КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (сенсомоторной) КОРРЕКЦИИ
методическая разработка по теме

Здесь представлен комплекс двигательной коррекции для детей дошкольного возраста с проблемами в эмоциональноволевой сфере.

Данный материал может быть полезен для подготовки индивидуальной и групповой коррекции для детей с СДВГ, мышечными тонусами, двигательным беспокойством и импульсивностью

А также данные занятия помогут в развитии моторной и речевой сферы.

Состоят занятия из гимнастик, растяжек а также упражнений на развитие восприятия и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensomotorika.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ

Для детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями

На сегодня при скриненговой диагностики детей дошкольного возраста, выявляется большой процент детей группы риска. С такими проблемами как: повышенная возбудимость или вялость, неустойчивое внимание, гипо или гипер тонус мышц, импульсивность, высокая двигательная активность, недоразвитость общей и мелкой моторики, быстрая утомляемость. Из исследований наших и зарубежных физиологов, психологов и нейропсихологов, видно что Психика человека  управляет его движениями, а целенаправленные движения, влияют на центральную и вегетативную нервную систему. Все это формирует и развивает навыки необходимые для устойчивого поведения. Итак, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза, мы вызываем активизацию в развитии всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирует, восстанавливает и прострагивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Исходя из выше перечисленных особенностей детей, мы можем говорить о том, что данные дети имеют проблемы в эмоционально личностной сфере и поведенческой. При организации занятий с данными детьми рекомендуется следовать следующим правилам.

  1. Группа детей от 5-8 человек.
  2. Время занятия 20- 30 минут
  3. В одну группу могут входить дети с симптомами гиперактивности, невнимательные дети, с гипотонусом, неуверенностью в себе и стеснительные дети.
  4. Четкая, повторяющаяся структура занятий.
  5. Неизменное расположение предметов в зале( музыкальный или спортивный зал, достаточное количество свободного места, ковровое покрытие, мягкие модули, сухой бассейн)
  6. Введение временного лимита на выполнение заданий.
  7. Соблюдение четких, заранее оговоренных норм и правил
  8. Введение системы наказания (скамейка штрафников) и поощрения (знак отличия)
  9. Ритуал начала и окончания занятия.

Список использованной литературы.

  1. 1. И.Л. Арцишевская  «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.»
  2. 2. Г.П. Логинова «Программа по развитию мелкой моторики».
  3. 3. Т.В. Нестерюк «Психосоматическая гимнастика»
  4. 4. Двигательная коррекция для детей с СДВГ – центр адалин
  5. 5. Е.В. Горшкова О «говорящих» движениях и чудесных превращениях»

Структура занятия

  1. Приветствие и Йоговская гимнастика  для малышей (Л1)
  2. Пальчиковая гимнастика (Л2)
  3. Дыхательные упражнения   (Л4)
  4. Психогимнастические упражнения. (Л3)
  5. Упражнение на развитие ВПФ и общей моторики (Л1)
  6. Упражнения на регуляцию состояния мышечного напряжения (Л1)
  7. Упражнения на растяжку  и дыхательная гимнастика(Л4)
  8. Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий (Л4)
  9. Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата (Л4)
  10. Релаксация
  11. Самоанализ

Таблица комплексов по двигательной коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы

направление

Упражнения

1

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развития ВПФ

«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает)

«Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.

«Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется)

«Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки.

«Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию.

«И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна».

«И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»»

«И.п. –сидя. Наклоны головы в медленном темпе. «Вперед- назад» «К правому левому плечу» по 3-5 раз»

«Упражнения в балансире»

«Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем.

«Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед.

Литература №1 Занятия №1,2,3,4

Игры: «Будь внимательным», «раз,два,три-говори», «Расскажи и покажи», «Запрещенное движение».

2

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы)- с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.

«Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется)

«Кобра» (лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра медленно поднимаем голову, постепенно выпрямляем руки, приподнимаем верхнюю часть туловища и прогибаем спину. Ноги и таз лежат на полу. На выдохе расслабляем позу, возвращаемся в исходную позицию)- с постепенным усложнением, убираем опору на руки.

