна: он  играет, пока  сам  этого  хочет  и  пока  ему  интересно, активно  ищет  товарищей  для  игры, вступает  с  ними  в  определенные  отношения.  Дети сами  придумывают  игры, организуются  для  игры,  сами  разрешают  конфликты (или  не  разрешают - тогда игра  распадается),  сами  создают  играющие  группы , меняют  их  состав.         Игра  способствует  тесному  общению  детей, установлению  контактов  между  ними, возникновению  чувства  симпатии  и  антипатии.  Безусловно, активность  не  у  всех  детей  одинакова, и  это  нельзя  не  учитывать. Есть  дети  пассивные, замкнутые, робкие.  Именно  через  игру  легче  чем  через  обучение  и  труд, включить  таких  ребят  в  коллективную  деятельность ,  помочь  им  закрепить  свое  положение  в  коллективе  детей .  Конечно , при  этом  требуется  большой  такт  со  стороны  воспитателя , взрослых.  Они  не  должны  навязывать  свою  волю, обязаны  учитывать  индивидуальные  особенности  детей.  Замкнутым, пассивным, робким  не  под  силу  сразу  роль  организатора, главного, ведущего  в  игре. Если  им  приходится  выступать  в  этой  роли  по  настоянию  воспитателя , то  они , как  правило , с  ней  не  справляются  и  начинают  вообще  избегать  коллективных  игр [6,с.58].

Коллективные  игры  сплачивают  детей, способствуют  формированию  товарищеских  отношений  между  ними.  В  таких  играх  детям  необходимо  согласовывать  свои  действия  с  действиями  других  участников  игры, выполнять  общеустановленные  правила, быть  справедливым  к  своим  товарищам. Многие  детские  игры  включают  в  себя  элементы  состязаний:  кто  самый  меткий, самый  ловкий, самый  быстрый. В  игре  кто-то  выигрывает, кто-то  проигрывает.  Такие  ситуации  позволяют  воспитателю  формировать  у  старших  дошкольников  справедливое  отношение  и  к  проигравшим, и  к  собственным  успехам, основанное  на  доброжелательности, желании  помочь  товарищу, научить  его  тому, что  он  еще  не  умеет  делать [8,с.58].

Играющие  либо  придерживаются  их, либо  нет, из-за  чего  и  возникают  разногласия. Тот, кто  не  выполняет  правила, нарушает  общий  замысел  и  ход  игры,  проявляет  свое  пренебрежение  к  играющим  и  этим  самым  вызывает  к  себе  соответствующее  отношение. Нарушающий  правила  или  подчиняет  себе  остальных  и  игра  изменяется  по  его  замыслу,  или  с  ним  перестают  играть  и  он  вообще  остается  вне  игры [6,с.12].

Для  возникновения  правильных  взаимоотношений  между  детьми  имеет  значение  и  содержание  игр, их  организация.

Содержание  игры  должно  быть  нравственным  в  том  смысле, что  в  них  отражаются   наблюдения  за  событиями  общественной  жизни, отношениями  людей, их  трудом  и  отдыхом [6,с.291].

Наиболее  доброжелательные  отношения  складываются  между  детьми, симпатизирующими  друг  другу. Тогда  общий  тон  взаимоотношений  в  игре  доброжелательный, решение  спорных  вопросов  происходит  на  справедливой  основе.  Дети  быстро  договариваются  о  том ,как  будут  играть ,распределяют  между  собой  роли ,уступают  друг  другу ,делятся  игрушками; когда  у  них  возникают  ссоры , они  умеют  их  улаживать  [6,с.45].

Недоброжелательные  отношения  складываются  в  группах, где  каждый  из  играющих  стремится  заставить  других  действовать  так, как  ему  кажется  нужным  и  интересным. Если  такие  дети  попадают  в  одну  группу, они  ссорятся, дерутся, обижают  друг  друга, их  игры  часто  кончаются  слезами,  острыми  конфликтами.   Очевидно, не  следует  соединить  «неконтактных» детей  в  одной  группе [6,с.49].

Задача  воспитателя, внимательно  наблюдая  за  детьми  в  играх, выявлять, на  какой  нравственной  основе  строятся  их  взаимоотношения, и  активно  воздействовать  на  формирование  правильных, гуманных  отношений. Для  этого,  прежде  всего  надо  вдумчиво  подходить  к  созданию  играющих  групп, помочь робким,  застенчивым  найти  себе  товарищей, тщательно  оценивать  первые  успехи  детей  в  игре, проявление  их  товарищеских  отношений, симпатий.  Маленькие  «командиры»  незаменимые  выдумщики  и  организаторы  игр,  должны  быть  в  каждой  группе, без  них  игра  не состоится. Но  взрослому  необходимо  следить,  чтобы  эти  дети  не  подавляли  инициативы  других, считались  с  играющими. Их  успехи  надо  оценивать,  возможно,  более  сдержанно  и  редко, но  особо  отмечать  проявления  с  их  стороны  чуткости к  товарищам.  Полезно  такого  дошкольника  включить  в  игровую  группу, в  которой  есть  товарищи  более  сильные  и  ловкие. Того, кого  сейчас  в  группе  почему-то  не  любят,  с  кем  не  хотят  играть,  лучше  всего  включить  в  «нейтральную» группу, без  ярко  выраженных  симпатий; там  его  скорее  примут  в  игру, он  испытает  радость  от  того, что  его  приняли, и  будет  стараться  хотя бы  первое  время  быть  «терпимым», уступать  другим [4,с.35].

