Мастер - класс "Организация игр - драматизаций в группах младшего дошкольного возраста и руководство ими."
материал (младшая группа) по теме

Герасимова Татьяна Александровна

 Материал предназначен для педагогов. Здесь освещены виды игр - драматизаций, организация занятия, в практической части - две сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_dram._master_-_klass.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическая часть:  

Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности ( интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой  – либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Виды игр – драматизаций:

1.Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает  на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

2. Игры – драматизации с куклами  бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности.

Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2-3 раза. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель.

Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило, дети великолепно включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе». Музыкальные игры – драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их  главной задаче – созданию художественного образа. Важно, что это – коллективное и совместное со взрослыми действие и здесь возможна большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации тоже происходит опосредованное музыкой общение детей между собой и со взрослыми, но в новом качестве – через роль. Музыкальные игры – драматизации должны быть доступны детям по образам и содержанию деятельности. Для младших дошкольников важно действовать вместе, в этом возрасте малыши не любят действовать в одиночку.

Практическая часть: А сейчас мы, уважаемые коллеги, инсценируем сказку К.И. Чуковского «Цыпленок». Эта сказка, музыкальный спектакль – наиболее трудная для педагога, но чрезвычайно радостная для детей деятельность.

(Далее путем жеребьевки распределяются роли главных персонажей между педагогами).

                                      Итак, сказка начинается.

                          Музыкальная сказка «Цыпленок»    

                                     К.И.Чуковского

                                               

Действующие лица: ведущий, цыпленок, курочка (его мама), черный кот, красивый петух, лягушка.

Ведущий: Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой…

( звучит быстрая музыка),   (легким мелким шагом выходит Цыпленок.  Поворот головки вправо, поворот влево. На  месте «пружинка», и Цыпленок садится на корточки около забора.)

Ведущий: Но цыпленок думал, что он очень большой и важно задирал голову. Вот так:

        (цыпленок, сидя на корточках, принимает важную осанку.)

Ведущий: И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая

   (звучит музыка в умеренном темпе) (Входит Курочка. Она подходит к Цыпленку, гладит  его по головке. Поправляет юбочку, ласкает)

Ведущий: Как – то раз налетел на маму Черный кот и погнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой!

(звучит быстрая музыка).( Стремительно выбегает Черный Кот и гонится  за Курочкой. Оба убегают.)

Ведущий: (печально). Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит (таинственно): взлетел  на  забор  красивый большой Петух. Вытянул шею и во все горло закричал.

     (Петух появляется после слов «большой Петух». Он становится на стул за забором и, подняв  голову, громко кричит:

Петух: Ку-ка –ре-ку! Я молодец! Я удалец! (звучит быстрая музыка, но не слишком

                  (Удаляется   под   музыку. (Цыпленок все время на него удивленно и восхищенно смотрит, провожая взглядом).

Ведущий: Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и что было силы завопил.

Цыпленок: Пи-пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!

Ведущий: Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так!

                 (Цыпленок шлепается, как будто попадает в лужу.)

           (Звучит довольно спокойная музыка).

Ведущий: В луже сидела Лягушка.

(Лягушка выглядывает из – за забора.) Она увидела его и  засмеялась.

Лягушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!Далеко тебе до петуха. (Прячется за забор. Цыпленок плачет.)

Ведущий: Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так!

                (Звучит сначала быстрая, затем спокойная музыка.)

             (Мама ласкает своего Цыпленка и уводит осторожно за руку.)

Все участники цепочкой выбегают на середину комнаты. Начинается заключительная полька.

           (Звучит быстрая музыка.)

             Сказка «Ненастоящая девочка» автор Н.Тернет.

                       Участвуют: Старичок, Зайчик, Волк.

Старичок: (идет с палочкой и корзинкой – как будто по  лесу).

               Я иду из города, а сам живу в лесу.

              Подарочки хорошие для внучки я несу.

                        А кто это?

(Тут к нему выбегает Зайчик. Он очень испугался, бежит и прячется за Старичка.)

Зайчик: Спрячь меня, дедушка, за мной волк гонится.

Старичок: Не бойся, мы его обманем. Вот возьми внучкину шубку (достает из корзины шубку) и надень. Волк тебя и не узнает.

Зайчик: Узнает! У меня ушки торчат!

Старичок: А вот возьми этот платочек и завяжи ушки. Тогда никак не узнает.

Зайчик: Ой, узнает! У меня ножки лохматые!

Старичок: А вот надень валенки. Вот теперь нипочем не узнает!

Зайчик: А у меня лапки лохматые!

Старичок: А это ничего – это как-будто рукавички. Ну вот, ты теперь не зайчик, а девочка Катюша. Увидишь волка – хлопай руками, топай ногами и ничего не говори. Идем.

                      (Вдали воет волк: «У-у-у-у!»)

Зайчик: Ой, это волк! Я боюсь!

Старичок: Не бойся. Ты же теперь не зайчик,а девочка Катюша.

                    (Навстречу бежит волк.)

Волк: У-у-у-у! Эй, старик, не видел тут зайца?

Старичок: Нет, не видел.

Волк: А это кто?

Старичок: А это моя внучка  - девочка Катюша.

Волк: А почему она ногами топает?

Старичок: Сердится. Она волков не любит!

Волк: А почему она руками хлопает?

Старичок: Драться хочет.

Волк: Ну, я тогда лучше дальше побегу. (Убегает.)

Старичок и зайчик: (обрадовались, что волк убежал, запрыгали и запели).  Обманули волка! Обманули волка!

Зайчик: Спасибо тебе, дедушка, что ты меня  спас. Вот тебе твой платочек, вот твоя шубка, вот твои  валенки. А рукавички не отдам – они не снимаются!

Старичок: Прощай, зайчик!

Зайчик: Прощай, дедушка!

        (Расходятся каждый своей дорогой и машут друг другу на прощанье, пока не уйдут.)

                                    Правила драматизации.

Правило индивидуальности:

Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченной роли с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуя от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

 Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по – своему.

Правило всеобщего участия:

В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора:

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор. Пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов:

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи:

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям:

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогают детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

Правило мудрого руководителя:

Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад комбинированного вида

                  «ВОЛОШКА»

                     муниципального образования город Ноябрьск

                       Мастер – класс

 «Организация игр – драматизаций в  группах младшего

        дошкольного возраста и руководство ими».

                                                    Музыкальный руководитель:

                                                                             Герасимова Т.А.


                  Цыпленок:

 Пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!

                     Лягушка:

Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!

Курочка (мама цыпленка)

     Красивый  петух:

Ку-ка-ре-ку! Я молодец! Я удалец!

        Черный кот:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста

Формирование у детей интерес к играм – драматизациям....

Картотека игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям. Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эм...

Картотека игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста

Картотека театрализованных игр для детей дошкольного возраста....

Статья: «Влияние организации и руководства театрализованной деятельностью детей в группе младшего дошкольного возраста как фактора реализации ФГОС ДО»

В статье раскрыт педагогический опыт и педагогические советы по организации и руководству театрализованной деятельностью детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены ряд условий для создания ...

Картотека игр-драматизаций для детей младшего дошкольного возраста

Игры-драматизации, используемые мною на занятиях с младшими дошкольниками...

Картотека игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста

Картотека игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста№1 «Теремок»Ведущий: Дети, тише, не шумите, нашу сказку не спугните, здесь бывают чудеса…. Сказка спряталась пока! Н...

Картотека игр-драматизаций с детьми младшего дошкольного возраста

Картотека игр-драматизацийс детьми младшего дошкольного возраста...