Главные вкладки

    Роль детско-взрослого сообщества в формировании здорового образа жизни у детей
    статья (младшая группа) по теме

    Шибут Елена Владимировна

    Статья о взаимодействии семьи и детского сада

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с осуществлением деятельности по физкультурному развитию детей №24 «Искорки»

    РОЛЬ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА   В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

    Подготовила воспитатель:

    Шибут Елена Владимировна

    Город Зеленогорск

    2011год

    РОЛЬ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА   В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

     

    В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые  и определяют уровень здоровья ребёнка. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьёй является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада.

    В соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, пункт 2.11. «Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

    образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

    образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    самостоятельную деятельность детей;

    взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

    Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

    Статистика показывает, что многие современные дети ощущают на себе патологизирующее воздействие стойких конфликтов, неуверенности, тревоги, хронического раздражения взрослых. У этих детей, несомненно, искажены условия социализации. Пребывание в острых или хронических, обусловленных стойким конфликтом, стрессовых ситуациях ведет к тому, что у более чем 1/3 таких детей наблюдаются стойкие психосоматические расстройства. Многих детей с такими расстройствами относят  к группе часто хронически болеющих детей.

    Как показывают результаты анкетирования родителей на современном этапе, среди значимых жизненных ценностей:

    -  75,5 % называют воспитание детей;

    - 67, 7 % - счастливую супружескую жизнь;

    - 53, 3 - хорошее здоровье;

    - 32, 2 % - достижение материального благосостояния;

    - 27, 9 % - успешную профессиональную деятельность.

    Наиболее значимыми в системе целевых ориентаций родителей выступают такие качества, как:

     - 63, 5% - доброта и отзывчивость к людям;

     - 57,8%  - волевые качества;

     - 45,5% -  воспитание у ребёнка стремления к образованию и культуре.

    К сожалению, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни у большинства родителей группы невысок (43,2%), а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребёнку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, упускают тот факт, что здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей.

    В нашей группе совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.

    1. Единство. Достигается в том случае, если цели и задачи  воспитания здорового ребёнка хорошо поняты не только нами, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами  физкультурно – оздоровительной работы в  группе.
    2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
    3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
    4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в  группе.

    Стержнем всей работы является индивидуальная программа оздоровления, разрабатываемая на каждого ребёнка группы на основе глубокой диагностики его здоровья и психомоторного развития. Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только гибкий режим дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно – оздоровительной и лечебно- профилактической работы с конкретным ребёнком, но и участие его семьи  в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей.

    В процессе работы по индивидуальным программам здоровья предусматривается систематический медико – педагогический контроль, включающий разные формы наблюдений за ребёнком как со стороны работников ДОУ, так и со стороны родителей. На основании анализа комплексных результатов наблюдений в середине и конце учебного года индивидуальные программы корректируются. И в соответствии с этим делаются дополнительные рекомендации   родителям.

    Система работы  с семьёй в  группе  включает:

    1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья и психомоторного развития ребёнка.
    2. Участие родителей  в составлении индивидуальных программ оздоровления детей.
    3. Целенаправленную санпросвет работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
    4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы  в  группе, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка.
    5. Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.).
    6. Ознакомление с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

    Для реализации данной системы    широко используем различные формы работы:

    1. Информационно – просветительские формы.

    Это различные информационные стенды, папки – передвижки, мини – библиотеки, тематические выставки, газеты. Они, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения пропаганду, направленную на повышение двигательной активности детей. В группе  представлен  режим дня, основные виды закаливания, советы специалистов по сохранению и укреплению здоровья детей,  стенд – «экран успеха», отражающий развитие физических качеств и спортивных успехов детей в течение всего года. Каждый квартал   выпускаем «Валеологическую газету», информация которой помогает родителям узнать различные формы и методы воспитания у детей здорового образа жизни в семье. Ежегодно организуем выставку «Моя спортивная семья», на которой представлены работы детей, семейные фотографии, отражающие традиции семей в области физкультуры и спорта.

          2. Информационно – просветительские формы:

     - консультации специалистов и воспитателей, где родителям выдаются разнообразные памятки, методическая литература, рекомендации.

     - Родительские собрания. Для привлечения родителей   собрания проводим  в форме «круглого стола», «деловой игры», дискуссии. Родителям предоставляем право подготовить сообщение, рассказ из опыта семейного воспитания, рекомендации другим родителям по различным вопросам. Родители   имеют возможность, изучив  специальную литературу и опираясь на собственный опыт, рассказать родителям, чьи дети посещают группу,    о роли семьи в физическом развитии и укреплении здоровья детей.

     - «Дни открытых дверей» с участием родителей в разнообразных видах детской деятельности. Родителям предлагаем принять участие в физкультурных занятиях, олимпийских уроках, театрализованных представлениях в театре «Олимпионика», шахматных турнирах др. Задания, подготовленные педагогами, дети выполняют совместно с родителями. Это как раз тот момент, когда ребёнок, воспитатель, родитель могут сотрудничать, взаимодействовать в едином сообществе.

     - Совместные физкультурные досуги, праздники, которые не только приобщают семьи к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

                    Данная система работы позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в ДОУ, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.

                    

                               Используемая литература:

    1. Федеральные  государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы (утв. Министерством образования и науки РФ Приказ №658 от 23.10.2009 года)

    2. Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова и другие «Радуга» Программа воспитания и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада.

    3.Н.И. Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей».

    4. Н.В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй».

    5. О.И. Давыдова «Работа с родителями ДОУ».

    6. Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

    Консультация для воспитателей  на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»Цель консультации: систематизировать знания педаг...

    Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

    Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей...

    Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"

    Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...

    Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей

    Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в ус...

    Консультация «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»

    Цель: систематизировать знания педагогов по  организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей....

    РОЛЬ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

    В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые  и определяют уровень здоровья ребён...