Воспитатель  должен  находить  для  каждого  такую  играющую  группу, которая  оказывала  бы  на  него  положительное  влияние. Тогда  игра  станет  действенным  средством  нравственного  воспитания  детей,  будет  способствовать  установлению  правильных  товарищеских  отношений  между  ними [6,с.69].          

Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того, чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности. Рассмотрим строение игры:

  1. Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм.
  2. Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действия с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний. Но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно сюжетно – ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.[5,с.48].

 Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно – ролевых отношениях. В самом деле, одним из условий реализации, какой – либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно [10,с.65].

       Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к  сюжетно – ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:

  1. На самом низком уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое  разделение  функций, дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
  2. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
  3. Начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.
  4. Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно. Ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. «Манипуляции» ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание  действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не позиции роли, которую он выполняет в игре [5,с.102].

     Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся во круг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем «оценку» этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе [1.48].

 А.В. Запорожец выделил два плана сюжетно – ролевой игры:

- сюжетно – ролевые отношения

-реальные отношения по поводу игры.

  Сюжетно – ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.[7,с.32].

Одной  из  особенностей  сюжетно- ролевой  игры  является  принятие  детьми  роли  взрослых. Поэтому  детей  интересуют  иные , чем  в  сюжетно – отобразительной  игре , стороны  окружающей  действительности.  Сначала  детей  интересуют  действия, которые  выполняет  взрослые, а  потом- взаимоотношения  и  обобщение  людей [5,с.21].

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач. У детей развивается эмоциональная выразительность движения, жестов, мимики [8,с.3].

С обогащением игрового опыта возрастает длительность взаимодействия. Сначала  играющие, вступают в кратковременное взаимодействие, потом оно становится более длительным.

В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными, они придумывают, во что будут играть, то есть определяют замысел. Для его реализации самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи. В практике порой и в старших группах воспитатели обращаются к детям с предложениями: '' Давайте сыграем в ...''. Это свидетельствует либо о том, что у детей еще в младшем дошкольном возрасте не развивали самостоятельность, поэтому им и требуется помощь, либо о том, что педагоги не ставят перед собой задачу развивать у воспитанников самостоятельность в игре [5,с.32].

Кроме этого, дети могут самостоятельно выбирать предметные и ролевые способы отображения окружающего в игре. Они сами подбирают необходимые игрушки, если требуется какой-то предмет, которого нет, то легко используют для его замены предметы-заместители или воображаемые предметы. Традиционное оформление по сюжетам, когда весь игровой материал, например, для игры в больницу, сосредоточен в одном месте, не способствует развитию у детей самостоятельности в выборе предметных способов, так как все игрушки уже приготовлены заранее.
Приняв роль, дети сами придумывают, что можно сказать от имени того человека, чью роль они выполняют, какие средства выразительности использовать, чтобы быть похожим на него, то есть самостоятельно выбирают ролевые способы отображения окружающего. Дети должны быть самостоятельны и в выборе партнеров по игре [1,с.63].

Сюжетно-ролевые игры иначе называют еще творческими, так как в них у дошкольников больше всего проявляется творчество. Так же как и самостоятельность, творчество у детей может быть в выборе способов решения поставленных игровых задач. Но на начальном этапе сюжетно-ролевой игры творчество у детей проявляется в выборе только предметных способов, так как они уже хорошо сформированы, а в развитой сюжетно-ролевой игре - не только предметных, но и ролевых [5,с.48].

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и другое. Костюмы не нужно закреплять за определенной ролью, как это часто бывает в детских садах. Дети любят их комбинировать, даже белый халат, который обычно предназначен для роли врача, дети иногда надевают как плащ[2,с.56].

Появлению ролевых высказываний помогает специально оборудованная предметно-игровая среда. Нужны игрушки-партнеры, у девочек ими становятся куклы, с ними девочки разговаривают и тем самым у них формируются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Для мальчиков порой такого партнера не находится, хотя ими могут быть игрушечные животные, например, собака, обезьяна и др. [7,с.63].

Чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к воображаемому собеседнику, можно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребенок уединяется от остальных детей, и в спокойной обстановке может сосредоточиться на разговоре, преодолеть стеснительность. Телефонная будка может использоваться в играх и в других назначениях, например, как ракета, как лифт и др.[5,с.32].  

В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для самостоятельных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машин, теплоход и др., а также крупные предметы-заместители: средообразующие модули, фанерные ящики, выполненные по типу кубиков-вкладышей, крупный строительный материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, вокруг разбросали кубики как будто лодки или льдины, поставили треугольники, а это скалы или акулы [3,с.82].
      Такая обстановка создает у детей иллюзию подлинности переживаемых событий. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, дети много двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображение в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, вот поэтому наряду с игрушками, предлагаются и мелкие предметы-заместители.
      Изучив научную  литературу  актуальности  ролевой игры в дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:

1.Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

2. Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляция, а также ролевых способов отображения окружающего.
3. Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.
4. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

5. Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре, условными.

       Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно - ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Список литературы

1.Аникиева Н.П. Воспитание  игрой. М.,  Просвещение. 1997,-143 с.

2.Бондаренко А.К. ,Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение,1983.-192с.

3.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка. М. Просвещение,1991.

4.Гербова В.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду  М-«Мозайка-синтез» 2005.

5.Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников ,Учебно-методическое пособие  Пенза- 1995. -185 с.

6.Каирова И.А. ,Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.,Просвещение-1975. -320с.

7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре М-Просвещение, 1982.  

8.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей Сочинение в 7-ми томах, том 4, М-1957.-383 с.

9.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, М-Владос,2001.

         10.Шедровицкий Г.П.  Методология педагогических исследований игры,  М-1964.-108 с.