 «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

- И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«И.п. – лежа (сидя). Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз 3-5 раз. Голова неподвижна».

«И.п.- сидя. Медленные повороты к правому левому плечу 3-5 раз. «нет-нет»»

«упражнения в балансире»

«Котенок» И.п.- произвольное, Представим что мы превратились в котят. Встаем на колени, свернулись клубочком, греемся на солнышке, засыпаем. Просыпаемся, выгибаем спинку, ловим свой хвостик, шипим, мурлыкаем.

«Ловкий котенок» И.п.-произвольное. Мы превратились в котят, которые проползают под забором. Встаем на колени, а затем садимся на пяточки, вытягиваем руки вперед. Наклонившись опираемся на руки, согнутые в логтях, и прижимаемся к полу как можно ниже. Начинаем движение вперед.

        Литература №1 Занятия №5,6,7,8

        

3

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

 

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

        

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

        

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

«Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

«ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами.

- И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира

«Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем.

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при ходьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятие № 9,10,11,12

4

Упражнения на снятие мышечного напряжения и расслабление.

 

Упражнение на растяжку мышц и на самоощущение тела

Упражнения на формирования и коррекцию базовых сенсомоторных взаимодействий

        

Упражнения на тренировку вестибулярного аппарата

Психогимнастика.

Упражнения на развитие ВПФ

«Яйцо»( ребенок принимает позу эмбриона лежа на полу и тихонько раскачивается в такт музыке по команде взрослого ребенок замирает. И имитирует момент вы лупления из яйца.)

«Ущелье» (ребенок пролезает через узкую, темную длинную трубу)

«Солдат раненный в ноги» И.П. – лежа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч, по команде ребенок начинает ползти вперед на руках, ноги скрещены и не двигаются»- усложнение ползти по наклонной поверхности.

«Бревнышко» (И.П.- упражнение «Струна» В момент напряжения мышц, ребенок начинает перекатываться с правого бока на левый.)

«Солдат раненный в руки»

И.п.- лежа на животе, руки скрещены за спиной, голова чуть приподнята от земли, ребенок начинает ползти вперед за счет ног, чередуя по очереди( опираясь на согнутую ногу).- усложнение, ползти по наклонной поверхности.

«Бабочка» И.П. сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Мышцы бедер расслабленны. Движения бедрами подобно взмахам крыльев бабочки.

«ходьба на попе» И.п.- сидя. Ребенок совершает движения вперед, назад, вправо, влево сидя на полу с выпрямленными ногами.

«Кошечка» И.п. – лежа. Встать на четвереньки, опираясь на ладони и коленки. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе прогнуть вверх, прижав подбородок к груди.

«Кошечка в движении»

  1. охота, ползти на четвереньках, низко прижавшись к полу
  2. движение влево-право, вперед, назад.

- И.п – лежа на спине. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз) Когда одна рука оказывается вытянута вверх, а другая лежит вдоль тела, голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени в сторону нижней руки.

«Упражнения в балансире»

И.п. – сидя. Самостоятельное движения балансира

«Собачка» И.п.- стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Ходим и бегаем опираясь на ладони и стопы. Виляем хвостиком и лаем.

«Медвежонок» И.п. – стоя на высоких четвереньках, прижимая ступни к полу. Начинаем движение переставляя одновременно правую руку и правую ногу, затем левую руку и левую ногу. Колени при хотьбе не сгибаем.

Литература №1 Занятия №13.14,15,16

Каждый комплекс упражнений рассчитан на 4 и более занятия

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза для детей от 2,5 до 12 лет!

Нейропсихологами активно применяется программа метод замещающего онтогенеза. В каких же случаях может использоваться эта программа?Во-первых всем детям для гармоничного физического, психического,...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ

Материал содержит примерные комплексы двигательной коррекции для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Игры и упражнений по сенсомоторной коррекции

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

«Несерьезные игры, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка» или «Сенсомоторная коррекция».

В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной ...

«Двигательный режим дошкольника. Составление комплекса упражнений для коррекции осанки с гимнастической палкой»

Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это с учетом здоровьесбережения обучающихся, а также...